Семинар-практикум для родителей детей раннего дошкольного возраста на тему: "Духовно-нравственное воспитание и семейные традиции как основа воспитания ребенка"
методическая разработка (младшая группа)

Михеева Оксана Владимировна

К сожалению в современном мире семейные традиции - это большая редкость. Поэтому приобщение детей традициям семьи и общества является одним из главных принципов дошкольного образования. Воспитание целостной духовно-нравственной личности ребенка возможно только совместными усилиями детского сада и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_po_teme.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум на тему:

«Духовно-нравственное воспитание и семейные традиции как основа воспитания ребенка»

                     

                                 

                                                                             Подготовила воспитатель

                                                                             группы раннего возраста №4

                                                                                        Михеева О.В.

                                     

                                    2015 год.

Цель: Приобщение семьи к духовно- нравственному воспитанию дошкольников.

Задачи:   

1.Узнать о семьях, их интересах,  семейных традициях, познакомиться друг с другом поближе.

2.Поговорить о нравственных качествах, которые целесообразно воспитывать у детей.

3. Повышение педагогической культуры родителей, через традиции семьи.

4. Укреплять и поддерживать  связь с семьей, устанавливать отношения доверия и сотрудничества.

 

Здравствуйте, уважаемые родители,  рады вас приветствовать на нашем  тематическом вечере.

 I.Семья для малыша — это мир, в котором закладывается основы морали, отношения к людям. Велика роль семьи в воспитании у ребёнка культуры поведения, дисциплинированности и организованности, честности и правдивости, скромности. И то, что малыш в дошкольные годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Семья рассматривается в науке как колыбель цивилизации и сокровищница культурных, духовных ценностей.  Отец и мать, а также другие члены семьи — дедушка, бабушка, старшие братья и сестры — формируют личность ребёнка с раннего его возраста.

Духовно-нравственное воспитание – это воспитание личности, направленное на формирование ее нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции и нравственного поведения.

Духовно-нравственные ценности – это основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.

Каждая семья стремится воспитать  в своих детях такие нравственные качества как:

Вежливость - Аккуратность
Исполнительность - Чуткость 
Ответственность - Смелость
Порядочность - Честность
Самостоятельность - Справедливость 
Дисциплинированность – Внимательность

Поговорим  о некоторых из них.

Начнем с такой черты характера как «Любовь».

 «Как хорошо ,когда вас любит кто-то. Как хорошо любить кого-то!».

1.Упражнение «Объяснимся в любви друг к другу с помощью жестов!».

2.Конкурс «Кто назовет больше всего сказок, где родители и дети любят друг друга?»

(«Волк и семеро козлят» и т.д.»).

3.Упражнение-дискуссия по вопросам

а) Можно ли любить злых людей?

б) Можно ли по-доброму относиться к отрицательным персонажам?

в) Баба Яга злой или добрый образ? (похищает Иванушку в сказке «Гуси-лебеди», в сказке «Царевна лягушка» помогла советом как справиться с Кощеем и т.д.)

    (Ответы родителей)

Давайте сейчас поговорим о такой отрицательной черте характера как «Злость».

 «Известно всем из века в век : не злостью славен человек»

1.Закончите предложение «Я злюсь, когда……»

 (Ответы родителей)

2.Тренинг выхода из злости .

 Когда вы начинаете злиться :

- спойте веселую песенку;

- послушайте тихую музыку;

- расскажите о своей злости близкому человеку;

- полистайте семейный альбом

- нарисуй свое настроение и т. д.

И сейчас мы с вами попробуем выполнить последнее упражнение «Нарисуй свое настроение»  у вас у каждого на столах лежит лист бумаги и цветные карандаши, пожалуйста, приступайте к работе – нарисуйте свое настроение на бумаге.

Обсуждение рисунков родителей.

Следующая черта характера человека, которая немаловажна в наше время это – «Сочувствие».

 «Вся боль уходит за ворота ,когда сочувствует вам кто –то».

1.Упражнеие «Кому вы больше сочувствуете?»

а)Пушкинской старухе ,у которой вновь изба соломой крыта да разбитое корыто?

б) Колобку, который встретился с лисой?

в)Сестрице Алёнушке или братцу Иванушке ?

г)Дюймовочке, которая встретилась с кротом?

