Статья для родителей "Развиваем чувство ритма на музыкальных занятиях"
статья (старшая группа) на тему

Мешкова Ольга Сергеевна

Статья для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivavaem_chuvstvo_ritma.docx23.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЕМ ЧУВСТВО РИТМА.

Уже детей третьего года жизни учим передавать элементарную ритмичность в основных образных и танцевальных движениях. Малыши выполняют простые танцевальные движения: хлопают в ладоши и одновременно топают ногами, полуприседают, покачиваются с ноги на ногу. При обучении этим танцевальным движениям используются ритмические подговорки, подпевания. При разучивании пляски «Маленький хоровод» (русская народная мелодия) вовлекаем детей в ритм второй части приговариванием: «Топ, топ, топ…». Ребята ритмичнее выполняют пляску «Гопачок» (украинская народная мелодия), когда воспитатель припевает: «Чок, чок, каблучок». Исполняя «Веселый танец» под украинскую народную музыку «Гречаники», малыши на вторую часть музыки ритмичнее хлопают, когда воспитатель приговаривает: «Хлоп, хлоп, наши ручки, хлоп, хлоп!».

В младших группах выразительный показ воспитателя используется как главный прием развития ритмичности у детей. Дети внимательно смотрят и слушают музыку, настаиваются на нужный ритм. Обращаем внимание не только на правильное выполнение, но и на согласованность музыки и движения.

Учитывая способность детей к подражанию, постоянно обращаем внимание на то, чтобы они выполняли движения вместе с воспитателем. Глядя, как выразительно, в темпе воспитатель выполняет движение «пружинка», малыши стараются делать так же.

Для разучивания элементов плясок чаще всего используются народные плясовые мелодии. Они более доступны для передачи ритма. Под русскую плясовую «Из-под дуба» учим выставлять ногу на пятку. В конце года в младшей группе дается детям упражнение в ритме этого движения. На первую четверть первого такта малыши выполняют хлопок перед собой, а на вторую четверть кладут руки на пояс. Используем игровые образы: «испугаем мишку», «будем прятать ручки от зайки». После этих упражнений малыши с более развитым музыкальным слухом начинают ритмично и выразительно выставлять ногу на пятку.

Использование игровых приемов дает возможность успешно решать задачи развития ритмического слуха детей. Чтобы научить ребят различать ритмы притопов, можно говорить: «Поссорились и помирились наши ножки» (поссорились – притоп одной ногой, помирились – притом двумя ногами).

При выполнении хлопков в ладоши рассказываем о веселых и грустных ладошах (веселые ладошки – хлопки на каждую восьмую, грустные – хлопки на каждую четверть).

Начиная с младшей группы, побуждаю детей проявлять самостоятельность. Например, проигрывая русскую народную мелодию «Ах вы, сени», предлагаю малышам потопать так, как подскажет им музыка. Практически все находят правильный темп и ритм движений, выполняют притопы двумя ногами, на музыку «Ах ты, берез» выполняют притом одной ногой.

В средней группе знакомлю детей с ритмом тройного притопа. При разучивании песни «Барабанщик» М. Красева обращаю внимание на ритм музыки. Дети воспроизводят ритмический рисунок на барабане, хлопают в ладоши, а затем уже под плясовую музыку выполняют тройной притоп в движении по кругу, тройной притоп с носочка, как подготовительное упражнение к выполнению переменного шага. В конце года дети старшей группы уверенно, ритмично выполняют переменный шаг.

Естественно, что разучивание танцевальных движений в определенной последовательности способствует ритмичности исполнения. Так, выполнение бокового галопа будет ритмичнее, если сначала учить правильному исполнению приставного шага, затем – приставного шага с приседанием. В этих движениях дети четко приставляют пятку к пятке, сохраняют правильный разворот ступней.

Проигрываю детям разную музыку, чтобы они, разучивая танцевальные движения, самостоятельно улавливали ее характер, ритм и темп. Для выполнения шага с притопом на месте предлагаю старшей группе русскую народную мелодию «Ходила младешенька по борочку». Темп мелодии умеренный. Ребята выполняют движение четко, не торопясь. На быструю мелодию «Полянка» (русская народная мелодия) дети соответственно изменили темп и ритм движений.

При разучивании топающего шага в движении по кругу (дробный ход) предлагаю музыку с ускорением, чтобы ребята, чувствуя изменение темпа, меняли ритм шага.

