Тренинг для родителей. Тема: «Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста»
план-конспект занятия на тему

Цель: Повышать компетентность родителей в умении оказывать помощь детям при выполнении заданий по обучению грамоте.

Задачи:

1.     Дать теоретические представления об этапах работы по обучению грамоте в специализированном детском саду.

2.     Упражнять в выполнении практических заданий по звуко – слоговому и буквенному анализу слов.

Оборудование: раздаточный материал: фишки – звуки; схемы слова, азбуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7._trening_dlya_roditeley_2014_god.docx63.74 КБ

Предварительный просмотр:

Сургутская специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад I, V вида

Тренинг для родителей  

Тема: «Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста»

Учитель – логопед старшей группы №2:

Борзова Т.М.

Сургут 2014

Тренинг: «Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Повышать компетентность родителей в умении оказывать помощь детям при выполнении заданий по обучению грамоте.

Задачи:

  1. Дать теоретические представления об этапах работы по обучению грамоте в специализированном детском саду.
  2. Упражнять в выполнении практических заданий по звуко – слоговому и буквенному анализу слов.

Оборудование: раздаточный материал: фишки – звуки; схемы слова, азбуки.

Ход тренинга:

Добрый вечер, уважаемые родители!

Сегодня на родительском собрании будет проведён тренинг, в ходе которого Вы вспомните, как правильно выполнять звуко - слоговой и буквенный анализ слов.

Мне важно в коррекционной работе сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. В этом и будет заключаться цель тренинга.

I.   Теоретическая часть.

        Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для дошкольника не всегда посильны. Без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок не может правильно писать, а назвав по порядку буквы, но, не умея соединять вместе соответствующие им звуки, не овладеет чтением.

Чтобы овладеть навыками чтения – знать буквы алфавита недостаточно, необходимо иметь хорошо развитый фонематический слух, уметь слышать и выделять звуки в словах, владеть навыками звукового и слогового анализа и синтеза. Вот с этого и начинается наша работа по обучению грамоте.

Исходя из диагностического мониторинга, проводимого  в начале каждого учебного года, пришла к выводу, что готовности к обучению грамоте  мешает  характер нарушений, который  указывает на недостаточность фонематического слуха и восприятия у детей с общим недоразвитием речи. Без специального коррекционного воздействия дети не научатся различать и узнавать на слух фонемы, анализировать звуко-слоговой состав слов, что может привести к затруднениям при овладении навыкам чтения, поэтому, запланированную работу мне пришлось разделить на три этапа:

1 этап – Развитие фонематического слуха и звуковой культуры речи.

2 этап – Развитие навыков звуко-слогового и буквенного анализа и синтеза.

3 этап – Чтение и печатание слогов, слов, предложений.

   В нашем специализированном детском саду обучение грамоте начинается постепенно размеренно со средней группы. Это значит, что все буквы русского алфавита будут изучаться дробно: в средней группе звуки и буквы А,О,У,И, Т, П, Н, М, К.   В старшей группе Б, Д, Г,Ф, В, Ы, С, З. В подготовительной группе Й, Е, Е, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.  

 Общепринятая в России аналитико-синтетическая методика обучения чтению опирающаяся на теоретические и практические разработки К.Д.Ушинского, Д.Б.Эльконина давно зарекомендовала себя как надежный и эффективный способ. Используя эту методику, я поняла, что она успешно работает тогда, когда ребенок достиг высокого уровня  осознания языковой стороны речи. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами родного языка, а с его звуками. Такой подход оправдан тем, что без представления о количестве и порядке звуков в слове ребенок не сможет овладеть чтением.

 На каждом занятии по обучению грамоте дети учатся   выделять звук из слова, определять место звука в слове и одновременно уточнять звукопроизношение изучаемого звука. На начальном этапе обучения, в средней группе, знакомила детей с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный звук, он живёт в красном домике; синий – твердый согласный, он живёт в синем домике; зеленый – мягкий согласный, он живёт в зелёном домике. Вот эти домики (показываются).  Ещё бывают звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие звуки обозначаются звоночком(показываются).  Фонетический анализ слов вовсе не означает их чтение или написание. Ребенок разбирает слова на слух и выкладывает звуки перед собой на столе. Вот мы сейчас попробуем это сделать.

