адаптация
консультация (младшая группа)

Ямщикова Татьяна Николаевна

статьи, консультации

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЕМ  РЕЧЬ  РЕБЁНКА  1г. 6мес. – 3 лет.

  Развитие речи – одна из ведущих задач в этом возрасте.

Ребёнок владеет словом на двух уровнях:

-  понимает его – это пассивный словарь,

- говорит, произносит слово – это активный словарь.

    В пассивном словаре у малыша двух лет может быть до 1500 слов.

К двум годам ребёнок может иметь в активном словаре (говорить) до 300 слов.

Примерно к началу 3-го года жизни ребёнок различает на слух  ВСЕ  звуки речи: то есть

он правильно их воспринимает, слышит, хотя не все звуки может произнести чисто.

СОВЕТЫ  РОДИТЕЛЯМ

  • Даже если вы молчаливы от природы – всё равно говорите с малышом.

Ребёнок легче понимает обращённую к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

  • Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребёнок слышит и

видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Если малыш говорит мало слов

или произносит только лепетные, облегчённые слова (ляля, би-би и т.п.), общаясь с ним,

старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

  • Говорите просто, чётко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу.

Делайте паузы, давайте возможность осознать, что вы просите, о чём спрашиваете.

Слово, на которое падает логическое ударение (смысл), произносите как можно более выразительно.

  • Если ваш малыш неверно произносит какой-либо звук или слово, никогда не

 смейтесь, не сюсюкайте, не повторяйте за ребёнком его облегчённые  слова и фразы. Тут же повторите слово правильно, стараясь перехватить взгляд ребёнка. Возможно, он сможет повторить слово за вами. Если не сможет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за вами, когда придёт время. Он учится и на собственных ошибках. Сравнивая своё произношение с вашим. Но не слишком фиксируйте его внимание на неправильном произношении, не говорите: «Ты неправильно сказал…». Ваша речь должна быть образцом и примером для ребёнка, так как малыш усваивает речь только по подражанию взрослому.

  • Повторяёте по многу раз одно и то же слово (особенно новое), фразу, но меняя

 порядок слов,  падеж: «Папа пришёл, пришёл наш папа», «Где у нас расчёска? Возьми расчёску» и т.п.

  • Но не переусердствуйте! Не употребляйте слишком длинных фраз. Не

перегружайте ребёнка, говоря ему сразу большое количество незнакомых слов.

  • Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации,

когда у малыша хорошее настроение: в таких условиях ребёнок обучается и впитывает новую информацию в десять раз лучше, чем в нейтральной или неблагоприятной ситуации.

  • Очень важно, чтобы ребёнок имел возможность не только видеть новый предмет,

игрушку, но и трогать, нюхать, щупать его, то есть – изучать разными способами.

Если вы видите, что ребёнок что-то трогает, с чем-то играет,  что-то внимательно рассматривает, сразу же назовите этот предмет несколько раз – коротко, чётко, выразительно.

  • Задавайте вопросы: Что это? Где то-то? Где такой же? Куда ушла курочка?

Давайте поручения: покажи, открой, принеси, назови, найди, где спрятано, позови.

  • В те моменты, когда ребёнок говорит, лепечет один или вместе с вами, выключайте

громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания – поэтому ему необходимо слушать себя.

  • Если ребёнок часто использует жесты, а не речь в общении с вами (показывает

 рукой то, что ему хочется взять), не стремитесь сразу же исполнять просьбу малыша. В этом случае у него нет необходимости произносить  что-либо.

В такой ситуации есть опасность задержать ребёнка на стадии жестового общения.

Обратитесь к ребёнку: «Скажи, что тебе нужно? Я не поняла?». Можно назвать другой предмет, не тот который просит ребёнок: «Тебе мячик нужен?». Добивайтесь, чтобы малыш назвал желаемый предмет. Но если он начинает злиться и капризничать из-за непонимания, дайте ребёнку предмет, назовите его и предложите ребёнку также его назвать.

