«Речевые игры: что это такое и как в них играть»
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Полякова Оксана Ивановна

Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разных местах. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и со взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как это хотелось бы нашим детям.

Я предлагаю вам — мамы, папы, бабушки, няни, педагоги и все те, кто с удовольствием общается с детьми и кто хочет сделать это общение приятным, интересным и, главное, полезным, поиграть вместе с ними в речевые игры. Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает ее полезной и желанной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rechevye_igry.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Речевые игры: что это такое и как в них играть»

Речевые игры: что это такое и как в них играть

Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разных местах. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе детского сада. Любят они играть и со взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как это хотелось бы нашим детям.

Я предлагаю вам — мамы, папы, бабушки, няни, педагоги и все те, кто с удовольствием общается с детьми и кто хочет сделать это общение приятным, интересным и, главное, полезным, поиграть вместе с ними в речевые игры. Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает ее полезной и желанной.

Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть.

Любые ли стихи могут стать речевой игрой? Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было

КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), это солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»), это обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин») и т.д. Особенно нравятся ребятам стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры.

Где же взять такие стихи? Вы их найдете на страницах детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можно попробовать создать и свои собственные стихотворные тексты.

А в чем же польза этих игр? Как уже говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребенка. Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.

Выступая в самых разных ролях, — бравого солдата, толстяка Робина Бобина, проказливой Бабы Яги, — ребенок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Играя и примеряя на себя самые разные роли, он тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать, одним словом — играть.

Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальней- ' шей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».

Еще кое-что об играх. Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке — текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике — грубоватым голосом; о мышонке — тоненько, высоким голоском; о бычке — низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми!

А теперь пришло время познакомить вас с предложенными речевыми играми. Поэтому скорей зовите ребят, усаживайтесь поудобнее и... читайте, придумывайте и играйте вместе с нами.

«Аты-баты, шли солдаты»

(модель И. Бодраченко по народной потешке)

Аты-баты,                 Дети маршируют.

Шли солдаты.            Прикладывают правую руку к голове —«отдают честь».

 Аты-баты,                 Маршируют.

На базар.                 Указывают левой рукой в сторону базара —«вон там базар».

Аты-баты,                 Маршируют.

Что купили?              Разводят руки в стороны — вопросительнаяинтонация —                                 «спросить ручками».

Аты-баты,                 Маршируют.

Самовар.                 Расставляют ноги, слегка приседают, рукиупирают в бедра,                                 локти в стороны — «я самовар».

Аты-баты,                 Маршируют.

Сколько стоит?          Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперед —                                 вопросительная интонация.

Аты-баты,                 Маршируют.

Сто рублей!               Поднимают руки, пальцы растопыривают —«много денег».

Аты-баты,                 Маршируют.

Заходите,                 Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой —

                        пригласительный жест,ласковая интонация.

Выпьем чаю              Раскрытую ладонь левой руки держат передсобой — «блюдце».

Поскорей!                 Соединяют большой и указательный пальцыправой руки — над                                 «блюдцем» держат«чашечку».

Считалка «Мы сидели на печи»

(слова и модель И. Бодраченко)

Мы сидели на печи,      Слегка расставляют ноги и сгибают их в коленях,                                                 опираются руками в бедра — «сидят на         печке».

Ели булки,                Выставляют правую руку в сторону —

                «держат на ладони булку».

Калачи.                Выставляют левую руку в сторону —

        «держат на ладони калач».

Бабка Ежка                 Расставляют слегка ноги, пружинят — «сидят на помеле»,     прилетела,                        слегка сжимают правую руку в кулак перед собой —                                         «держат помело», левой кистью руки выполняют круговые                                 движения в воздухе — «ветерок от полета».

Все бараночки поела        Соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки                                         —  «бараночки», говорят с обидой в голосе — «забрали                                         наши бараночки».

