Коррекция зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с использованием музыки
консультация на тему

Скворцова Елена Юрьевна

Актуальность проблемы коррекции зрительного восприятия у детей с нарушением зрение посредством музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 82 компенсирующего вида

Невского района г. Санкт-Петербурга

Статья

«Коррекция зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с использованием музыки»

Автор:

Елена Юрьевна Скворцова

учитель-дефектолог

Важным направлением в развитии познавательной деятельности детей дошкольного возраста является формирование целостного восприятия окружающей действительности . Дети при нормальном зрении воспринимают огромное количество предметов и явлений окружающего мира. Практически мозг ребенка отражает все, что вокруг видит, осязает, слышит и обоняет. Многое из воспринимаемого детьми без специального обучения не осознается. Хорошо видящие дети не всегда замечают и усматривают в предметах главные признаки, а для восприятия детей с нарушением зрения это особенно характерно. Снижение функций зрения неизбежно приводит к снижению скорости и точности восприятия, обуславливает фрагментарность, искаженность восприятия еденичных предметов, првоцирует замедленность и нечеткость их опознания. Спицифика развития детей с нарушением зрения проявляется в своеобразии их двигательной активности, что выражается в недостатках координации, точности, ловкости и скорости выполненных движений, формировании чувства ритма, ориентировке в пространстве. Характерным для детей с патологией зрения также является более слабый, по сравнению с нормально видящими детьми, уровень эмоционального восприятия объектов внешнего мира. В дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением зрения учителем -дефектологом (тифлопедагогом) проводятся специальные коррекционные занятия и совместная деятельность с детьми в течении дня в режимные моменты, где педагог использует специальные методики по развитию зрительного восприятия с применением специальных игр и упражнений для стимуляции, активизации и развития зрения. Также, учитывая особенности развития каждого ребенка в условиях зрительной патологии различной степени тяжести,тифлопедагогом проводится коррекционная работа на полисенсорной основе, что предполагает развитие и активизацию не только зрительного, но и других анализаторов в процессе различных видов деятельности. Например: выполнение музыкально-ритмических движений, пение песенок, игры на музыкальных инструментах, театральные сценки, слушание музыки. У детей с нарушением зрения именно музыка повышает эмоциональную выразительность, делает ярче их образные представления, благотворно влияет на снижение нервной возбудимости, способствует их самовыражению. Использование в совместной деятельности с детьми и на занятиях музыкально-ритмических игр, элементов психогимнастики, творческих заданий делает их яркими, интересными и эмоционально насыщенными, способствует развитию фантазии и самостоятельности. И одновременно позволяет решать ряд коррекционных задач: формирование бинокулярного зрения, укрепления мышц глаз, развитие цветовосприятия, прослеживающих функций глаза, глубинного зрения, слуховой и пространственной ориентации, совершенствование речевой деятельности и коммуникативных навыков. Все музыкальные игры и упражнения можно разделить на группы с учетом коррекционной направленности: развитие основных движений, навыков ориентировки в пространстве, развитие глазодвигательных функций; развитие вестибулярного аппарата, координации движений, чувства ритма, совмещение зрительных и слуховых образов; коррекция вторичных нарушений, связанных с определенной зрительной патологией. Большое значение имеет правильная организация предметно-развивающей среды в группе и кабинете учителя- дефектолога и коллекция аудиозаписей для слушания музыки, сопровождения театральных сцен, сказок с подражательными движениями и музыцированием, развитие координации движения под музыку, релаксации. На коррекционном занятии можно использовать короткие музыкальные фрагменты для проведения: физкультминуток и зрительных гимнастик; на занятиях по формированию предметных представлений с целью создания образа воспринимаемого материала; включение музыкальных зарисовок с целью отдыха.

Использование музыки в коррекции зрительного восприятия у детей с нарушением зрения не только доставляют каждому ребенку радость, вызывают интерес, но и позволяет эффективно развивать зрительный анализатор, помогают преодолевать различные проблемы в развитии.

Из коллекции аудиозаписей: Аудиэнциклопедия -«Привет, я Чевостик». Детское издательство ЕЛЕНА, Татьяна Суворова «Спортивные Олимпийские танцы для детей, Е. Железнова «Котик» - Сказки для подражательных движений и музицирования(Развивалочки), М. И. Родина, А. И. Буренина «Кукляндия» (Музыкальное приложение), «Шедевры классической музыки» М: ООО «И.М.П.», 2012г.

Литература:

  1. Г.В. Никулина, Л. В. Фомичева, Е. В. Замашнюк, Развитие зрительного восприятия. – СПб.: изд.РГПУ им. А. И. Герцена, 2003г.
  2. Научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания детей и молодежи с нарушением зрения/Сборник статей. Выпуск №1 под ред.В.З. Кантора. – М.: 2001
  3. А.В. Васильева Зрение: проблемы сохранения и восстановления. СПб.: Вектор, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством использования схематизации и моделирования в различных видах деятельности»

Нарушение зрения у детей отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения и зрительного восприятия, образное мышление, речь, память, внимание). Поэтому обучение и во...

Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения с использованием ИКТ (информационные компьютерные технологии).

Развитие  зрительного восприятия  у  дошкольников с  нарушениями  зрения с использованием  ИКТ (информационные компьютерные технологии)....

"Использование математических игр в непосредственной коррекционной деятельности по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения"

Современные  развивающие  игры с их многофункциональностью использования в непосредственной коррекционно-образовательной деятельности являются уникальным средством развития зрительного воспр...

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ТИФЛОПЕДАГОГА ПО КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ В ОУ

В статье представлен опыт работы учите5ля-дефектолога с детьми, имеющими нарушения зрения...