Обучение основам грамоты детей старшего дошкольного возраста
презентация к занятию по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Музыка Юлия Владимировна

Отчет-презентация о работе по самообразованию на тему "Обучение основам грамоты детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon отчет по самообразованию52 КБ
Office presentation icon презентация1.99 МБ

Предварительный просмотр:

МКУ «ЦИМОМОУ»

Лямбирского муниципального района РМ

Выступление на районном фестивале

«Калейдоскоп методических идей»

на тему

 «Обучение основам грамоты детей старшего дошкольного возраста»

Выступила: воспитатель

МБДОУ «Большеелховский детский

сад №1 комбинированного вида»

Музыка Юлия Владимировна

2013г.

Актуальность

Дошкольное образование, являясь звеном общей системы образования, выполняет социальный заказ начальной школы – готовит детей к школе. Учителей начальных классов, на протяжении ряда лет, не удовлетворяет уровень речевой готовности выпускников ДОУ к обучению чтению и письму. В адрес дошкольных учреждений звучат претензии относительно недостаточной сформированности у детей фонематических процессов и звуковой стороны речи.

Для нашего МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида» проблема подготовки старших дошкольников к обучению грамоте является особенно актуальной.

Для повышения эффективности работы ДОУ в этом направлении требовалось методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, создание соответствующей развивающей среды в группах.

Данная тема всегда была для меня интересной, учитывая её актуальность и необходимость проведения, у меня накопился практический материал, которым хочу поделиться.

Идея опыта: организовать воспитательно-образовательный процесс по подготовке к обучению грамоте в дошкольном образовательном учреждении таким образом, чтобы обеспечить готовность детей к овладению чтением и письмом в начальных классах.

 Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений, необходимых для овладения грамотой (чтением и письмом).

Задачи:

  • Создание соответствующей предметно-развивающей среды в группе;
  • Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений, необходимых для овладения грамотой (чтением и письмом);
  • Координирование усилий ДОУ и семьи в решении вопроса подготовки дошкольников к овладению грамотой.

Условия формирования опыта

Этапы работы:

I этап (2010-2011 уч. год) – организационный: изучение методической литературы, изучение передового опыта работы, планирование деятельности.

Существующие технологии подготовки и обучения дошкольников грамоте (Г. Марцинкевич, Д. Шумаевой, Г. Глинки, Е. Кузнецовой), ориентированные на контингент детей логопедических групп и на обучение чтению, не удовлетворяют требованиям программ воспитания и обучения в детском саду.

Педагоги, использующие в работе с детьми технологию Л.Е. Журовой, Н.С. Варенцовой «Обучение дошкольников грамоте», вынуждены адаптировать её с учетом программных задач и возможностей детей.

У воспитателей возникают трудности, каким образом распределить программные задачи на учебный год, обеспечить комплексное решение всех задач на протяжении цикла занятий, спланировать содержание занятий с учетом реализации обучающих, развивающих, воспитательных задач, подобрать и использовать дополнительный материал, обеспечивая дифференцированный подход к детям с разными возможностями развития?

В этих условиях очевидной стала необходимость модифицировать вышеперечисленные технологии, дополнить научно обоснованным и проверенным опытом и содержанием, обеспечив развивающий характер обучения дошкольников.

II этап (2011-2012 уч. год) – основной: совершенствование предметно-развивающей среды, составление картотек, проведение консультаций, разработка конспектов ООД, разработка диагностических карт.

Свою работу по подготовке детей к обучению основам грамоты я начала с создания  предметно-развивающей среды.

Процесс обучения грамоте будет легким, если станет для детей ярким, захватывающим, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. Для этого я изготавливала дидактические игры, которые обязательно красочно оформлены и имеют эстетический вид. В речевом уголке детям предложены следующие игры: «Маленькие слова», «Что сначала, что потом», «Забавные истории», «Стань другом природы» и др. В непосредственно образовательной деятельности применяла иллюстративный материал: предметы, игрушки, картинки, раздаточный материал.

Также были составлены картотеки:

- картотека пальчиковой гимнастики;

- картотека физминуток;

- картотека игр на развитие фонематического восприятия;

- картотека игр на развитие звукового анализа и синтеза;

- картотека игр с буквами.

Для успешного развития детей мною в группе была создана речевая зона. Она представлена книжным и театральным уголками. В этой зоне дети могут посмотреть любимые книги и иллюстрации к художественным произведениям, рассказать и показать любимую сказку при помощи различных видов театра, масок, шапочек, ручных кукол.

В работе использовала также магнитную доску, на которой дети  самостоятельно составляли  рассказ по серии сюжетных картинок, определяли место звука в слове, составляли схемы предложений и по данной схеме составляли предложение.

III этап (2012-2013 уч. год) – обобщающий: разработка методических рекомендаций, диагностика знаний и умений детей, проведение открытых мероприятий, консультации для педагогов ДОУ и района, родителей, обобщение и внедрение опыта работы.

Результаты опытно-экспериментальной работы легли в основу разработанной мной программы  «Обучение основам грамоты детей старшего дошкольного возраста»  (утверждена на педагогическом совете педагогов МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида», протокол № 6 от 31.08.12г.).

В работе с детьми  использовала наглядные, словесные и практические методы обучения. Организованная образовательная деятельность строилась на аналитико-синтетическом звукобуквенном методе обучения. Обучение проходило в увлекательной игровой форме.

