Развитие речи от рождения до 7лет
консультация (старшая группа) на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_ot_rozhdeniya_do_semi_let.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи от рождения до семи лет

Первые шесть месяцев жизни ребенка - это этап эмоционально - личностного общения с окружающими. Именно эмоционально - личностное взаимодействие оказывает большое воздействие на формирование психики ребенка. Этот этап общения является ведущей деятельностью воспитания малыша на протяжении первого полугодия.

Развитие речи ребенка тесно связано с развитием его головного мозга, но также зависит от воспитания ребенка взрослыми. На раннем этапе развитие мозга идет очень интенсивно, но это недостаточное условие для его психического развития в целом и речи в частности.

Сложные функции коры полушарий мозга работают в результате взаимодействия организма с окружающей средой, действий сложнейших внешних раздражителей. Если отсутствуют внешние раздражители или они оказывают небольшое влияние, то работа коры полушарий мозга может задерживаться или идти неправильно.

Существует множество исследований, которые показали, что память, внимание и восприятие, воображение и мыслительные операции развиваются через речь. Результаты исследований говорят о том, что основной формой воспитательного воздействия является общение. И совершенно не важно, что первые месяцы жизни ребенок пассивно воспринимает воздействие взрослого, а активным участником становится позднее. Общение является основой для всех форм воспитательного воздействия.

К концу первого года жизни многие дети уже могут вполне осмысленно употреблять пять слов, такие как «мама», «папа», «би-би» и т.д.

До 1,5 лет ребенок проводит связь между предметом, действием, их словесным обозначением. После 1,5 лет уже умеет обобщать предметы, как в понимаемой речи, так и в активной.

После года ребенок делает открытие, что каждый предмет имеет значение.

С этого начинается качественный скачок в речи.

Начиная с 1 года 9 месяцев, увеличивается количество произносимых малышом коротких фраз. Большое достижение - это появление вопросов

«А это?», «Какая?». Вопросы служат показателем уровня познавательной активности ребёнка.

На третьем году жизни ребенка воспитательное значение речи существенно меняется. И хотя при обучении ребенка в этом возрасте все еще имеет важное значение показ, использование речи как средства воспитания и обучения возрастает. В этом возрасте ребенок недостаточно хорошо усвоил грамматические формы языка. Взрослые должны следить за грамотностью своей речи. Ведь правильная речь взрослого – залог правильной речи ребенка.

В 4-5 лет малыш достаточно хорошо владеет речью, может говорить на отвлеченные темы. Ребенок уже имеет достаточный  запас слов и правильно строит фразы с точки зрения грамматики.

Чем больше словарный запас ребенка, тем чаще он отвечает на вопросы развернутыми фразами. В его речи появляются существительные и глаголы во множественном числе. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает сравнительную степень наречий и прилагательных. Дети этого возраста еще допускают ошибки: неправильно согласуют слова, в том числе существительные среднего рода с прилагательными. Речь ребенка все еще носит ситуативный характер, а потому понять содержание рассказа ребенка без дополнительных вопросов сложно.

К 5-6 годам словарный запас ребенка увеличивается до 3 тыс. слов. На пятом году жизни малыш начинает выделять наиболее существенные признаки  и качества предметов. Речь в этом возрасте становится богаче по содержанию. Больше внимания ребенок уделяет речи окружающих, может до конца выслушивать ответы взрослых, овладевает монологической речью, правильно согласовывает прилагательные с существительными в косвенных падежах, но не может без помощи взрослых точно и последовательно пересказать текст сказки.

В 5 лет малыш начинает узнавать все звуки на слух в словах, подбирать слова на определенный звук. Это происходит, если у ребенка развито фонематическое восприятие.

В 6 лет у ребенка начинает совершенствоваться связная монологическая речь. Самостоятельно может передать содержание увиденного, описать события, составить простой рассказ по картине. Часто в речи ребенка шести лет встречаются слова, которые обозначают предметы и действия. Позднее в его речи появляются распространенные предложения, которые кроме главных членов предложения содержат так же определения и обстоятельства. Ребенок уже употребляет не только формы прямых падежей, но и косвенных, усложняет грамматические конструкции предложений союзами "потому что", "если", "когда" и т.д.

Дети, поступающие в школу в 6 или 7 лет уже, как правило, хорошо и четко произносят все звуки. Но бывает, что произношение оказывается недостаточно сформированным. В этом случае взрослым надо решать проблему. Неправильное произношение может помешать ребенку нормально общаться с окружающими, он может не понимать речи других.

В 7 лет у ребенка продолжается речевое развитие. Словарный запас достигает от 7 тыс. слов до 10 тыс. слов. Наглядно-образная память позволяет ребенку запоминать впечатления от увиденного или услышанного материала. Речь его на этом этапе развития становится более точной, логически последовательной и развернутой. При описании предмета или явления, пересказе ребенок четко излагает свои мысли.

Дошкольники в этом возрасте пользуются в речи как простыми, так и сложными предложениями, а для связи простых предложений в составе сложного используют разделительные и соединительные союзы, причастия и деепричастия, правильно согласовывают между собой слова, употребляют падежные окончания.

Произносительная сторона речи ребенка выходит на более высокий уровень: все звуки произносятся правильно, фразы говорятся внятно, громко или тихо в зависимости от ситуации. В 7 лет ребенок уже умеет изменять темп речи, чётко произносить слова, пользоваться интонационными средствами выразительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной доски в развитии речи с детьми 6-7лет.

Этот материал из опыта работы для педагогов. С разработанными играми для интерактивной доски в приложении....

Конспект НОД по Развитию речи для детей 6-7лет по теме «Стихотворение С. Есенина «Берёза». Творческое рассказывание».

Сохранять здоровье детей, используя ф/м; учить анализировать текст стихотворения, учить читать наизусть, интонационно передавать нежность, любование зимней природой, познакомить с авторским прочтением...

Картотека "Игры на развитие речи у детей 5 - 7лет".

Картотека "Игры на развитие речи у детей 5 - 7лет"....

Конспект индивидуального занятия по развитию речи с детьми 5-7лет

Правильное звукопроизношение является неотъемлемой частью в речевом развитие ребёнка дошкольного возраста....

Рекомендации родителям к занятию по развитию речи для детей 6-7лет (май,2020) Тема: пересказ рассказа М. Пришвина « Золотой луг».

Рекомендации родителям к занятиям с детьми(6-7лет) дома по развитию речи.  (май,2020) Презентация к рассказу М. Пришвина « Золотой луг», рекомендации к знакомству и пересказ...

Конспект открытого занятия по образовательной области «Речевое развитие» Развитие речи для детей 6-7лет Тема: Заучивание отрывка стихотворения И.З. Сурикова «Детство»

Конспект открытого занятияпо образовательной области «Речевое развитие»Развитие речи для детей 6-7летТема: Заучивание отрывка стихотворения И.З. Сурикова «Детство». Образо...

Конспект ООД по «Речевому развитию» в соответствии с ФГОС ДО развитие речи для детей 6-7лет Тема: «Лексические упражнения»

Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи....