Воспитание воли ребенка в семье
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Живчикова Любовь Михайловна

 Воспитание воли ребенка- один из центральных вопросов советской педагогики. Нередко приходится наблюдать детей нерешительных и неуверенных, с вялыми движения перед малейшими затруднениями. От них всегда слышишь: “Я не умею”, “Я не хочу”, “Я не знаю как”. Если вовремя не принять необходимых мер, эти черты в дальнейшем разовьются в отрицательные качества, характерные для безвольных людей, и, напротив, правильное воспитание может не только исправить, но и не допустить появления этих черт. О том, как воспитывать волю ребенка, должны знать и воспитатели детских садов, и родители.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Детский сад «Солнышко»

                        Консультация для родителей

              Тема: Воспитание воли ребенка

                          в семье

.

                                                                                                  Воспитатель: Живчикова Л.М.

                     

  Воспитание воли ребенка- один из центральных вопросов советской педагогики. Нередко приходится наблюдать детей нерешительных и неуверенных, с вялыми движения перед малейшими затруднениями. От них всегда слышишь: “Я не умею”, “Я не хочу”, “Я не знаю как”. Если вовремя не принять необходимых мер, эти черты в дальнейшем разовьются в отрицательные качества, характерные для безвольных людей, и, напротив, правильное воспитание может не только исправить, но и не допустить появления этих черт. О том, как воспитывать волю ребенка, должны знать и воспитатели детских садов, и родители.

  Большую часть родителей отдает себе отчет, какое значение имеет воспитание нравственной, сознательной воли детей и какое трудное будущее ждет их, если в детстве не обратить внимания на воспитание этой важнейшей черты личности и тем самым не предупредить развития так называемого “безволия”

  Почему волю нужно воспитывать с раннего детства?!Отвечаем. Не все родители ясно представляют себе, почему волевые черты характера следует воспитывать с раннего детства и как это нужно делать. Между тем если с детства не приучать маленьких детей к выполнению несложных заданий, не приучать их сдерживать некоторые неразумные желания, то и в дальнейшем им трудно будет приучить себя к систематическому труду и учению.

  До сих пор еще встречаются матери, которые всю свою любовь к ребенку( особенно если это ребенок, единственный в семье) выражают в беспрекословном выполнении его желаний, не предъявляют к нему никаких требований, не дают ему никаких самостоятельных заданий, поручений. «Он еще мал, успеет; сыт, здоров, играет- и хорошо». Даже в тех случаях, когда ребенок хочет что-либо сделать сам, ему внушают: «Ты ничего не сделаешь! Ты не умеешь: у тебя ничего не получится». И вырастают дети несамостоятельные, не умеющие ни преодолевать трудности, ни сдерживать свои порывы.

  Когда ребенок подрастает и мать начинает замечать в нем эти черты, она обычно удивляется и в недоумении спрашивает себя, откуда они, не подозревая, что она сама развивала их.

  Перевоспитать подросшего ребенка значительно труднее, чем правильно воспитывать его с раннего детства, так как плохие привычки мешают воспитанию хороших черт. Подростки, даже сознавая свои недостатки, с трудом справляются с ними...

  Значение твердого режима  для воспитания воли. С чего начать? Прежде всего в каждой семье должен быть установлен порядок жизни ребенка. Ребенок должен в определенное время ложиться спать, вставать, есть, гулять, играть и выполнять маленькие задания, которые поручают ему родители.

  Устанавливая режим детской жизни, надо учитывать и распорядок всей семьи. Если , например, родители уходят на работу к 9 часам - ребенка дошкольного возраста следует поднять в 8 часов, чтобы он завтракал вместе со всеми. Особенно строго нужно следить за тем, чтобы ребенок своевременно ложился спать.

  Точное выполнение режима приучает к порядку, организованности и дисциплине, а это основа для развития и воспитания воли.

  В самом деле, разве может у ребенка развиваться воля, устойчивое поведение, умение аккуратно выполнять свои обязанности, если сегодня он встанет с постели вовремя, а завтра проспит на 2 часа дольше, сегодня обедает в 2 часа, а завтра - в 4, сегодня убирает кровать сам, а завтра за него это делает мама. Нетрудно убедиться, что это плохо действует на ребенка. Допустим, он знает, в какое время нужно вставать, обедать и исполнять свои обязанности, начал привыкать к этому. Но вот этот порядок сегодня нарушен. Просыпаясь на следующий день, ребенок думает: « А может быть, сегодня можно еще дольше поспать?» Может быть, позднее можно пообедать, так как хочется погулять подольше?» И начинается проверка, можно ли. «Оставлю кроватку неубранной, может быть, как и вчера, мама ее постелет. Пора уже обедать, но погуляю немножко - вчера мне дали обед позднее».