  • Пальцы помогают речи. Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики –

Точных движений пальцев руки. Эти движения тесно связаны с развитием речи. Лепка, рисование, игры с мелкими игрушками, специальные пальчиковые игры («Сорока-сорока» и др.), пальчиковый театр – всё это поможет речи, а в будущем – письму.

  • Читайте, читайте, читайте. Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их

много раз – не бойтесь, что это надоест ребёнку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Постарайтесь разыграть стихотворение- покажите его в лицах и с предметами, а предметы эти дайте ребёнку потрогать, поиграть с ними. Через несколько повторений теста пробуйте не договаривать последнее слово каждой строки, предоставляя это делать малышу: «Уронили мишку …».

Пойте простые песенки, помогая ребёнку воспринять ритм и воспроизвести его.

  • Помните: только вы и ваша вера в силы и способности ребёнка могут помочь ему

развиваться гармонично.

Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«ПЕРВЫЙ  РАЗ  В  ДЕТСКИЙ САД»

     Уважаемые  родители!  Поступление вашего ребенка в детский сад – важный этап в его жизни. Он сопровождается изменением привычной для него обстановки, режима дня, питания, встречей с новыми детьми и взрослыми, разлукой с родителями. Ребёнку необходимо приспособиться  к новым условиям жизни, не все дети одинаково хорошо с этим справляются.

 Продолжительность адаптационного периода и характер его течения  во многом зависит от состояния здоровья и его подготовленности к поступлению в детское учреждение.

Как должен быть подготовлен ваш ребёнок  к периоду адаптации

1.У ребёнка должны быть сформированы следующие культурно-гигиенические навыки:

  • Самостоятельно есть разнообразную пищу;
  • Своевременно сообщать о своих потребностях – проситься в туалет или на горшок;
  • Мыть руки при помощи взрослых, пользоваться полотенцем, носовым платком.

2. Перед  поступлением в детский сад домашний режим вашего ребёнка целесообразно приблизить к режиму дошкольного учреждения.

3. С персоналом группы, куда пойдёт ваш малыш, вам необходимо познакомиться заранее, рассказать о его привычках, особенностях поведения.

Непосредственно в период адаптации очень важно соблюдать следующие рекомендации

  1. Устройство ребёнка в детский сад лучше проводить во время вашего отпуска, так как в течение первой недели, а иногда и дольше, он должен проводить в саду не более двух-трёх часов.
  2. В период приспособления к новым условиям нужно тщательно наблюдать за изменениями в состоянии здоровья ребёнка и своевременно сообщать о них работникам детского сада.
  3. При появлении первых признаков заболевания необходимо ставить ребёнка дома и вызвать врача.
  4. В период адаптации ребёнок особенно нуждается в тёпло, ласковом обращении с ним. Будьте внимательны к малышу, заботливы и терпеливы.
  5. Дома необходимо поддерживать спокойную обстановку, не перегружайте ребёнка впечатлениями, не принимайте и не посещайте гостей, не покупайте новых игрушек.
  6. Разрешите ребёнку взять в детский сад любимую игрушку, лучше, если она будет хорошо мыться.

Как облегчить ребёнку адаптацию в детском саду

  1. Научитесь прощаться с ребёнком быстро, давая таким образом понять, что вы уверены в нём и его умении справиться  с собой. Не затягивайте процесс расставания. Ребёнок почувствует ваше беспокойство за него, и ему будет ещё труднее успокоиться.
  2. Положите малышу в кармашек какую-нибудь памятную вещичку, которая будет напоминать ему о вас и о том, как сильно вы его любите.
  3. Никогда не пытайтесь ускользнуть незаметно для ребёнка, если хотите, чтобы он вам доверял.
  4. Не пытайтесь подкупить ребёнка, не обещайте и не покупайте ему игрушек за согласие остаться в детском саду.
  5. Чётко дайте ребёнку понять, что какие бы истерики он ни закатывал, ему всё равно придётся пойти в детский сад. Если вы хоть раз ему уступите, в дальнейшем вам будет гораздо сложнее справиться с его капризами и слезами.
  6. Привлеките воспитателя, вам нужен человек, который радушно встретит вашего ребёнка.
  7. Не удивляйтесь, если  вы уже справились с проблемой, а она опять возникла после болезни или больших выходных, когда ребёнок долго находился дома.

