Семинар-практикум для родителей «Играя, обучаем вместе» (в рамках работы Родительского открытого университета)
материал (младшая группа) на тему

Лысова Наталья Владимировна

Цель
– просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения дошкольников посредством игры.

Задачи:

•         показать родителям значимость игры и игрушки для полноценного   эмоционального и интеллектуального развития ребенка;

•         научить управлять ребенком с помощью игры;

•         показать необходимость совместной обучающей деятельности родителей и детей;

•         познакомить родителей с разнообразием предметов, которые можно использовать для игр с ребенком.

Оборудование: буклет, коробка, где лежат различные предметы (клубки ниток, крупа, емкость с водой, емкость с песком, тесто, бумага, крышки, камешки и т.д.), аудиокассета с записью спокойной музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_seminar-praktikum_dlya_roditeley.docx41.71 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка семинара-практикума для родителей

«Играя, обучаем вместе»

(в рамках работы Родительского открытого университета)

Составила воспитатель

Лысова Наталья Владимировна

Цель
– просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения дошкольников посредством игры.

Задачи:

  • показать родителям значимость игры и игрушки для полноценного   эмоционального и интеллектуального развития ребенка;
  • научить управлять ребенком с помощью игры;
  • показать необходимость совместной обучающей деятельности родителей и детей;
  • познакомить родителей с разнообразием предметов, которые можно использовать для игр с ребенком.

Оборудование: буклет, коробка, где лежат различные предметы (клубки ниток, крупа, емкость с водой, емкость с песком, тесто, бумага, крышки, камешки и т.д.), аудиокассета с записью спокойной музыки.

План семинара – практикума:

1. Активизация мыслительной деятельности, создание рабочего настроения.

2. Установление контакта между участниками группы (игры на сплочение и объединение).

3. Практическая часть.

4. Подведение итогов, обратная связь.

Предварительная работа:

1.В группе оформить с детьми приглашения для родителей

2.Оформить плакаты «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

3.Магнитофонная запись ответов детей на вопросы:
• Вы любите играть?

• В какие игры играете дома?

• У вас есть любимые игрушки? Какие? Как вы играете с ними?

• Играют ли с вами взрослые? Кто?

• Как бережёте игрушки?

4.Проба «Игрушка, которая мне нравится» (проводится с каждым ребенком индивидуально). Ребенку из десяти игрушек предлагают выбрать ту, которая ему нравится. Набор игрушек может быть произвольным. Например, попугай, собачка, лев, динозавр, заяц, котенок, ящерица, деревянный строительный набор, кукла, машина. Когда ребенок выберет игрушку, его фотографируют с ней.

5.Анкетирование среди родителей «Игра с ребенком в жизни вашей семьи».

Ход семинара – практикума

(Звучит песня «Куда уходит детство» муз. А. Зацепина, сл. Л.  Дербенёва)

Вводная часть:

1. Дефиле «Шляпки». (Дети показывают танец со шляпками)

2. Добрый вечер уважаемые родители.

Сегодня у нас семинар – практикум на тему «Играя, обучаем вместе»

 1.Приветствие-разминка.

       Упражнение «Настроение». Участники по очереди (по кругу) представляются и говорят о своем настроении (можно использовать жесты), например: «Меня зовут Наталья Владимировна, у меня сегодня радостное настроение, я готова к общению  с вами» (улыбается, разводит руками, выражая доброжелательность и открытость).

Основная часть:

1. Демонстрация мультфильма «Маша и медведь» 

       Для создания настроения и актуализации темы семинара вниманию участников представляется фрагмент любой серии мультфильма «Маша и медведь».

3. Прослушивание магнитофонной записи с ответами детей на вопросы.

• Вы любите играть?

• В какие игры играете дома?

• У вас есть любимые игрушки? Какие? Как вы играете с ними?

• Играют ли с вами взрослые? Кто?

• Как бережёте игрушки?

4.Мини-лекция:

  Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети. Зачем нужна игра ребенку? Какие игры воспитывают и как, а какие вредны? Умеют ли дети радоваться, сострадать во время игры? Почему я предлагаю вам об этом поговорить? Да потому, что наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. А те игры, в которые играют дети, стали невеселыми, агрессивными.

