Круглый стол для родителей "Речевая агрессия у дошкольников"
методическая разработка на тему

Прямая и косвенная речевая агрессия. Причины речевой агрессии. Памятка для родителей. Анкета для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_agressiya.docx436.23 КБ

Предварительный просмотр:

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Мы часто сталкиваемся с проявлениями речевой агрессии у детей. Речевую агрессию в самом общем виде можно определить как грубое, оскорбительное, обидное общение. Как показывают наблюдения за речью детей, большинство из них еще в дошкольном возрасте демонстрируют очевидную склонность к речевой агрессии.

Психологи различают косвенную и прямую речевую агрессию.

Косвенная направлена на обвинение или угрозы взрослому, сверстнику и так далее. Проявляется данный тип агрессии в разнообразных высказываниях в виде жалоб на обидчика (жалобы иногда выдуманные), демонстративного крика (для того чтобы обратили внимание и исполнили волю), агрессивных фантазий (о которых ребенок говорит).

Прямая вербальная агрессия. – это оскорбления и речевые формы унижения другого (оскорбления, «задирания», дразнилки).

В речи детей может присутствовать различные типы агрессивных высказываний:

  • Оскорбления (основу детских оскорблений составляют слова, преимущественно связанные с понятиями «психическая болезнь» (например, «больной», «псих», «крезанутый», «сбежал из психушки», «сорвало крышу» и т. п.).   Именно детские оскорбления часто строятся на основе разного рода уничижительных преуменьшений - возраста, роста, статуса в группе сверстников и пр.)
  • Грубое требование воплощает намерение ребенка избавиться от адресата  или как-то повлиять на него, принудить к совершению какого-либо действия в своих интересах. В грубых детских требованиях преобладают глаголы «идти». Используются и «отсылочные»  фразы. Для старших дошкольников характерны изощрённые словесные формы грубых требований, носящие игровой характер.
  • Агрессивный протест, возражение, отказ. Ребенок не использует в своей речи вежливые отказы и вежливые выражения несогласия.

Агрессивные формы высказывания отличаются от приемлемых форм общения тем, что:

  • отсутствуют необходимые формулы вежливости – «извините», «пожалуйста»;
  • ребенок использует в своей речи агрессивную интонацию – грубый, повышенный, резкий, враждебный тон;
  • ребенок не объясняет причины отказа

Необходимо различать агрессивное речевое поведение - ситуативные вспышки грубости («дразнилки», «обзывательства», «нытье», «бурчание» и т.п.) и агрессивность - как общую склонность к проявлению агрессии, в том числе вербальной, которая постепенно становится устойчивой личностной чертой.

В исследованиях отмечается, что основными мотивами проявления вербальной агрессии в конкретных речевых ситуациях будут быть мотивы, связанные со следующими потребностями детей:

— потребность в самоутверждении: протест против гиперопеки и ограничения свободы со стороны взрослых; потребность в самостоятельности, независимости; стремление к достижению авторитетного положения в детском коллективе и др.;

— потребность в самореализации: возможная экспансия в чужое личностное пространство; стремление к достижению целей через ущемление интересов другого человека, нанесение вреда другим участникам ситуации общения и т.п.;

— потребность в самозащите: стремление оградить себя от вербальной агрессии со стороны других участников речевой ситуации — осмеяния, унижения и т.п.

Что может явиться причинами речевой агрессии:

  • психологические кризисы развития. Они характеризуются высокой возбудимостью, конфликтным поведением, неустойчивым настроением. Происходят изменения в отношении к окружающему миру, всем людям, своему «Я». Все эти преобразования находят отражение в речи ребенка;
  • ограниченные физические возможности ребенка, несовершенство моторных навыков, отсутствие необходимого жизненного опыта (не могут самостоятельно одеться, завязать шнурки, объяснить взрослому что ему нужно);
  • у ребенка может возникнуть потребность в самоутверждении, самореализации, самозащите и он будет их реализовывать посредствам речевой агрессии;
  • вербальную агрессию может провоцировать патологическая речевая среда в которой общается малыш (семья, двор и т.д.);
  • пропаганда тех или иных форм агрессивного взаимодействия в современных средствах массовой информации, прежде всего, на телевидении, интернете и компьютерных играх;
  • ускоренный темп жизни, когда ребенок и родители находятся постоянно в напряжении.