Помните, что в страхе расставания нет ничего плохого, он лишь свидетельствует о том, что между вами и ребёнком существует тесная связь.

КА общаться с ребёнком в период адаптации

  1. Настраивайте ребёнка на позитивный лад.
  2. Первое время забирайте домой пораньше, создайте спокойный, благоприятный для ребёнка климат в семье.
  3. Уменьшайте нагрузку на нервную систему: на время прекратите посещение многолюдных мероприятий и мест, сократите просмотр телепередач.
  4. Дома поиграйте  в детский сад. Роль ребёнка может исполнять любимая игрушка малыша. В игре  ребёнок покажет, с какими проблемами сталкивается в детском саду, а вы сможете предложить ему путь их решения , используя игровую форму.

Что делать, если ребёнок плачет при расставании с родителями

  1. Рассказывайте ребёнку, что ждёт его в детском саду.
  2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребёнком своего беспокойства.
  3. Принесите в группу свою фотографию.
  4. Придумайте и отрепетируйте несколько способов прощания(воздушный поцелуй, поглаживание по спинке и т.п.).
  5. Будьте внимательны к ребёнку когда забираете его из детского сада.
  6. После детского сада погуляйте с ребёнком на детской площадке, во дворе.
  7. Дайте ребёнку возможность поиграть в подвижные игры.
  8. Устройте семейный праздник вечером.



Предварительный просмотр:

Как облегчить ребёнку адаптацию в детском саду

  • Прощание
  1. Научитесь прощаться с ребёнком быстро, давая таким образом понять, что вы уверены в нём и его умении справиться  с собой. Не затягивайте процесс расставания. Ребёнок почувствует ваше беспокойство за него, и ему будет ещё труднее успокоиться.
  2. Положите малышу в кармашек какую-нибудь памятную вещичку, которая будет напоминать ему о вас и о том, как сильно вы его любите.
  3. Никогда не пытайтесь ускользнуть незаметно для ребёнка, если хотите, чтобы он вам доверял.
  4. Не пытайтесь подкупить ребёнка, не обещайте и не покупайте ему игрушек за согласие остаться в детском саду.
  5. Чётко дайте ребёнку понять, что какие бы истерики он ни закатывал, ему всё равно придётся пойти в детский сад. Если вы хоть раз ему уступите, в дальнейшем вам будет гораздо сложнее справиться с его капризами и слезами.
  6. Привлеките воспитателя, вам нужен человек, который радушно встретит вашего ребёнка.
  7. Не удивляйтесь, если  вы уже справились с проблемой, а она опять возникла после болезни или больших выходных, когда ребёнок долго находился дома.

Помните, что в страхе расставания нет ничего опасного, он лишь свидетельствует о том, что между вами и ребёнком существует  тесная связь.

  • Как  общаться с ребёнком в период адаптации
  1. Настраивайте ребёнка на позитивный лад.
  2. Первое время забирайте домой пораньше, создайте спокойный, благоприятный для ребёнка климат в семье.
  3. Уменьшайте нагрузку на нервную систему: на время прекратите посещение многолюдных мероприятий и мест, сократите просмотр телепередач.
  4. Дома поиграйте  в детский сад. Роль ребёнка может исполнять любимая игрушка малыша. В игре  ребёнок покажет, с какими проблемами сталкивается в детском саду, а вы сможете предложить ему путь их решения , используя игровую форму.