Рассказ свой мне хочется начать с высказывания Сухомлинского

“Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Без игры нет, и не может быть полноценного развития”.

    Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют колоссальное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность.

Наша задача – направлять детей на гуманистический путь, воспитывать у них желание помогать друг другу, учится терпимости к другим точкам зрения. Научить детей играть – значит научить жить.         Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного детского поколения к другому. Совсем исчезли групповые игры – воздух детской жизни старших поколений. Где они – салки, «казаки-разбойники», бояре, жмурки, лапта и прочие детские шалости, радости?

Игра – это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и двух минут, но, если это игра «Море волнуется раз ...», ребенок, даже самый непоседливый, простоит на одной ноге и пять минут.

Игра – школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное переживание, через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игры при умелой организации взрослых учат многим добродетелям: терпимости, доброте, отзывчивости, взаимовыручке, честности, смирению... Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь, друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится. Но может быть и, наоборот – для друзей, оказавшихся игровыми соперниками, азарт, желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы.

Чему обучается ребенок в игре?

-  Эмоционально «вживаться», «врастать» в сложный социальный мир взрослых.

-  Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.

- Осознавать свое реальное место среди других людей.

- Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.

- Уважать себя и верить в себя.

- Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.

- Свободно выражать свои чувства.

- Говорить с сами собой, интуитивно познавать себя.

- Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.

- Делать выбор.

Советы взрослым:

 - Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!

 - Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.

 - Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.

- Обратите особое внимание на неиграющих детей.

Какие игрушки нужны вашим детям?

Игрушка – это предмет, специально предназначенный для детских игр. Игрушка помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности.

Виды игрушек:

  - Сюжетные (образные)- куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода.

  - Технические – транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты.

 - Забавы – смешные фигурки зверей, животных, человечков (в основе их лежит движение, сюрприз, неожиданность).

- Маскарадно-елочные (связаны с празднованием Нового года).

- Спортивно-моторные - способствую повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

- Театральные – имеют особое значение, служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображении (куклы бибабо).

- Музыкальные погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, пианино, балалайки и т.д.

- Дидактические -  с их помощью детей знакомят с формой, цветом, величиной и т.д. (разноцветные вкладыши, ящички с прорезями, матрешки, пазлы, мозаики, лото и др).

- Строительные (состоят из геометрических тел).

Вместе мы многое сможем:

Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Игра научит нас:

- Говорить с ребенком на его языке.

- Преодолевать чувство превосходства над ребенком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм).

- Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций.

 - Открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание.

- Любить детей такими, какие они есть.

Играя, мы можем научить детей:

- Смотреть на себя со стороны, глазами других людей.

- Предвидеть стратегию ролевого поведения.

- Делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих.

- Стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре.

- Доверять друг другу.

5. Игровой практикум «Игры и упражнения»

Простые игры и упражнения, способствующие развитию основных коммуникативных умений, можно использовать дома в индивидуальных занятиях с ребенком, а также во время прогулки или на дне рождения малыша. Некоторым играм мы с вами сегодня и обучимся, поиграем и почувствуем, как в жизни помогают эмоции.

Игра 1. «Я и мое настроение»

Цель – развитие эмоционально-личностной сферы, расширение словарного запаса игроков.

В игре участвуют два и более человек. Они перекидывают друг другу мяч, называя  и показывая при этом какое-либо настроение (эмоцию). Когда участник возвращает мяч обратно, он называет противоположное настроение (эмоцию). Например:

веселый - грустный; добрый – злой; молчаливый – общительный. И т.д.

Эмоциональные проявления нередко очень сложно не только показать мимикой и жестами, но и выразить словами.

Игра 2. «Знакомство с друзьями».

Цель – формировать умение устанавливать доверительные отношения между людьми в атмосфере сотрудничества.

Каждый участник называет свое имя и говорит, что он больше всего любит. Можно рассказать о любимых домашних делах, хобби и т.д.

Игра 3. «Построй в темноте»

Цель- развитие произвольного внимания, сосредоточения.

       Приготовьте для игры 10–12 кубиков или оклеенных спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами и одной рукой соорудить столбик с основанием в 1 кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты. Построивший столбик получает столько очков, сколько в нем было кубиков до того, как он развалился.