Исследования в области социальной психологии показали, что около 50% детей  склонны к агрессивности.  Выявлено, что  негативные особенности среды воспитания повышают вероятность возникновения у детей агрессивных действий. Например, в большинстве таких семей в присутствии детей постоянно курят, распивают спиртное, выясняют отношения в нетрезвом виде. 

 На развитие агрессии значительно влияют конфликтные отношения между родителями. По степени важности эти взаимоотношения превышают все другие, так как конфликты способствуют возникновению различных нервно-психических расстройств у детей. Этот факт имеет исключительное значение в формировании у детей уверенности в себе, в своих силах и возможностях. Это повышает уровень агрессии детей.

В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые по ТВ, способствуют повышению уровня агрессивности телезрителей.

Если ребенка строго наказывать за проявление агрессивности (что чаще всего и делают родители), то он учится скрывать свой гнев в присутствии их, но в любой другой ситуации не может подавить агрессию.

Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Установлено, что у ребенка складываются негативные отношения с одним или обоими родителями, если дошкольник не находит поддержки в оценках родителей или не ощущает родительской поддержки и опеки, ухудшаются отношения со сверстниками, проявляется агрессивность.

 Психологи, занимающиеся этой проблемой, отводят важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку. Стиль взаимодействия со взрослыми сводится к следующему:  занимается своими делами, общение происходит редко. Дальнейшее воспитание остается достаточно суровым, используются частые наказания, враждебность детей по отношению друг к другу не вызывает у  взрослых осуждения. В результате формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. Таким образом, видно, что дети перенимают манеру отношений взрослых, берут ее за эталон, а когда сами попадают в общество, проявляют агрессию и жестокость.

 Исследования в области психологии показывают, что контролировать агрессию в речи детей дошкольного возраста особенно важно, так как эта склонность находится в стадии становления и ещё можно предпринять своевременные меры для профилактики и коррекции поведения.

Работа с детьми по коррекции вербальной агрессии может включать в себя следующие направления:

 - обучение детей приемлемым способам выражения вербальной агрессии;

 - обучение приёмам саморегуляции и умению владеть собой;

 - отработка навыков бесконфликтного общения в различных провоцирующих ситуациях;

-  формирование позитивных качеств личности.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Как часто Ваши дети употребляют в речи вежливые слова («здравствуйте», «до свидания», «спасибо» и т.д.)?

1) каждый день

2) иногда

           3) только после напоминания взрослых

       2. Принято ли в Вашей семье пользоваться вежливыми словами?

          1) да

          2) нет

          3) в редких случаях

     

      3.  Считаете ли Вы, что Вашим детям необходимо знать правила этикета?

           1) да

           2) нет

           3) не знаю

       

     4. Как часто, наказывая своего ребёнка, Вы можете обозвать его обидными словами?

          1) почти в каждом случае

          2) иногда

          3) никогда

   

      5. Могут ли Ваши дети  обозвать обидными словами  других детей или  членов семьи?

          1) да

          2) нет

          3) не знаю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект круглого стола «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников»

Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада....

Круглый стол на тему «Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге посредством использования информационных технологий»

-  популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога;- повышение эффективности образовательного процесса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма путём использ...

Родительское собрание в форме круглого стола "воспитание культуры поведения у дошкольников"

Привелечение внимания родителей к вопросу воспитания культуры поведения у дошкольников...

Круглый стол «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ

деловая игра «Крестики - НОЛИКИ».Цель: повысить эффектив­ность профессиональной дея­тельности педагогов и вне­дрить современные воспита­тельные технологии в ДОУ....

Круглый стол для родителей подготовительной группы «Дошкольник на пороге школы»

нетрадиционная форма проведения родительского собрания посожет воспитателям сделать работу более интересной и продуктивной....