  • Что делать, если ребёнок плачет при расставании с родителями
  1. Рассказывайте ребёнку, что ждёт его в детском саду.
  2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребёнком своего беспокойства.
  3. Принесите в группу свою фотографию.
  4. Придумайте и отрепетируйте несколько способов прощания(воздушный поцелуй, поглаживание по спинке и т.п.).
  5. Будьте внимательны к ребёнку когда забираете его из детского сада.
  6. После детского сада погуляйте с ребёнком на детской площадке, во дворе.
  7. Дайте ребёнку возможность поиграть в подвижные игры (снимается эмоциональный стресс, мышечное напряжение).
  8. Устройте  семейный  праздник вечером.



Предварительный просмотр:

Как облегчить ребёнку адаптацию в детском саду

  • Прощание
  1. Научитесь прощаться с ребёнком быстро, давая таким образом понять, что вы уверены в нём и его умении справиться  с собой. Не затягивайте процесс расставания. Ребёнок почувствует ваше беспокойство за него, и ему будет ещё труднее успокоиться.
  2. Положите малышу в кармашек какую-нибудь памятную вещичку, которая будет напоминать ему о вас и о том, как сильно вы его любите.
  3. Никогда не пытайтесь ускользнуть незаметно для ребёнка, если хотите, чтобы он вам доверял.
  4. Не пытайтесь подкупить ребёнка, не обещайте и не покупайте ему игрушек за согласие остаться в детском саду.
  5. Чётко дайте ребёнку понять, что какие бы истерики он ни закатывал, ему всё равно придётся пойти в детский сад. Если вы хоть раз ему уступите, в дальнейшем вам будет гораздо сложнее справиться с его капризами и слезами.
  6. Привлеките воспитателя, вам нужен человек, который радушно встретит вашего ребёнка.
  7. Не удивляйтесь, если  вы уже справились с проблемой, а она опять возникла после болезни или больших выходных, когда ребёнок долго находился дома.

Помните, что в страхе расставания нет ничего опасного, он лишь свидетельствует о том, что между вами и ребёнком существует  тесная связь.

  • Как  общаться с ребёнком в период адаптации
  1. Настраивайте ребёнка на позитивный лад.
  2. Первое время забирайте домой пораньше, создайте спокойный, благоприятный для ребёнка климат в семье.
  3. Уменьшайте нагрузку на нервную систему: на время прекратите посещение многолюдных мероприятий и мест, сократите просмотр телепередач.
  4. Дома поиграйте  в детский сад. Роль ребёнка может исполнять любимая игрушка малыша. В игре  ребёнок покажет, с какими проблемами сталкивается в детском саду, а вы сможете предложить ему путь их решения , используя игровую форму.

  • Что делать, если ребёнок плачет при расставании с родителями
  1. Рассказывайте ребёнку, что ждёт его в детском саду.
  2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребёнком своего беспокойства.
  3. Принесите в группу свою фотографию.
  4. Придумайте и отрепетируйте несколько способов прощания(воздушный поцелуй, поглаживание по спинке и т.п.).
  5. Будьте внимательны к ребёнку когда забираете его из детского сада.
  6. После детского сада погуляйте с ребёнком на детской площадке, во дворе.
  7. Дайте ребёнку возможность поиграть в подвижные игры (снимается эмоциональный стресс, мышечное напряжение).
  8. Устройте  семейный  праздник вечером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация и прогноз адаптации

В этом материале вы найдеёте:- что такое адаптация;- какие существуют типы адаптации;- как оценить течение адаптации ребёнка;- как помочь ребёнку в период адаптации;- развитие ребёнка от 1,6-2 лет;- м...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Адаптация к детскому саду. Советы родителям по адаптации ребенка

Адаптация – это приспособление к изменяющимся внешним условиям. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних...

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

"Адаптация к школе. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка к школе"

Статья содержит памятку родителям будущих первоклассников, психологический портрет первоклассника, основные показатели успешной адаптации ребенка к школе....

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....