  Влиять на ребенка нужно не от случая к случаю, а систематически и всегда в одном направлении. Это необходимо для воспитания культурных привычек и укрепления воли.

  Домашний режим ребенка и требования выполнять его необходимо согласовывать с режимом и требованиями в детском саду. Если режим детского сада и режим семьи будут различны, то сознание, привычки, все поведение ребенка не будут целеустремленными, а воля его не будет укрепляться

  Далеко не все родители отдают себе отчет в том, какое огромное значение для воспитания ребенка имеет это «Я сам!», которое показывает стремление детей, наблюдающих жизнь и действия окружающих, завоевать самостоятельность, утвердиться в ней. Взрослые нередко рассматривают стремление к самостоятельности как непослушание или каприз. Глядя на своего ребенка, иная мать говорит: «Какой спокойный! Дашь ему игрушку, и он сидит часами, никуда не лезет и ничего не просит». Между тем такие дети должны вызывать у родителей не удовлетворение, а беспокойство и тревогу/

  Следовательно, стремлению ребенка к самостоятельности препятствовать вредно.  Родители должны заботиться о том, чтобы разумно организовать самостоятельность ребенка, давать ему различные поручения, следить, чтобы, выполняя их, он не отвлекался, преодолевал бы трудности, встречающиеся во время игр и занятий, и доводил начатое дело до конца.

  Первые обязанности ребенка - посильное для него обслуживание: самостоятельно одеться, убрать постель, почистить обувь и платье, позавтракав, поставить посуду на место (а в старшем дошкольном возрасте и вымыть свою чашку и тарелку), держать в порядке игрушки. В дальнейшем такие задания могут усложняться....

  Неправильно расценивать игры и занятия детей только как средство занять их время.

  Не следует забывать, что игры являются прекрасным средством воспитания и воли.

  Горький писал, что формирование характера и воли «достижимо только при условии широкой самодеятельности детей в труде, занятиях и играх».

  Влияние игр и занятий на развитие  волевых способностей определяется отношением взрослых к детям в то время, когда они выполняют какое-либо задание или играют.

  Чем старше ребенок, тем чаще он должен получать от родителей наряду с интересными заданиями поручения, быть может, и неинтересные для него в данный момент, но которые он должен обязательно выполнять.

  Великий русский педагог Ушинский, придавая огромное значение самостоятельному выполнению заданий, писал «Беда, если вы воспитаете ребенка только на интересных для него заданиях, ибо вы уготовите для него страшную муку, так как в школе он встретится с необходимостью выполнять задания, далеко не всегда интересные для него».

   Какие же меры должны принимать родители, чтобы приучить ребенка удерживаться от выполнения неразумных желаний? Прежде всего приучать выполнять правила, соблюдать порядок жизни. Например, ребенок вдоволь поиграл, может быть, и немного устал, ему не хочется убирать свои вещи и игрушки на место,  а приятнее поесть и сразу лечь спать. Но в семье существует такое правило: каждый член семьи вечером оставляет свои вещи в порядке.  

Ребенок должен соблюдать это правило, а для этого он должен заставить себя прежде всего убрать игрушки. Конечно, следует заботиться о том, чтобы правил, к которым приучают детей, не было слишком много, чтобы они были понятны, соответствовали бы их силам и возможностям. Каждая мать может легко наметить для ребенка такие простые, точные жизненные правила и постепенно приучить их выполнять.

  Нельзя воспитывать ребенка так, чтобы он был свободен от всяких обязанностей и ему все было разрешено только потому, что он маленький. Выполнение требований, пусть небольших, имеет огромное воспитательное значение. Поэтому с малых лет следует вселять в сознание ребенка мысль о том, что он тоже имеет обязанности и вместе с тем ему многое нельзя. «Нельзя» ограждает жизнь ребенка от опасных и вредных поступков. Ребенок рано может усвоить конкретный смысл слова «нельзя»: «нельзя» - больно, «нельзя» - холодно, «нельзя» - горько. Смысл этого слова становится все более сложным:

 «Нельзя отнимать книжку у товарища, хотя очень хочется именно сейчас ее посмотреть», «Нельзя входить в комнату в грязной обуви". В этих случаях за «нельзя» должно следовать объяснение: книжка не твоя, и ты можешь только просить, а не отнимать ее; твои грязные ботинки запачкают пол, и маме придется снова мыть его, а она устала. По мере развития самостоятельности ребенка и его участия в жизни семьи  все чаще становится необходимым  не только запрещать что-либо словом, но очень кратко, способным и требовательным тоном объяснять почему нельзя так поступать.