Нам остался лишь          Вытягивают руки перед собой —«держат длинный    батон,                         батон», говорят с сожалением в голосе.

Кто не съел,                     Кладут обе руки на живот.                                 

Тот вышел вон!                Выставляют в сторону левую руку, указательным пальцем

                                              указывают на «выход».

Речевая игра «Как у бабушки Наташи»

(слова народные)

Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.

Ели вкусную мы кашу.              Соединяют ладони перед собой — делают                                                         «тарелку»,          показывая ее всем, стоящим справа и                                                 слева.

Каша пшенная с дымком,            Над раскрытой ладонью левой руки — «тарелка»;                                                 указательным пальцем правой руки                                                                 рисуют воображаемый дымок, идущий от горячей                                                 каши и поднимающийся вверх, поэтому текст                                                 произносят нараспев, «глиссандируя».

Каша пшенная с дымком,          Повторяют те же движения, но

                                               с правой рукой — «тарелка», с левой — «дымок».

С хлебом,                                 Выставляют правую руку перед грудью, локоть

                                        в  сторону, внутреннюю сторону ладони вниз —                                                         «ломоть хлеба».

С маслом,                                 Левую ладонь кладут на правую сверху — «слой                                                 масла».

С молоком.                         Соединяют запястья, кончики пальцев рук и                                                         поднятые вверх большие пальцы рук — «кружка».

Взяли мы большие ложки,            Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх                                         и разводят в стороны — две «ложки».

Съели все до самой                 Попеременно то правой, то левой«ложкой» едят крошки!                                «кашу», поднося «ложки» ко рту.

Вот какая каша                         Снова делают «тарелку» и показывают ее всем,                                                 стоящим справа и слева.

У бабушки Наташи!                 Снова берутся за воображаемые концы платочка,                                                 говорят по-старушечьи.

Игры Исетского Зауралья
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.

Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

В ходе игры педагог привлекает внимание детей к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Хотим представить вашему вниманию небольшую подборку игр нашего края. Это игры Исетского Зауралья. Некоторые из них остались только в памяти, другие - живут активной жизнью и передаются от поколения к поколению.

Афанас

Так называли игру в жмурки. Считалкой определялся Афанас. Его раскруживали, а потом спрашивали:

- Где стоишь?

- На посту!

- Что пьешь?

- Квас!

- Ищи нас!

Все разбегаются в разные стороны.

Игра в ФАНТЫ

Двое образуют «ворота». В эти ворота играющие проходят под песенку:

Золотые ворота,

Проходите, господа.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас.

Ворота закрываются. Тот, кто остался за воротами, выкладывает свой фант. Игра продолжается до тех пор, пока не наберется нужное количество фантов, для каждого из которых предлагается определенное задание.

Краски

Все стоят кругом. Выбирается продавец и черт. Каждый выбирает для себя свой цвет и тихо сообщает продавцу, чтобы черт не слышал. Черт подходит и стучит в воображаемую дверь:

- Тук-тук ножкой.

- Кто там под окошком?

- Это я, черт с рогами.

- Зачем пожаловал?

- За краской.

- За какой?

Черт называет краску, названная краска убегает. Черт называет цену краски и бежит за ней. Если краску поймали, она становится на место черта, если же нет, то игра продолжается с этим же чертом.

Барыня

Приехала барыня из Уфы,

Привезла голик да веник,

Да сто рублей денег.

Велено не смеяться, не улыбаться,

«Да» и «Нет» не говорить,

Черно с белым не носить.

- Вы поедете на бал?

/Нельзя смеяться, улыбаться и говорить «да» и «нет»… /

- А какое вы платье оденете?

/ Нельзя говорить: черное или белое/

Кто нарушит условие, выводится из игры.

Игра «Крыс-крыс» 

Выбирается ведущий игры. Ребята разбегаются и кричат ему:

-Крыс-крыс что ты любишь?

Крыс называет любой предмет, например, дерево.