(Ответы родителей на вопросы)

3.Дискуссия « Нужно ли сочувствовать и помогать Федоре ,от которой убежала посуда? Рассеянному с улицы Бассейной?»

(дискуссия родителей по заданным вопросам)

И  на конец самая главная черта характера человека это «Доброта».

«Что такое доброта? Это сердца высота!»

1.Дорогие родители закончите предложение «Я стараюсь быть добрым и …»

2.Упражнение «Добрый человек»

По улице шла женщина с покупками, и вдруг у нее упал сверток, что сделает проходящий мимо человек:

- пройдёт мимо;

- поднимет сверток  и подаст женщине;

-  скажет женщине «У вас упал сверток» и пойдет дальше.

Какой поступок вы считаете правильным и почему?

(Ответы родителей)

3.А сейчас мы с вами проведем игру, которая называется  «Цветок красивых слов» (родители  вставляют свои лепестки, произнося волшебное слово)

II. Немаловажную роль при воспитании положительных нравственных качеств у ребенка играют семейные традиции.

Что вы понимаете под словом традиция?

Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи).

Семейные традиции – это  духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей.

К семейным традициям относятся:

-семейные праздники;

-семейные архивы;

-семейные альбомы;

-семейный отдых на природе;

-семейное посещение театров, музеев , выставок;

-коллекционирование;

- игры с ребенком.

 1)  Назовите события, которые вы празднуете или проводите семьей раз в году? (Ответы родителей)

2) Назовите общие дела, которые вы организуете семьей раз в месяц?

(Ответы родителей)

3) Что вы делаете совместно раз в неделю? (Ответы родителей.)

4) Достаточно ли этого времени (один раз в году, раз в месяц, раз в неделю), чтобы в системе, планомерно, обдуманно воспитывать ребенка?

(Ответы родителей.)

Конечно же, мы понимаем, что соблюдение традиций, которые бывают редко в году, недостаточно, нужны такие традиции, которые позволят быть рядом с ребенком каждый день.

1) А какие семейные ежедневные традиции есть в ваших семьях?

 2)А  какие могут появиться в ваших семьях?

3) Хорошей традицией во многих семьях является чтение на ночь.

- Какие условия нужны, чтобы семейная традиция действительно существовала? (ответы родителей)

Памятка:

  1. Традиция должна быть приятна и приносить удовольствие всем членам семьи.
  2. Традиция должна выполняться регулярно, а не от случая к случаю.
  3. Традиция должна быть эффектной и эффективной: удивлять, радовать, запоминаться.
  4. Традиция должна быть естественной, не нужно надуманных и пафосных ритуалов, простенько, но со вкусом, как говориться.
  5. Формируйте традицию с любовью, для блага, а не для установления жестких воспитательных рамок.

Создайте семейную традицию уже сегодня – и кто знает, быть может, через несколько десятилетий ваши дети станут рассказывать о  теплых воспоминаниях своего детства, а традиция будет передаваться из поколения в поколение.

Вот на такой позитивной ноте я хочу закончить наше собрание.

Всем  большое спасибо за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Светлячок" с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

 Цель: создание условий для духовно – нравственного и патриотического воспитания на основе приобщения детей к отечественным культурно – историческим традициям.Задачи:·...

Семинар- практикум "Художественно-эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста"

Работая на должности воспитателя ДОУ, я заметила, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков в продуктивных видах детской деятельности неплохой – они работали с разными материа...

Протокол семинара-практикума "Развитие саязной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома"

Протокол данного семинара-практикума включает повестку собрания, которая состоит из трех частей и ход самого собрания, где кратко описан деятельность воспитателя, родителей и детей. Семинар-практикум ...

Семинар-практикум на тему: «Обучение детей младшего дошкольного возраста рисованию. Виды нетрадиционной техники рисования»

Рисование - одно из самых больших удовольствий для ребенка. Оно приносит малышу много радости. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забыв...

семинар-практикум «Финансовая грамотность для детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»

Семинар -практикум способствовал повышению педагогической компетенции воспитателей по вопросам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста,  формированию у педагогов новых професси...

Семинар-практикум «Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в игре на детских музыкальных инструментах»

Творческое музицирование на ДМИ обладает большим потенциалом эмоционального и психологического воздействия, поэтому способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств ребенка:- способнос...