Развитие монологической речи у дошкольников.
консультация на тему

Цветкова Ольга Васильевна

Речь человека - показатель его интеллекта и культуры. Сама по себе она не возникает, а является составной частью общения. В связной речи понятие  монологическая речь является центральной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_monologicheskoy_rechi.docx16.58 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие монологической речи у дошкольников.

 В процессе обучения осуществляется активная работа по обогащению содержания детской речи. Речевые занятия тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, разными видами деятельности (сюжетно-ролевыми играми, играми-драматизациями, инсценированием, рисованием).

Используется вариативная методика применения наглядного материала как средства достижения связности речи. Наглядность, с одной стороны, является источником информации для высказывания, средством накопления знаний и, с другой стороны, подсказывает ход изложения мыслей, структуру текста. С этой целью детям предлагаются в начале обучения картинки, серии сюжетных картинок, позже схематичные картинки, условно-наглядные схемы.

Применяются следующие методические приемы: схемы рассказов; вопросы к детям; игровые упражнения; игры-драматизации; договаривание фразы, предложения и т.п.

В процессе обучения высказываниям повествовательного типа используются фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы с детьми. Все они хорошо известны и широко применяются в практике.

Каждая форма обучения выступает как составная часть единого процесса. Знания и умения, полученные на фронтальном занятии, закрепляются в индивидуальной и подгрупповой работе. Индивидуальное обучение с детьми проводится в удобное время (в утренние часы, на прогулке, во вторую половину дня).

С целью обогащения содержания речи проводятся наблюдения за окружающей действительностью, рассматривание картин, беседы на интересующие детей темы, в ходе которых создаются условия, побуждающие ребенка к связному высказыванию.

Большое место в свободное время занимает чтение художественной литературы по теме предстоящего занятия, в процессе которого обращается внимание детей на композицию произведения (как начинается, о чем рассказ или сказка, как и чем заканчивается), на его языковые особенности.

Параллельно обогащается детский словарь, работаем над грамматической стороной речи детей. При подготовке к занятиям по развитию речи, а также после него с целью закрепления знаний проводим игры и упражнения. Так, например, по темам «Лес, деревья» и «Грибы» детям предлагались следующие игры:

«Чего не стало?» (подбор существительных, соответствующих объекту, предмету)

«Назови лист» (образование относительных прилагательных)

«Подбирай, называй, запоминай» (подбор действий к предмету)

«Подскажи словечки»

Белочка сидела (на) дереве и грызла орешки . Вдруг один орешек упал и белочка спустилась (с)дерева . Орешек лежал (под) листом . Белочка схватила орешек и спряталась (за) деревом .Мимо шли дети и увидели, что (из-за ) дерева выглядывает хвост белочки . Мальчики подошли поближе (к) дереву . Белка услышала шаги и мигом залезла (на) дерево. Она спряталась (в) дупле.

«Жадина»: Представь , что это твои грибы. Ответь на вопросы : Чей это боровик ? (Мой боровик.) Подберезовик? Чья лисичка? Чей подосиновик ?

В ходе игр учим дошкольников отвечать на вопросы воспитателя не одним словом, а фразой, предложением, несколькими предложениями. При проведении игр отметили, что некоторые дети легко справляются с заданиями, поэтому с целью усложнения были предложены игры типа «Что лишнее?», «Узнай по описанию», игры-соревнования, разработанные еще Е.И. Тихеевой: «Кто больше увидит и скажет про медвежонка», «Скажи, что ты знаешь про куклу Машу». В них дети учатся самостоятельно выделять объект, его признаки, называть их, рассказывать двумя-тремя предложениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ...

Развитие монологической речи у дошкольников

Презентация посвящена характеристике монологической речи с разных точек зрения: по функции (назначению), источнику высказывания, ведущему психическому процессу, на который опирается ребенок....

Особенности развития монологической речи у дошкольников с ОНР

laquo;Особенности развитие монологической речи у дошкольников с ОВЗ»Монологическая речь - Это логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго по времени и не ...

Особенности развития монологической речи у дошкольников.

Встатье рассматриваются исследования М,В. Ильяшенко, А.М. Леушиной,С.А.Овсянииковой,посвященные особенностям развития монологической речи детей дошкольного возраста и исследования Е.А.Бабаевой, И.Н.Во...

Развитие монологической речи старших дошкольников

Презентация на тему"Развитие монологической речи старших дошкольников"консультация для воспитателей, учелей-логопедов, родителей...

Развитие монологической речи у дошкольников

Ключевая сложность при развитии способности к монологу – недостаточный словарный запас и слабо сформированный грамматический строй речи. Дошкольники младшего и среднего возраста знают не т...

Консультация для воспитателей "Развитие монологической речи у дошкольников"

Презентация. Консультация для воспитателей на тему "Развитие монологической речи у дошкольников"...