 

                                         II. Практическая часть.

  1. Звуко - слоговой анализ. Выложим слово УХА. Выкладываются 3 квадрата

                                                          - схема слова УХА

Характеризуется каждый звук. Определяется количество слогов  (хлопками).

2.  По схеме слова определяется местоположение звука [Х] в слове.

3. Выкладывание  слово УХА из разрезной азбуки. (азбуки которые сшили родители).

 

- Добиться положительного  результата на последнем этапе работы помогает    разрезная азбука, которую вы сшили, уважаемые родители,   буквари и рабочие тетради Н.Нищевой (раздаются тетради детей для просмотра родителями). Теперь зная основы обучения грамоте, вы всегда можете помочь своим детям.

Раздаются памятки по правильному обучению грамоте дома (приложение)


Приложение

  1. В основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук «м» в слогах, словах.

На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т.е. так, как звучит звук.

             

         Возьмем, к примеру, звук «м». Мы произносим его

         отрывисто: М! и букву М необходимо произносить также:

         М! ни в коем случае не ЭМ! Говоря ЭМ, мы  произносим два

         звука – «э» и «м». Данное обстоятельство только

         дезориентирует  детей.

           И еще, уважаемые взрослые: не смешивайте, пожалуйста,

           понятия  ЗВУК и БУКВА,  когда учите ребенка читать.

  1. Вторая грубая ошибка заключается в обучении чтению, т.е. ребенок сначала называет буквы слога: М! А! и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения стойкий и исправляется с большим трудом.

Правильное чтение – это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА (одновременно ребенок переводит указку с буквы на букву). Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочел слитно буквы слога!

  1. Если ребенок затрудняется разделить слово на слоги, можно положить ладонь под подбородок и произнести слово отчетливо. При произнесении гласных звуков нижняя челюсть будет двигаться вниз, а вместе с ней и ладонь. По количеству движений ребенок сможет определить, сколько в слове гласных звуков. СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ.
  2. Чтобы определить, на какой гласный звук падает ударение, можно предложить ребенку при произнесении слова по слогам топнуть на ударный слог ногой или стукнуть кулачком по столу, при этом гласный тянуть.
  3.                                    - предложение

                                            - обозначение слов в предложении

   

  1. Определить позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце слова. Схема:

  1. Учим условные обозначения звуков: Р У К И

                                                                                  - схема слова

                    - гласный

                    - согласный твердый                             - согласный твердый

                        звонкий                                                          глухой

                   

                        - согласный мягкий                                - согласный мягкий

                                  звонкий                                                           глухой

  1. Чтобы определить звонкий согласный или глухой, предложите ребенку приложить ладонь к горлышку (если горлышко дрожит – звонкий, нет глухой).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение основам грамоты детей старшего дошкольного возраста

Отчет-презентация о работе по самообразованию на тему "Обучение основам грамоты детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей на тему « Обучение ТРИЗ технологии детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома».

Цель: Повысить образовательный уровень компетентностиродителей в вопросах речевого развития детей....

«Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с учетом требований ФГОС»

В данной статье рассматривается опыт работы педагога ДОУ по обучению грамоте детей коррекционной логопедической группы. Автором обосновывается актуальность и раскрывается система работы по данной теме...

Конспект НОД по обучению элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста «Согласный звук [П], [П’].Буква П»

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.Буквы являются графическим си...

«УЧЕНИЕ БЕЗ МУЧЕНИЯ С БУКВАЕЖКОЙ» АВТОРСКИЙ СБОРНИК ИГР КАК СОВРЕМЕННАЯ ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Действительно речь является основанием для...