Артикуляционная гимнастика.
материал (младшая группа) на тему

Петренко Алла Владимировна

Работаем дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_artikulyatsionnoy_gimnastiki_2016.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика

Общий комплекс артикуляционной гимнастики.

«Заборчик» – зубы в положении правильного прикуса, обнажив верхние и нижние зубы, не слишком широко улыбнуться губами. Сохранять положение до 5 секунд.

 

«Трубочка» – зубы в положении правильного прикуса. Сомкнутые губы слегка вытянуть вперед. Нижняя челюсть остается неподвижной. Сохранять до 5 секунд.

 

«Заборчик – трубочка» -  чередовать первое и второе упражнение. Нижняя челюсть неподвижна. Сохранять каждое из положений одну секунду.

 

«Накажи непослушный язычок» - выполняется только при невозможности удержать позу предыдущего упражнения и «пошлепать» его верхними губами и зубами одновременно произнося при этом «пя-пя-пя». После этого оставить неподвижно лежать на нижних зубах, сколько получится.

 

«Лопатка» - Несильно высунуть широкий язык изо рта, расположив его между верхними и нижними зубами, при этом не прикусывая его. Сохранять положение 5 секунд.

 

«Иголка» - округлый, острый язык несильно высунуть изо рта, расположив его между верхними и нижними зубами. Сохранять положение до 5 секунд.

 

«Лопатка - иголка» - немного высунуть язык изо рта. Чередовать положения, описанные выше. Нижняя челюсть неподвижна. Губы, насколько возможно, неподвижны, можно на первых порах придерживать их пальцами. Сохранять каждое из положений одну секунду.

 

«Часики» - попеременно прикасаться округлым кончиком языка то к правому, то к левому углу рта. Нижняя челюсть неподвижна. Губы в положении полуулыбки. Сохранять каждое из положений в течение одной секунды.

 

«Качели» - попеременно прикасаясь кончиком языка то к основанию верхних, то к основанию нижних резцов. Рот приоткрыт, как при произношении звука (э). Нижняя челюсть неподвижна. Сохранять каждое из положений в течение одной секунды.

 

«Вкусное варенье» - рот приоткрыт. Облизывать языком по кругу верхнюю, потом нижнюю губу, меняя направление движений. Нижняя челюсть неподвижна.

 

«Ванька - встанька» - рот приоткрыт. Максимально широкий язык, загибая вниз кончик, сначала прислонять к основанию верхних резцов затем, загибая вниз кончик - к основанию нижних резцов. Губы и нижняя челюсть неподвижны. Сохранять каждое из положений в течение одной секунды.

«Барабанщик» - ударяя кончиком языка о переднюю поверхность альвеол, звонкопроизносить звук Д. Выстукивать, т.о., различные мелодии. Как на барабане. Упражнение выполнять с голосом. Как можно быстрее. При этом может проскальзывать звук Р.

 

«Пулемет» - произносить звук Д, так же, как в предыдущем упражнении, изображая, как строчит пулемет: (д-д-д-д-д). Произносить с силой на одном выдохе.

«Варенье» - рот приоткрыт. Широким языком облизывать верхнюю губу в направлении сверху вниз, как бы слизывая варенье.

 

«Чашечка» - рот приоткрыт, несильно высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки, слегка загнув вверх боковые края и кончик языка. Язык должен быть на уровне верхней губы. Такую форму язык принимает при произнесении звука (ш).

Артикуляционная гимнастика

Автор: Примак Татьяна Геннадьевна, учитель-логопед, первая квалификационная категория, МДОУ "Детский сад N82 "Журавлик" компенсирующего вида, Кемеровская область, город Прокопьевск.

 

Артикуляционная гимнастика является одним из приемов повышения эффективности работы над постановкой и автоматизацией звуков. Артикуляционной гимнастикой называют систему повторяющихся упражнений, направленных на тренировку артикуляторного аппарата с целью выработки четкости, точности, правильности движений всех его частей.
         Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка.
Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно – образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.
Существует два вида общеразвивающих артикуляционных упражнений для языка и губ: статические и динамические. Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу в течение 6 – 10 секунд. Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6 – 8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координированность и переключаемость.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Для каждого конкретного звука требуется свой комплекс специальных упражнений.
Проводить гимнастику нужно ежедневно, не менее двух раз в день, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.
Нельзя укорять ребенка при неудачах. Только похвала и поощрение придадут ребенку уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.
Для преодоления трудностей переключения с одного положения языка на другое полезно использовать артикуляторные сказки, в которых освоение артикуляторных поз осуществляется в игре. Идея артикуляторной сказки заключается в выполнении серии движений, что является по сравнению с артикуляционной гимнастикой более сложным заданием. Роль этих сказок в работе над звуком очень велика. Во – первых, ребенок вовлекается в игру, что само по себе чрезвычайно важно. Во – вторых, в ходе сказки педагог вместе с ним выполняет простейшие упражнения для языка и губ, т.е. частично – подготовительную артикуляционную гимнастику. В – третьих, нехитрый сюжет сказки подводит ребенка к нужному звуку.