В совместной деятельности с детьми использовала различные формы организации педагогического процесса: фронтальные занятия, развлечения, путешествия, соревнования, открытые вопросы, проблемные ситуации.  При необходимости проводилась дополнительная индивидуальная работа с детьми.

Проводилась также большая работа с родителями по обучению детей грамоте:

1. Привлечение родителей к изготовлению игр, пособий.

2. Организация практикумов, мастер-классов, где рассказывала об играх: какие цели преследуют, как изготовить, как поиграть с ребенком.

3. Оснащение родительского уголка. В уголке для родителей постоянно выставлялись и обновлялись памятки по обучению грамоте (например, по составлению схемы предложений, по звуковому анализу и синтезу слов и т.д.)

4. Приобщение родителей к подбору картинок, игрушек для игр.

Результативность опыта

Данная система работы позволяет детям старшего дошкольного возраста успешно овладевать звуковым анализом, выделять особенности слов, определять его звуковую характеристику, соединять звуки в слова, моделировать новые, что имеет огромное значение для последующего систематического обучения родному языку в школе. Кроме того дети научились сравнивать, быстро находить правильное решение, стали более самостоятельными, инициативными, у них появился интерес и стремление узнавать новое.

Достижение устойчивых положительных результатов при формировании навыков языкового анализа и синтеза у детей подготовительной группы в МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида» подтверждается данными диагностики (мониторинга).

  Положительные результаты достигаются без непосредственного участия специалиста – логопеда, при экономной затрате сил и времени. Консультативная помощь учителя-логопеда начинающим педагогам также способствовала более эффективному применению специальных приёмов обучения и предупреждала возможные речевые ошибки.

Опыт подготовки дошкольников к обучению грамоте, накопленный в МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида» в период с 2010г. по 2013г. особо ценен своей готовностью к внедрению в практику, он востребован воспитателями ДОУ. Применение разработанных материалов доступно для самостоятельного использования педагогами. 

Используемая литература

  1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб.: Лань, 1999.
  2. Валеева В.З. К чтению через игры со звуками.//Логопед.№8.2012.
  3. Ванюхина Г.А. Природосообразные подходы к обучению грамоте детей дошкольного возраста как профилактика дислексий // Логопед.№9.2007.
  4. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М.: Мозаика-синтез, 2012.
  5. Журова Л.Е., Варенцова Н.С. и др. Обучение дошкольников грамоте / Под ред. Н.В. Дуровой. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1994.
  6. Крупенчук О.И. Учим буквы. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2012.
  7. Кустова О.И. Игровые приемы в обучении грамоте.// Логопед.№5.2004.С.65
  8. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Просвещение, 1982.
  9. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.
  10. Мерзлякова Т.В. Как учить ребенка читать.//Логопед.№9.2012.
  11. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Под ред. В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
  12. На пороге школы: Метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6 – 7 лет по программе «Радуга» / Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2003.
  13. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий) / Сост. Г.Ф. Марцинкевич. – Волгоград: Учитель, 2004.
  14. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
  15. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: Владос, 1999.
  16. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1991.
  17. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984.
  18. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2006.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыка Юлия Владимировна Образование: высшее, МГПИ им. М. Е. Евсевьева Специальность: «Логопедия» с доп. специальностью «Олигофренопедагогика» Стаж педагогической работы: 9 лет

Слайд 2

Обучение основам грамоты детей старшего дошкольного возраста

Слайд 3

Актуальность Недостаточная сформированность у выпускников ДОУ фонематических процессов и звуковой стороны речи; Необходимость методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, создание соответствующей развивающей среды в группах.

Слайд 4

Идея опыта Создание соответствующей предметно-развивающей среды в группе; Организовать воспитательно-образовательный процесс по подготовке к обучению грамоте в дошкольном образовательном учреждении таким образом, чтобы обеспечить готовность детей к овладению чтением и письмом в начальных классах. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений, необходимых для овладения грамотой (чтением и письмом). Цель Задачи Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений, необходимых для овладения грамотой (чтением и письмом); Координирование усилий ДОУ и семьи в решении вопроса подготовки дошкольников к овладению грамотой.

Слайд 5

Этапы работы I этап Организационный II этап Основной III этап Обобщающий

Слайд 8

Работа с детьми

Слайд 10

Работа с родителями 1. Привлечение родителей к изготовлению игр, пособий 2. Организация практикумов, мастер-классов 4. Приобщение родителей к подбору картинок, игрушек для игр 3. Оснащение родительского уголка

Слайд 11

Результативность опыта Начало года Конец года

Слайд 12

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей. Тема: «Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Повышать компетентность родителей в умении оказывать помощь детям при выполнении заданий по обучению грамоте.Задачи:1.     Дать теоретические представления об этапах работы п...

«Обучение элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с учетом требований ФГОС»

В данной статье рассматривается опыт работы педагога ДОУ по обучению грамоте детей коррекционной логопедической группы. Автором обосновывается актуальность и раскрывается система работы по данной теме...

«Обучение основам дизайна детей старшего дошкольного возраста.»

Дизайн – это особый вид деятельности. Что же касательно детского дизайна, то он ориентирован на выполнение задач в области художественно-эстетического образования дошкольника. Детский ...

Конспект НОД по обучению элементам грамоты детей старшего дошкольного возраста «Согласный звук [П], [П’].Буква П»

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.Буквы являются графическим си...

«УЧЕНИЕ БЕЗ МУЧЕНИЯ С БУКВАЕЖКОЙ» АВТОРСКИЙ СБОРНИК ИГР КАК СОВРЕМЕННАЯ ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Действительно речь является основанием для...