Большое внимание уделяю воспитанию и развитию детского творчества. Дошкольники придумывают движения на музыку польки. Обращаю их внимание на то, что в одной музыке польки можно слышать ритм бега, в другой – ритм поскоков. Дети справляются с этим после проигрывания латвийской народной мелодии «Ручеек». Они выполняют шаг, делают поскок под музыку польки Ю. Слонова, под «Латвийскую польку» А.Жилинского легко бегут. Составляя свободную пляску на музыку русской народной мелодии «Во саду ли, в огороде», дети отметили ритм бега, «Ой, утушка моя луговая» - простой хороводный шаг.

В групповых танцах использую ложки, трещотки, бубны. Ударами палочек или кубиков ребята помогают своим товарищам поддерживать правильный ритм движений (пьеса «Лошадки»), игрой на барабане уточняют ритм шага.

Для развития творческих проявлений использую такой прием: разделяю детей на пары, предлагаю каждой из них показать композицию парной пляски.

Если в произведении или какой-либо его части ритмический рисунок является ведущим выразительным средством, то обязательно обращаю на это внимание детей, стараюсь, чтобы они самостоятельно услышали этот ритмический рисунок и отразили его в движении. Для уточнения восприятия ритма предлагаю отметить ритмический рисунок сначала хлопками, затем движением. Прослушав русскую народную мелодию «Я рассею свое горе», ребята быстро реагируют хлопками на акценты в средней части музыки. Затем даю девочкам платочки и предлагаю придумать танец. Дети бегали легким бегом под музыку первой части, на акценты топали ногой и одновременно размахивали платочком над головой, по окончании музыки кружились. Ритм подсказал девочкам постановку танца.

С удовольствием придумывают дети движения для новогодних хороводов, стараются согласовывать их с музыкой и текстом песен, выполняют их непринужденно, ритмично, выразительно, с желанием: ведь они будут их водить с Дедом Морозом вокруг нарядной елки.

Не забываем вовремя похвалить, подбодрит ребенка. У малыша появляется желание выполнять этот шаг под музыку ритмично.

В средней группе привлекаю детей к проверке развития чувства ритма. Выбираю малышей с различным ритмическим слухом. Они выполняют знакомое танцевальное движение, а остальные смотрят, говорят, кто из ребят двигался под музыку правильно.

Дети старшей группы самостоятельно анализируют движения товарищей: в свободном переплясе девочки оценивают движения мальчиков, а мальчики – движения девочек. Трудность анализа состоит в том, что здесь нужно уловить ритм не одного движения, а нескольких.

Детей подготовительной группы привлекаю не только к анализу ритмического слуха товарищей, но и к самоанализу.

Особого внимания требуют ребята со слабо развитым чувством ритма. В этом случае можно использовать такой прием, как показ ребенком нового движения. Например, такие движения, как поскоки, выбрасывание носочков, боковой галоп, шаг польки, предлагаю показывать детям, а не воспитателю, так как показ ребенком того или иного движения дети воспринимают активнее. Ребенка, не чувствующего ритм, ставлю в пару с хорошо выполняющим движение: партнер помогает ему справиться с ритмом.

Детей, у которых ритмический слух развит слабо, приглашаю заниматься индивидуально или в небольшой подгруппе, даю еще раз послушать музыку, определить особенности ее звучания, добиваюсь в процессе неоднократных повторений точного выполнения движений. Такие занятия помогают детям научиться слушать музыку, согласовывать движения с ритмом.

На занятиях активно использую музыкально-дидактические игры, которые нацелены на развитие ритмического слуха. Дети с интересом играют в игру «Повтори ритм». Один ребенок выполняет притопами ритм, а другой повторяет. Если повторил правильно, то начинает игру. В игре «Веселый кубик» участвует группа детей в 6 – 8 человек. На сторонах кубика графически изображен ритм танцевальных движений:

 - 4 четверти – притопы одной ногой, поскок,

 - 4 восьмые – притопы двумя ногами, бег,

 - 2 восьмые, 1 четверть, 2 восьмые, 1 четверть – тройной притоп, переменный шаг.

Дети по очереди бросают кубик и выполняют соответствующий ритмический рисунок.

С целью проверки полученных знаний провожу развлечение. Ребятам нравится, если оно проходит в форме соревнования. Соревнуются дети двух подготовительных групп. Детям каждой группы предварительно дается домашнее задание:

 - придумать название своей команде и форму одежды,

 - самостоятельно подготовить инсценировку любой знакомой песни (в инсценировании могут участвовать и болельщики). От каждой группы в конкурсе участвуют по 6- 6 8 человек. Все остальные дети – болельщики. Воспитатель сидит за столом, на котором в двух вазах стоят флажки. За правильный ответ в вазу ставится красный флажок, за удовлетворительный – зеленый, за неправильный – желтый.