Игра 4. «Запомни звуки»

Цель – формировать умение концентрировать внимание, развивать слуховую память.

       Для игры необходима коробка с различными предметами, звучание которых хорошо знакомо всем (дудочка, барабан, погремушка, деревянные ложки, баночка с песком).

Задача играющих – угадать, какой предмет звучал. Звуки (ритмичный рисунок можно «зарисовывать», отстукивать, отхлопывать). Такая игра организует и увлекает, помогает управлять эмоциями.

Игра 5. «Аукцион»

Цель – создать здоровый эмоциональный подъем в группе.

       Ведущий предлагает игрокам быстро называть предметы, имеющие одинаковый признак, например, круглый стол, круглая тарелка, и т.д. Когда темп замедлится, ведущий считает до трех: «Круглый раз, круглый два, круглый – три!» выигрывает тот, кто последний произнесет заключительный предмет.

Игра 6. «Спичечный узор»

Цель – развивать познавательную сферу, произвольность внимания, мелкую моторику, пространственные представления и укрепить взаимодействие между родителем и ребенком.

Играющие берут три-пять спичек, бросают их на стол, запоминают узор и прикрывают его листом бумаги. После этого выкладывают узор по памяти и сравнивают с оригиналом.

Игра 7. «Давайте поздороваемся»

Цель-развитие и коррекция невнимательности, двигательного контроля, импульсивности.

Игроки хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным способом по сигналу ведущего:

1 хлопок – за руку;

2 хлопка – соприкоснувшись плечами;

3 хлопка – спинами.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих этой игре, даст возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение.

Игра 8. «Солнышко».

Цель – снять напряжение, развить коммуникативные навыки, поднять эмоциональный настрой участников группы.

       Все участники прикрепляют друг другу листок бумаги и рисуют на нем солнышко. А затем пишут пожелания друг другу на этом же листке.

6. Игровой тренинг «Угадайте, какую игрушку выбрал бы ваш ребенок».

Родители должны из десяти игрушек выбрать ту, которую предпочел бы их ребенок. Это задание родители выполняют с явным волнением. Многие долго думают, прежде чем сделать выбор. Далее мы показываем родителям фотографии, и те видят, совпал ли их выбор с выбором ребенка.

Затем психолог предлагает пригласить детей. Родители идут в группу и возвращаются каждый со своим ребенком.

7. Игра-задание

       Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – жёлтого, никогда – синего.

Вопросы:

- Каждый вечер уделяю время на игры с детьми.

- Рассказываю о своих играх в детстве.

- Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком.

- Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры.

- Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду.

- Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки.

- Часто дарю ребёнку игру, игрушку.

Обобщение:     

Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.

А сейчас результат одного из совместно проведенного семейного вечера «Дефиле шляп»…

8. Практикум: упражнение «Подарите нам игру!»

Ведущий выносит поднос или коробку, где лежат различные предметы клубки ниток, крупа, емкость с водой, емкость с песком, тесто, бумага, крышки, камешки и т.д.

Родителям предложить все это рассмотреть и подумать для чего, это нужно, и что с этим всем делать.

Я с вами согласна эти богатства или предметы мы с вами можем использовать для игр.

Сейчас я предлагаю разбиться на группы и самим придумать игру с выбранными предметами.

После, представление игр.

Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия.

1. Сегодняшнему родителю, живущему в условиях стрессогенности современной жизни, ради сохранения добрых отношений с детьми столь полезно развивать собственную игровую находчивость и изобретательность, обогащать свое родительское поведение навыками игрового умения, принимать активное участие в играх детей, принимать активное участие в изготовлении игр, игрушек, их починке, организовать семейные экскурсии по интересам детей.  

Хочется нашу встречу закончить словами А. С. Макаренко:

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

2. Игра «Как живете?» для всех участников с детьми:

Все становятся в круг. Ведущий задает вопросы, участники отвечают, имитируя движения.

- Как живете?

- Вот так! (Показывают большие пальцы обеих рук).

- Как идете?

- Вот так (маршируют).

- Как бежите?

- Вот так! (Бег на месте).

- Как ночью спите?