Комплекс артикуляторной сказки


ТЕРЕМОК

В лесу стоит маленький домик,                        
          Настоящий теремок.

Надуть щеки

Этот домик очень красивый, с
          Черепичной красной крышей и                        
           большой кирпичной трубой.

Хоботок – вытянуть губы
вперед и вращать ими.

В доме есть три маленьких                                
           Круглых окошка со ставнями

Окошко – приоткрыть верхние и нижние зубы

И большая резная дверь. Однажды подул очень сильный  ветер.

Оскал – показать зубы в улыбке, при этом зубы разжать

Стены у дома были красивые.

Покрасить стенки – кончиком языка
Погладить щеки

Стали они шататься вправо – влево,                                 Вправо – влево…

Поочередно надувать щеки

Зашатался и пол в домике  вперед -      назад, вперед-назад,

Двигать челюстью вправо – влево

Дверь то закрывалась, то открывалась.

Открыть рот

Даже труба на крыше закачалась,

Хоботок

Вдруг дом рухнул и рассыпался…

Худышка - втянуть щеки

Прибежала мышка, которая жила  в этом домике, увидела, что произошло и огорчилась.

Нижними зубами закусить верхнюю губу

Даже слова сказать не смогла от расстройства.

Прискакала лягушка-                

Подружка и говорит:

Верхними зубами закусить нижнюю губу

«Ква-ква, пойдем мышка, в мой                 

домик жить!»

Широко открыть рот

Обрадовалась мышка, улыбнулась                               

 И побежала за лягушкой.

Улыбка

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Овчинникова Т.С Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. Санкт-Петербург, 2009. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. Санкт-Петербург,2008. Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет. М.,2005. 

Артикуляционная гимнастика.

Исправление дефектов звукопроизношения у детей дошкольного возраста имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения часто являются причиной отклонений в развитии памяти, воображения, мышления, а также могут привести к трудностям общения. Дети, имеющие дефекты речи, как правило, испытывают трудности в овладении навыками чтения и письма.            Артикуляционная гимнастика – одна из составляющих занятий по преодолению недостатков произношения. Гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков родного языка.                Эффективность упражнений зависит от соблюдения следующих требований: Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом. Главным требованием является выработка умения удерживать нужную артикуляционную позу правильно в течение определённого времени (под счёт от одного до пяти – десяти). Нужно точно выполнять движения. Стараться следить за равномерным участием левой и правой половины языка, губ в выполнении движений. 


Звук «Л». Специальные артикуляционные упражнения. Упражнения данного комплекса выполняйте ежедневно, в течение 10-15 минут, перед зеркалом.

«Почистить верхние зубы». Учить удерживать кончик языка за верхними зубами. Рот открыт. Ребёнок водит кончиком языка по верхним зубам изнутри, сначала из стороны в сторону, затем по передним резцам сверху вниз. 


«Парус». Учить удерживать кончик языка за верхними зубами. Под счёт взрослого: «Раз, два, три, четыре, пять – можно парус поднимать», ребёнок удерживает кончик языка за верхними зубами.

«Борцы». Вырабатывать умение удерживать язычок за верхними и за нижними зубами. Рот широко открыт. Кончик языка упирается в верхние зубы изнутри. 

«С язычком случилось что-то». Он толкает зубы, будто хочет их за что-то вытолкнуть за губы». Затем толкаем изнутри нижние зубки.

 Звук «Р». Специальные артикуляционные упражнения. Упражнения данного комплекса выполняйте ежедневно, в течение 10-15 минут, перед зеркалом.

«Почистить верхние зубы». Учить удерживать кончик языка за верхними зубами. Рот открыт. Ребёнок водит кончиком языка по верхним зубам изнутри, сначала из стороны в сторону, затем по передним резцам сверху вниз.

«Парус». Учить удерживать кончик языка за верхними зубами. Под счёт взрослого: «Раз, два, три, четыре, пять – можно парус поднимать», ребёнок удерживает кончик языка за верхними зубами.

«Борцы». Вырабатывать умение удерживать язычок за верхними и за нижними зубами. Рот широко открыт. Кончик языка упирается в верхние зубы изнутри.

 «С язычком случилось, что-то». Он толкает зубы, будто хочет их за что-то вытолкнуть за губы». Затем толкаем изнутри нижние зубки.

«Лошадка». Учить детей прижимать спинку языка к нёбу и , отпуская его, цокать. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Громко, то быстро, то медленно «цокаем» язычком, как лошади цокают копытами по мостовой.

«Грибок». Учить детей прижимать спинку языка к нёбу, некоторое время удерживать его в этом  положении. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Громко «цокаем» язычком всё медленнее и медленнее. Затем просим оставить язык наверху, крепко прижав его к нёбу. Обращаем внимание на то, как распластана спинка языка и как натянута подъязычная связка.

«Дятел». Вырабатывать умение удерживать язычок на бугорках за верхними зубами. Рот широко открыт. Губы растянуты в улыбку. Кончик языка стучит по бугоркам за верхними зубами: ДЭ-ДЭ-ДЭ-ДЭ…

«Гармошка». Учить детей прижимать спинку языка к нёбу и растягивать при этом подъязычную связку. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Просим ребёнка крепко прижать язычок к нёбу («Грибок»). Затем просим открывать и закрывать рот. Видим, как натягивается подъязычная связка.

«Комарик». Учить детей выдыхать на поднятый язычок. Рот широко открыт. Кончик языка упирается в верхние зубы изнутри. Пытаемся произносит «дззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком за бугорки энергично.

«Заведи мотор». Вырабатывать умение удерживать язычок на бугорках за верхними  зубами. Рот широко открыт, губы растянуты в улыбке. Язык поднять вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами и произносить: «дын-дын-дын…» (сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее).

 Звук «Ш». Специальные артикуляционные упражнения. Упражнения данного комплекса выполняйте ежедневно, в течение 10-15 минут, перед зеркалом. 

«Блинчик». Учим удерживать язык распластанным. Распластайте язык, сделав его широким. Не получается? Попросите ребёнка пошлёпать по нему губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ. Широкий язык лежит на нижней губе под счёт до пяти.

«Вкусное варенье». Учить детей «заворачивать» широкий передний край языка на верхнюю губу. Нужно распластать язычок и выдвинуть его вперёд. Широким краем языка облизываем сразу всю верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. Повторяем упражнение несколько раз, представляя при этом, что испачкали язычок сладким вареньем.

«Чашечка». Учить детей удерживать язык с загнутым вверх передним и боковыми краями некоторое время. Рот приоткрыт. Выдвигаем широкий язык вперёд и загибаем передний и боковые края вверх. Удерживаем язычок в таком положении как можно дольше.

«Снежинка». Учить детей дуть на язык, края которого загнуты вверх. .Язык принимает положение «чашечки». Ребёнку на кончик носа кладётся лёгкая ватка – «снежинка». Дуем на язычок – «чашечку» и добиваемся, чтобы ватка летела вверх.

«Парус». Учить удерживать кончик языка за верхними зубами. .Под счёт взрослого: «Раз, два, три, четыре, пять – можно парус поднимать», ребёнок удерживает кончик языка за верхними зубами.

«Почисти верхние зубы». Учить удерживать кончик языка за верхними зубами. Рот открыт. Ребёнок водит кончиком языка по верхним зубам изнутри, сначала из стороны в сторону, затем по передним резцам сверху вниз.

«Маляр». Учить удерживать кончик языка за верхними зубами. Рот открыт. Язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно.

 Звук «С». Специальные артикуляционные упражнения. Упражнения данного комплекса выполняйте ежедневно, в течение 10-15 минут, перед зеркалом.

«Лягушка». Вырабатывать умение удерживать длительное время губы в улыбке, зубки плотно сжаты. Улыбнуться и показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» («десять»).

 «Слоник». Вырабатывать умение вытягивать губы трубочкой вперёд. Сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» («десять»).

 «Лягушка» - «Слоник». Учить чередовать положения губ, растянутых в улыбке и вытянутых в трубочку. Под ритмичный счёт взрослого: «Раз – два, раз – два» ребёнок растягивает губы в улыбку и вытягивает их вперёд в трубочку. Напомните ему, что зубки сомкнуты.

«Кошечка сердится». Учить детей удерживать кончик языка за нижними зубками. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Кончик языка упирается изнутри в нижние зубки. Спинка языка вытягивается вперёд и округляется.

«Катушка». Учить детей удерживать кончик языка за нижними зубками. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Кончик языка упирается изнутри в нижние зубки. Спинка языка вытягивается вперёд и округляется. Делаем движения языком вперёд и назад, имитируя движения катушки.

«Трубочка». Учить сворачивать язык в трубочку. Сделать язычок широким и затем свернуть его в «трубочку» (загнуть края языка). Если не получается, положить по центру язычка спичку и предложить ребёнку втянуть в себя воздух.

«Почисти нижние зубки». Учить детей удерживать кончик языка за нижними зубами. Рот открыт. Ребёнок водит кончиком языка по нижним зубам изнутри, сначала из стороны в сторону, затем по передним резцам сверху вниз.

«Тянём ниточку». Учить детей удерживать кончик языка за нижними зубами. Улыбнуться и длительно произнести звук: И-И-И… - «тянем ниточку».

и вот еще ссылка

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...