Музыкальное развитие детей младшего возраста
консультация (младшая группа) на тему

 Ребенок растет и музыка постепенно входит в его жизнь, делая ее более насыщенной и яркой.

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребёнка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnoe_razvitie_detey_mladshego_vozrasta.docx17.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное развитие  детей младшего возраста

                                                                                                                                          « Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»     В.А.Сухомлинский.

Ребенок растет и музыка постепенно входит в его жизнь, делая ее более насыщенной и яркой.

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребёнка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Умение донести до детей музыкальное произведение, приобщить к нему, воздействуя на их чувства и мысли, - благородная и ответственная задача. Теория и практика музыкального воспитания в дошкольных учреждениях показала, что эти задачи выполнимы при определённых условиях. Прежде всего, процессом музыкального воспитания должен руководить педагог, идейно и профессионально подготовленный, творческий в своих педагогических исканиях, владеющий искусством и любящий своих воспитанников.

Музыкальный руководитель призван приобщать детей к музыке, воздействуя на них прежде всего выразительным её исполнением, чтобы музыка вызывала яркие эмоциональные переживания, благотворно воздействовала на духовный мир ребёнка.

Музыка вызывает у слушателя разные чувства: радость, удивление, восхищение, праздничную приподнятость или лёгкую печаль. Музыкальное искусство, отражая жизнь во всем её многообразии, расширяет кругозор человека, обогащает его духовный мир. Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, доставляет эстетическое наслаждение. Воздействуя на чувства и сознание слушателя, она способствует активному сопереживанию. С помощью музыкальных образов, комплекса мелодических и гармонических созвучий композитор выражает свои мысли и устремления.

Музыкально искусство считалось в народной педагогике  важным средством воспитательного воздействия на человека. Значение его в наши дни всё более возрастает. В музыкальных произведениях, предназначенных для детей, авторы стремятся передать доступные их возрасту образы и представления о жизни.

Если произведение создано талантливым мастером и исполнено педагогом с любовью и вдохновением, оно доставит ребёнку большую радость и запомнится надолго. Музыкальные занятия в детском саду всегда вызывают повышенный интерес у детей.

На занятиях музыкой под руководством педагога у ребят пробуждается активный интерес к окружающему миру, складываются нравственные понятия, «что такое хорошо и что такое плохо», стимулируется мыслительная деятельность. Дети увлечённо следят за сменой настроений в музыке, отмечают сходные и контрастные построения.

Есть и другая сторона в этой деятельности. Музыкальное воспитание и обучение не только духовно воздействуют на детей, но и укрепляют их физические силы. Музыка создаёт жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма. Меняется осанка ребёнка, когда он шагает под звуки бодрого марша, полётным становится его бег под лёгкую акцентированную музыку. В процессе пения развивается дыхание, укрепляются голосовые связки.

Всё это протекает на фоне эмоциональных переживаний, когда ребёнка охватывает ощущение радости, духовного подъёма, восхищения или изумления. Музыка как бы управляет его настроением. Появляется стремление к самостоятельным действиям, радостное предчувствие того, что и он может сделать что – то хорошее и нужное, как – то по-особому выразить свои чувства.

Установление преемственности в музыкальном воспитании и развитии детей на различных возрастных этапах заключается в том, что на каждой следующей ступени обучения элементы усвоенного повторяются, но в расширенном, углублённом виде, на этой основе формируются новые знания. Детей ведут от простых действий к более сложным, но при этом на каждом этапе учитываются достигнутые результаты и психофизиологические возможности детей.

Музыкальное развитие, как и любые другие психические и физиологические процессы, идёт по возрастающей линии. Это переход от непроизвольных откликов на музыку к эстетическому отношению к ней, от импульсивных стремлений петь, двигаться под музыку к выразительному исполнению, от смутных приятных ощущений восприятия музыкальных звуков к эмоциональному и сознательному слушанию произведения. Такова общая картина динамики музыкального развития.

Таким образом, общие задачи музыкального воспитания и развития детей сводятся к следующему:

1. Пробуждать активный интерес и любовь к музыке, развивать правильное её восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственно – эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.

2. Обогащать эмоциональные впечатления, знакомя с разнообразными произведениями и сведениями о них.

3. приобщать к различным видам музыкальной деятельности, обучать способам и навыкам пения и музыкально – ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах.

4. Формировать певческие голоса детей, добиваться выразительного пения, образности и ритмичности движений, их координации, точности игры на музыкальных инструментах. Развивать музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость, мелодический слух, ладовое и ритмическое чувство, темборный и динамический слух.

5. Стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности (инсценировки песен, импровизации несложных подпевок, движений, комбинирование элементов танцев).

6. Побуждать к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыке, исполнять (без помощи взрослых) знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности.

7. Воспитывать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному исполнению песен, танцев, хороводов, игр.

При разучивании песни одновременно формируются звукообразование, чистота  интонаций, дикция, в танце усваиваются отдельные его элементы, так называемые фигуры, которые могут повторяться в других танцах, но в новых комбинациях. Постепенно требования усложняются, а навыки отрабатываются, становятся более устойчивыми.

В процессе разучивания произведений приобретаются не только умение и навыки. Основное – это воспитание чувств, мыслей ребёнка, развитие его способностей, обучение способам самостоятельной деятельности. Слушая пьесу, дети проникаются её настроением, разучивая песню, усваивают правильные интонации, в танце – выразительно двигаются.

Музыка – это, прежде всего, язык чувств. Знакомя ребёнка с произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к сопереживанию, к размышлению об услышанном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности музыкального развития детей младшего дошкольного возраста ( 3-5 лет)

Особенности музыкального развития детей младшего дошкольного возраста ( 3-5 лет)...

Характеристика музыкального развития детей младшего дошкольного возраста.

характеристика музыкального развития детей от года до 4 лет...

Родительское собрание в форме мастер-класса. Занятия по логоритмике как средство речевого и музыкального развития детей младшего дошкольного возраста.

В нашем Реабилитационном центре с детьми младшего дошкольного возраста проводятся занятия по логоритмике. Это очень увлекательные, веселые, познавательные занятия. С использованием интерактивной доски...

Музыкальное развитие детей младшего дошкольного возраста

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ни...