- Вот так! (Соединяют ладони и кладут под голову).

- Как берете?

- Вот так! (Прижимают ладонь к груди).

- А даете?

- Вот так! (Выставляют ладонь вперед).

- Как молчите?

- Вот так! (Надувают щеки и кулаками мягко ударяют по ним).

- Как грозите?

- Вот так! (Пальцами грозят друг другу).

Вам понравилась наша встреча?  

3. Раздаточная информация: Буклеты «Развиваем, играя».

Педагог предлагает родителям (по желанию) поделиться впечатлениями о встрече, рассказать, что для них оказалось важным

4. Заполнение листов – отзывов.

Использованная литература:

1. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина.,  Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.—СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.- 190., ил.

2. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина.,  Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными античными детьми. - СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002.-136с.: ил.

3. Смирнова Т.П., Психологическая коррекция агрессивного поведения у детей. Серия «Психологический практикум».- Ростов н/Д: «Феникс», 2003.—160с.

4. Романов А..А., Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей.-М.: Школьная Пресса. -  48 с. - («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 39).

5. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д» , 2000.- 160 с. (В помощь психологу.)

6. Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. Работа педагога-психолога В ДОУ: Методическое пособие.-М.: Айрис – пресс, 2005.- 384 с. (Дошкольное воспитание и развитие).

7. Широкова Г.А. справочник дошкольного психолога/ Серия «Справочники». – Ростов н/Д.: Феникс, 2003 – 384 с.

8. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду: - М.: ВАКО, 2009.- 320 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

9. Елена Лютова-Робертс, Галина Монина. Статья № 23/2006 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября". Программа тренинга для родителей гиперактивных детей. «Учимся понимать своего ребенка».

10. Материалы, находящиеся в свободном доступе интернет сайтах.

http://dohcolonoc.ru

http://ponyatovskaya.ucoz.ru

Ссылка на сайт: психологический центр Адалин  (adalin.mospsy.ru)

Приложение

Анкета

«Игра с ребенком в жизни вашей семьи»

1.Играет ли ваш ребенок дома? ___________________________________________

2.Знаете ли вы любимую игру своего ребенка? _____________________________

______________________________________________________________________

3.В какие игры любит играть ваш ребенок? ________________________________

______________________________________________________________________

4. Чем вы руководствуетесь, покупая игрушки? _____________________________

______________________________________________________________________

5. Где игрушки хранятся? _______________________________________________

______________________________________________________________________

6.Играете ли Вы с ребенком дома? ________________________________________

______________________________________________________________________

7. Занимаетесь ли Вы изготовлением игрушек-самоделок? ___________________

______________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей и детей "Играйте вместе с детьми"

Совместное мероприятие для родителей и дошкольников 5-6 лет. Мы приурочили это мероприятие ко Дню Матери. Родителям очень понравилось....

Открытое занятие в рамках муниципального семинара-практикума для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по теме: «Система работы по трудовому воспитанию и социальной адаптации детей в деском саду и в семье» на базе МБДОУ детский сад № 34 «Раду

Тәрбияче: Яруллина Э.Н.Белем бирү программасы: «От рождения до школы», (Авторы: под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой , М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 ).Яшь үзенчәлекләре: икенче кечкен...

Открытое занятие в рамках муниципального семинара-практикума для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по теме: «Система работы по трудовому воспитанию и социальной адаптации детей в деском саду и в семье» на базе МБДОУ детский сад № 34 «Раду

-Балалар буген безне Фея-Фиалка үзенең гөлләр иленә кунакка чакыра. Бу ил ягымлы, шәфкатле, ярдәмчел һәм эшчән балаларны гына көтә. Сез гөлләр иленә сәяхәткә барырга әзерме? Без сәяхәткә автобус белән...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Родительский Открытый Университет в дошкольном образовательном учреждении

Семья -  поистине высокое творенье.Она заслон надежный и причал.Она дает призванье и рожденье.Она для нас основа всех начал.(Е.А. Мухачева)...

Родительское собрание (семинар-практикум) по теме "Раскрываем секреты природы вместе"

Ориентировано на организацию родителями опытно-экспериментальной деяельности со своими детьми дома и на прогулках...