«Речевые игры: что это такое и как в них играть?»
консультация по теме

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_rech_igry_kak_igrat.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Речевые игры: что это такое и как в них играть?»

Консультация для родителей

Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разных местах. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и со взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как этого хотелось бы нашим детям.

Чтобы сделать общение с детьми приятным, интересным и, главное, полезным, необходимо поиграть вместе с ними в речевые игры. Играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает ее полезной и желанной.

«Речевая игра» - это стихи, с которыми и в которые можно играть. Но не любые стихи могут стать речевой игрой. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), это солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»), это обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин») и т.д. Особенно нравятся ребятам стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры.

Их можно найти на страницах детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можно попробовать создать и свои собственные стихотворные тексты.

Польза их заключается в важности совместной игры взрослого и ребенка. Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.

Выступая в самых разных ролях, — бравого солдата, толстяка Робина Бобина, проказливой Бабы Яги, — ребенок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Играя и примеряя на себя самые разные роли, он тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать, одним словом — играть.

Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самих рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».

Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке – текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике – грубоватым голосом; о мышонке – тоненько, высоким голоском; о бычке – низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье.

«Аты-баты, шли солдаты»

Аты-баты,                 Дети маршируют.

Шли солдаты.            Прикладывают правую руку к голове  «отдают честь».

Аты-баты,                 Маршируют.

На базар.                 Указывают левой рукой в сторону базара  «вон там базар».

Аты-баты,                 Маршируют.

Что купили?              Разводят руки в стороны вопросительная интонация                                         «спросить ручками».

Аты-баты,                 Маршируют.

Самовар.                 Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бедра,                                 локти в стороны  «я самовар».

Аты-баты,                 Маршируют.

Сколько стоит?          Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперед                                          вопросительная интонация.

Аты-баты,                 Маршируют.

Сто рублей!               Поднимают руки, пальцы растопыривают  «много денег».

Аты-баты,                 Маршируют.

Заходите,                 Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой  

                        пригласительный жест, ласковая интонация.

Выпьем чаю              Раскрытую ладонь левой руки держат перед собой  «блюдце».

Поскорей!                 Соединяют большой и указательный пальцы правой руки  над                                 «блюдцем» держат«чашечку».

«Мы сидели на печи»

Мы сидели на печи,      Слегка расставляют ноги и сгибают их в коленях,                                                 опираются руками в бедра  «сидят на         печке».

Ели булки,                Выставляют правую руку в сторону  

                «держат на ладони булку».

Калачи.                Выставляют левую руку в сторону

        «держат на ладони калач».

Бабка Ежка                 Расставляют слегка ноги, пружинят  «сидят на помеле»,     прилетела,                        слегка сжимают правую руку в кулак перед собой                                                  «держат помело», левой кистью руки выполняют круговые                                 движения в воздухе — «ветерок от полета».

Все бараночки поела        Соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки                                           «бараночки», говорят с обидой в голосе — «забрали                                         наши бараночки».

Нам остался лишь         Вытягивают руки перед собой  «держат длинный    батон,                                 батон», говорят с сожалением в голосе.

Кто не съел,                 Кладут обе руки на живот.                                 

Тот вышел вон!                Выставляют в сторону левую руку, указательным пальцем

                                указывают на «выход».

 «Как у бабушки Наташи»

Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.

Ели вкусную мы кашу.              Соединяют ладони перед собой  делают                                                         «тарелку»,          показывая ее всем, стоящим справа и                                                 слева.

Каша пшенная с дымком,            Над раскрытой ладонью левой руки  «тарелка»;                                                 указательным пальцем правой руки                                                                 рисуют воображаемый дымок, идущий от горячей                                                 каши и поднимающийся вверх, поэтому текст                                                 произносят нараспев.

Каша пшенная с дымком,          Повторяют те же движения, но

                                        с правой рукой  «тарелка», с левой  «дымок».

С хлебом,                                 Выставляют правую руку перед грудью, локоть в                                                 сторону, внутреннюю сторону ладони вниз                                                         «ломоть хлеба».

С маслом,                                 Левую ладонь кладут на правую сверху — «слой                                                 масла».

С молоком.                         Соединяют запястья, кончики пальцев рук и                                                         поднятые вверх большие пальцы рук — «кружка».

Взяли мы большие ложки,            Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх                                         и разводят в стороны — две «ложки».

Съели все до самой                 Попеременно то правой, то левой«ложкой» едят крошки!                                «кашу», поднося «ложки» ко рту.

Вот какая каша                         Снова делают «тарелку» и показывают ее всем,                                                 стоящим справа и слева.

У бабушки Наташи!                 Снова берутся за воображаемые концы платочка,                                                 говорят по-старушечьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры: что это такое и как в них играть

Это стихи, с которы­ми и в которые можно играть...

«Речевые игры: что это такое и как в них играть»

Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разных местах. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в гр...

«Задержка речевого развития. Что это такое? Работа воспитателя с детьми с отставанием в речевом развитии. Сообщение из опыта работы»

  Наиболее чувствительный, или сензитивный, период для развития речи – период дошкольного возраста. Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего умственного, физ...

Консультация для родителей "Речевые игры: что это такое и как в них играть"

Что же такое "речевая игра"? Любые ли стихи могут стать речевой игрой?...

"Речевые игры: что это такое и как в них играть?"

Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в гру...

«Речевые игры. Что это такое и как в них играть»

Игра имеет большое значение для детей. Что даёт игра детям? Она дает свободу. Игра — не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно. Игра дает увлеченность. Она интен...