Каждая команда получает задание:

 - выполнить дружно ритмический рисунок хлопками в ладоши на мелодию, исполняемую музыкальным руководителем;

 - придумать и выполнить танцевальный движения на музыку русской народной песни «Выйду ль я на реченьку» и «Польки» Ю. Слонова.

Капитанам команд нужно выбрать любой музыкальный инструмент (металлофон, бубен, треугольник и т.д.) и, прослушав «Вальс» А. Гречанинова, придумать ритмический аккомпанемент (оба ребенка одновременно представляют свою ритмическую импровизацию).

Второе задание капитанам такое: выполнить ритмический рисунок музыки в ходьбе. Затем болельщики узнают знакомую песню по ритму, переданному в хлопках, и поют ее.

Для продолжения конкурса команд предлагаю:

 - музыкально – дидактическую игру «Передай ритм». Дети сидят на стульях. Ведущая отстукивает ритм на плече у первого. Дети передают ритм рядом сидящему. Последний передает ритм хлопками в ладоши;

 - игру соревнование «Чья команда быстрее передаст палочку». Дети стоят в двух колоннах. Напротив каждой лежит барабан. Палочка от барабана – у первого в колонне. По сигналу первые бегут к барабану и стучат по нему, затем возвращаются к своей колонне и передают палочку следующему. Последний передает палочку ведущему. В заключение проверяется домашнее задание.

Своеобразной проверкой знаний дошкольников является праздничный утренник, который очень любят и ждут дети. Всегда с интересом они смотрят индивидуальные и групповые выступления, с желанием участвуют в них.

Для праздничного утренника стараюсь готовить сюжетные танцы. Содержание танца привлекает, заинтересовывает детей, они легче справляются с ритмом движений. Например, разучивая с мальчиками средней группы пляску моряков, сначала разъясняю детям содержание пляски: «Мальчики долго готовятся к плаванию: учатся шагать в колоннах, плавать, смотреть в бинокль, стараются быть сильными и смелыми. Посмотреть на мальчиков прибежали девочки, они принесли им бескозырки и проводили в плавание».

Затем знакомлю ребят с музыкой и движениями, соответствующими содержанию пляски. При этом использую музыку русской народной песни «Яблочко».

Для более точного восприятия ритма используем в танце роль дирижера. Например, в сюжетном танце «Петушки и лиса» роль дирижера выполняет лиса: она волшебной палочкой подсказывает ритм выполняемых движений.

Сюжет танца такой: на арену цирка вышла дрессировщица – лиса с петушками. Она показывает зрителям, чему научила петушков. По показу лисы дети – петушки весело танцуют, выставляя ногу на пятку, поворачиваясь друг к другу, хлопая в ладоши. Когда они кружатся, им становится тесно, и они начинают ссориться. Лиса останавливает драчливых петушков, продолжает учить их танцевать. Движения дети выполняют под русскую народную мелодию «Ах вы, сени». Благодаря интересному содержанию пляски ребята быстрее запоминают последовательность движений, выразительнее и ритмичнее выполняют их.

Работая над ритмичностью в танцевальных движениях, мы подводим ребят к пониманию выразительности музыкального языка, развиваем самостоятельность, помогаем хорошо освоить музыкально – ритмические навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие чувства ритма через музыкально-ритмическую деятельность у детей 3-4 лет

У младшего дошкольника ритмическое чувство развивается независимо от общения с музыкой. Случайные несовпадения движения с моментами наступления долей в музыке оставляет многих детей равнодушными. При ...

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма "Страна музыкальных цветов"

Данное видео-пособие поможет в развитии чувства ритма детей старшего дошкольного возраста...

Статья о развитии чувства ритма в дошкольном возрасте.

Ритм – это «сердце музыки». Он оказывает наиболее сильное и прямое воздействие на человека - и на его тело, и на эмоции. Жизнь нашего организма основана на различных ритмах дыхания с...

Развитие чувства ритма на музыкальном занятии

Сообщение из опыта работы над развитием чувства ритма. С практическим материалом....

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие чувства ритма через музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и танец»

Полезен дял воспитателй, работающих с детьми ТНР и в направлении по развитию чувства ритма...