Интеграция и адаптация детей с нарушениями слуха в среду слышащих.
статья на тему

Ершова Ольга Борисовна

Интеграция и адаптация детей с нарушениями слуха в среду слышащих.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_i_adaptatsiya_detey_s_narusheniyami_slukha.docx15.25 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция и адаптация детей с нарушениями слуха

в среду слышащих.

На протяжении многих лет существует проблема: интеграция людей с нарушением слуха.

Данной проблемой занимаются многие учёные и педагоги мира. Слышащие люди общаются при помощи языковых средств: речи, жестов, мимики. А люди с проблемами слуха исключены из социальной среды, где основным средством коммуникации являются речь.

Я работаю учителем-дефектологом в группе для слабослышащих детей в детском саду г. Н. Новгорода. Основной задачей своей работы считаю развитие устной и письменной речи, а так же развитие слуха в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речи и неречевых звучаний. На начальном этапе работы ребёнок учится слушать, понимать значение услышанного, пытается воспроизвести то, что он услышал.

В последнее время приходится работать с детьми после кохлеарной имплантации (КИ). Этот метод всё шире внедряется в практику, однако он может быть высокоэффективным, если ребёнка прооперировали до 1,5 лет. Глухой малыш после КИ слышит разные звуки, но не понимает их смысла,

т. к. они сливаются для него в один шумовой поток. Ребёнок не может понять речь, потому что слишком мало в его памяти информации о значение слов, правилах их изменения и соединении их в предложении.

В первую очередь мы привлекаем внимание и интерес ребёнка к окружающим звукам, чтобы он начал реагировать на них и узнавать их. В этот момент он педагогов и родителей требуется целенаправленная, ежеминутная работа.

Из опыта работы можно сделать вывод, что у ребёнка с КИ может не появиться спонтанная речь, если родители не знают, как правильно заниматься.

Поэтому основной целью учителя-дефектолога, работающего с такими детьми, особенно маленькими, является научить родителей развивать у ребёнка слух, понимание речи, устную речь.

У ребёнка необходимо вызвать желание общаться речью, а для этого нужно создавать различные ситуации в повседневной жизни. Создание привычных, повторяющихся ситуации и действий помогают ребёнку быстрее овладеть речью. Так например при прощании с детьми мы учим говорить: «Пока».

Так же можно использовать ситуации удивляющие ребёнка, случайные ситуации, т. к. они нередко помогают ему быстрее понять и запомнить что-то важное.

Реабилитация детей с КИ проходит в игровой форме, где ребёнок открывает для себя звук и свой голос, способность к имитации.

Во время первых игр важно давать ребёнку возможность вслушиваться в звук, в слово, для этого повторяем его несколько раз. Зачастую дети с нарушением слуха не умеют играть с игрушкой, они хватают и быстро бросают её. Если у ребёнка появился интерес к игрушке, то взрослому необходимо воспользоваться его интересом к ней рассмотреть её вместе с ним игрушкой, придумав забавную игру. При этом взрослые должны комментировать все эти действия речью. Речь взрослого должна состоять из коротких фраз, которые проговариваем напевно, повторяя ключевые слова высказывания.

Для того, чтобы ребёнок хотел говорить, не мог без этого жить, он должен быть подлинным участником какого-либо дела, общего для него и для взрослого, или для него и для других детей. В первую очередь ребёнок учится называть то, с чем он действует, что вызывает у него интерес или в чём он нуждается.

Активизация самостоятельной речи детей может осуществляется, например, в играх, в которых дети имитируют движения животных:

  • Игра в собачки
  • Игра в лошадки
  • Игра «Кот-мяу»
  • Игра «Зайки» и т. д.

Можно использовать и другие игровые упражнения, например: «Ляля спит (а-а-а)», «Ляля кушает (ам-ам)», «Поезд едет (у-у-у-у)».

Эти игровые упражнения сопровождаем использованием фонетической ритмики, при помощи которой дети быстрее усваивают правильное произношение своих первых звуков, слогов.

Работа в группе ведётся в тесном контакте с воспитателями, психологом, музыкальным руководителем. Для родителей регулярно проводятся консультации, семинары-практикумы; действует консультативный пункт для детей, не посещающих детский сад.

Реабилитация маленьких детей с КИ продолжается от 3 до 5 лет. Её конечной целью для большей части детей можно рассматривать как подготовку к массовой школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разговор по душам"Психологическая адаптация родителей, имеющих детей с нарушением слуха"

Помочь родителям правильно принять диагноз  ребёнка,определить оптимальные условия  для  развития ребёнка, его дальнейшей интеграции в обществе....

Консультация для родителей "Создание слухоречевой среды для детей с нарушением слуха".

В данной консультации даны рекомендации родителям по созданию слухоречевой среды дома. Также эта информация будет полезна начинающим педагогам, работающим с детьми с нарушением слуха....

Смешанная группа детского сада как модель интеграции детей с нарушениями слуха в общество слышащих.

Опыт работы инклюзивных групп для дошкольников с нарушениями слуха в г.Пермь...

Методические рекомендации для родителей по организации предметно-развивающей среды для детей с нарушением слуха дома

Организация различных уголков для совместной и самостоятельной деятельности (методические рекомендации на примере "СТРОИТЕЛЬНОГО, КУКОЛЬНОГО, ПРИРОДНОГО УГОЛКА и УГОЛКА РИСОВАНИЯ)...

Научное исследование в области педагогики и психологии по проблеме помощи детям с нарушением слуха в условиях интеграции в общеобразовательное учреждение

На сегодняшний день, перед родителями слабослышащего ребёнка стоит очень важный вопрос: куда отправить учиться своего ребёнка – в специальное образовательное учреждение II типа или в интегрированный к...

Адаптация детей с нарушением слуха в детском саду

  Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщ...


 

Комментарии

Бабаева Евгения Анатольевна

Начну с простого примера, представьте, что вы находитесь на вокзале, что вы слышите? Вы слышите многообразие различных шумов, то же слышит и ребёнок с КИ. Ребёнку очень важно научиться вычленять нужные ему звуки. Работа по слуховому восприятию должна проводиться постоянно.
Эффективность обучения детей будет зависеть от того, насколько родители активно будут участвовать в его жизни. Для этого они должны чётко выполнять все рекомендации и задания педагога. И результат не заставит себя ждать! Удачи!