Все играющие бегут к дереву, а крыс-крыс их догоняет и пытается кого-нибудь «заляпать». «Заляпанный» становится ведущим.

Игра в «Ладушки» 

Двое садятся напротив друг друга, хлопают в ладоши и приговаривают с ускорением:

Темная ночка – комарики кусаются.

Царь с царицей на лавочке прощаются.

Царь поехал за границу,

А царица в Ленинград.

Царь посеял там пшеницу,

А царица – виноград,

Винограду было много,

А пшеницы - ничего.

Царь заплакал от обиды,

А царица пьет вино

И показывает «Во! »

Выигрывает тот, кто быстрее покажет большой палец.

Мышеловка

Играющие встают в круг, берутся за руки и, приподняв их, тихо произносят:

Все спят:

Волки спят,

И медведи спят,

И зайцы спят,

Только мыши не спят…

Они есть хотят,

В мышеловку глядят.

И мышки начинают бегать вокруг мышеловки, забегать внутрь мышеловки, пищать: «С-с-с, с-с-с». Играющие резко опускают руки, часть мышек поймана. Игра продолжается дальше.

Пила

Завизжала пила,

Зажужжала, как пчела.

Ж-ж-ж…

Треснула и стала,

Начинай сначала.

Играющие становятся в одну линию, берутся за руки и, раскачивая руками взад и вперед, как бы пилят и приговаривают слова.

Садовник и цветы

Я садовником родился,

Не на шутку рассердился:

Все цветы мне надоели,

Кроме астры.

- Ой!

/ вскрикивает "астра" /.

- Что с тобой?

- Влюблена…

- В кого?

- В ромашку…

- Ой!

/ вскрикивает «ромашка»/.

И так игра продолжается, пока не останется последний игрок, в которого никто «не влюблен». Он занимает место ведущего /садовника/, а ведущий становится «цветком».

Игра в «Пеньки»

Садятся кружком и выбирают ведущего по считалке / любой /. Ведущий подбегает к кому-нибудь из играющих, тот подымается и бежит вокруг по часовой стрелке. А ведущий подбегает к другому, и тот бежит против часовой стрелки. Кто из них первый займет место. В ходе игры задаются вопросы:

Пиво-то где варят?

- Там за горой, за кобыльей норой.

- Пиво-то где варят? и т. д.

Наземные десятки 

/игра с мячом/

10 – Десять раз ударяли о землю мячом.

9 – Девять раз кинуть мячом вверх и об землю.

8–Восемь раз ударить мячом об землю и прокрутиться.

7 – Семь раз ударить о землю через левую ногу.

6 - Семь раз ударить о землю через правую ногу.

5 – Ударить мячом об землю десять раз.

4 - Ударить мячом об землю через правую и через левую ногу.

3 – Подбросить вверх, скрестить руки и поймать мяч.

2 – Кинуть об стенку и прокрутиться.

1 – Ударяя мячом об землю, проговаривать:

На уроке ученица

Получила е-ди-ни-цу

/на слове единица мячом ударяют об стену/

Монах

Приехал монах, в синих штанах,

В красной рубахе,

На хромой собаке…

- Зачем? (спрашивают играющие) .

- За красками. (отвечает ведущий) .

- За какими? (спрашивают играющие) .

Дети должны угадать, а монах проверяет по бумаге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры: что это такое и как в них играть

Это стихи, с которы­ми и в которые можно играть...

Игра-беседа "Что такое хорошо, что такое плохо?"

Дать детям понятие о хороших и плохихи поступках...

Консультация для родителей "Речевые игры: что это такое и как в них играть"

Что же такое "речевая игра"? Любые ли стихи могут стать речевой игрой?...

"Речевые игры: что это такое и как в них играть?"

Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в гру...

«Речевые игры. Что это такое и как в них играть»

Игра имеет большое значение для детей. Что даёт игра детям? Она дает свободу. Игра — не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно. Игра дает увлеченность. Она интен...