  Только те запрещения, которые понятны и убедительны для ребенка, способствуют развитию у него способности сознательно удерживать себя от плохих поступков. Однако даже при таком отношении к ребенку нельзя рассчитывать, что устойчивая способность сдерживать себя разовьется у него быстро. Только при длительном и настойчивом влиянии на ребенка элементы сознательной сдержанности будут проявляться все чаще и в дальнейшем превратятся в постоянную черту характера.  

  Нет безвольных детей - есть дети, испорченные воспитанием. Н.К. Крупская часто напоминала нам, педагогам, о том, что, если мы хотим понять ребенка, мы должны проникнуться его психологией и его переживаниями в данный момент.

  Особенно чуткого отношения требует от родителей нерешительные, неуверенные в себе дети, которым кажется, что они не умеют делать то,  что делают другие. К сожалению, встречаются еще родители и воспитатели, которые сердятся на ребенка, если ему что-либо не удается, и, сами того не замечая, внушают ему, что он всегда делает плохо. Такие упреки убивают в ребенке желание делать лучше, их внушения заставляют его думать, что ему  действительно не сделать лучше, у него исчезает уверенность и радость, которые испытывает нормальный ребенок от своей деятельности, особенно если ее одобряют окружающие.

  Как поднять у ребенка веру в их возможности, как сделать их более стойкими, уверенными, более жизнеспособными и волевыми? Заметив в ребенке неуверенность, несмелость, которые чаще всего выражаются словами: «Я не знаю», «Не умею», «Мне самому не сделать», - или то, что ребенок не берется за выполнение доступного ему задания, следует прежде всего понять причину его неуверенности. Чаще всего такие черты являются следствием болезненного состояния ребенка, и тогда следует прежде всего укрепить его здоровье. Еще чаще они развиваются из-за нечуткого подхода к нему старших: вместо того чтобы поднять у ребенка веру в то, что он научится, постарается в следующий раз сделать лучше, взрослые зачастую угнетают его разговорами о его недостатках.

  Конечно, нельзя положительно оценивать все действия и поступки ребенка, но совершенно необходимо доверять силам ребенка, поддерживать его хорошие качества, даже если они еще слабо выражены, чтобы они росли, крепли и вступали в борьбу с недостатками в характере и поведении ребенка, которые мешают развитию сильной, волевой личности.

  Чуткие родители получают большое удовлетворение, когда заметят, что неуверенный ребенок под влиянием их правильного отношения делается более уверенным, говорит: «Посмотрите, я сам сделал!», «Я уже немного научился!», «Я сам придумал».

  Это значит, что в ребенке воспитываются те способности, без которых невозможен никакой труд, невозможно дальнейшее развитие воли.

  Единство сознания, чувств, желаний и поведения...мы должны воспитывать в детях с самого раннего возраста. Уже в дошкольном  возрасте следует развивать у детей любовь к Родине, к Советской Армии, чувство дружбы и умение играть и заниматься в коллективе, уважение к труду, чуткость к людям, бережливость, ответственное отношение к своим маленьким обязанностям, желание и умение учиться, стремление быть честным и смелым.

  Этими желаниями и поступками должно определяться волевое поведение ребенка и содержание его деятельности, его детские игры и занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание воли ребёнка в семье

Помощь родителям в  жизненых ситуациях при определенных условиях детского поведения....

Консультация "Воспитание воли ребенка в семье"

Вопросы семейного воспитания были всегда близки работникам детских садов. Детский сад и школа обязаны оказывать семье квалифицированную помощь в воспитании детей путем чтения лекций и докладов, консул...

Консультация на тему : " Воспитание воли ребенка в семье"

Большая часть родителей отдает себе отчет, какое значение имеет воспитание нравственной, сознательной воли детей и какое трудное  будущее  ждет их, если в детстве не обратить внимания на вос...

Воспитание воли ребёнка в семье.

Консультация для родителей...

Консультация для родителей Воспитание воли ребёнка в семье

Почему волю ребёнка надо воспитывать с раннего детства?Не все родители ясно представляют себе, почему волевые черты характера следует воспитывать с раннего детства и как это нужно делать. Между тем ес...

"Воспитание воли ребёнка в семье" Консультация для родителей

Нет безвольных детей –есть дети, испорченные воспитанием....