Семинар-практикум «Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в игре на детских музыкальных инструментах»
статья (старшая группа)

Ямалетдинова Лейсан Айсуаковна

Творческое музицирование на ДМИ обладает большим потенциалом эмоционального и психологического воздействия, поэтому способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств ребенка:

- способность к импровизации, экспрессивность

- эмоциональность

- эстетическое восприятие, эстетические чувства ребенка,

которые  могут быть сформированы именно в музыкально-творческой деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Выступление на педагогическом часе на тему

 «Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в игре на детских музыкальных инструментах»

Музыкальный руководитель:

Ямалетдинова Л.А.

г.Туймазы – 2023 год

Развитие детского творчества – это важная задача, которую ставит перед собой современная система образования. Отечественные психологи и педагоги рассматривают творчество как самоценность ребенка и его личное качество, как деятельность, естественную и необходимую для развития способностей каждого дошкольника. (Б.В.Асафьев, Л.А.Вегер, Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддьяков, Б.М.Теплов)

Н.Н.Поддьяков утверждает, что творчество в широком смысле – основной способ существования и развития личности и что полноценная личность, это всегда личность творческая, развивающаяся, характеризующаяся появлением все новых психических новообразований и перестройки уже сложившихся структур.

Основные идеи развития детского музыкального продуктивного творчества были заложены целым рядом отечественных педагогов 20 века. (Н.А.Ветлугиной, К.В.Головской, НА.Метловым, З.Кодай, К.Орфом), а так же современными  исследователями : Г.Е.Жуковой, М.Т.Картавцевой, Л.Н.Комиссаровой, Э.П.Костиной, Л.М.Машковцевой. Изучая проблему развития творчества у детей, подчеркивали, что детское музыкальное творчество может проявиться в виде импровизаций, выражающих художественный образ, в одном из видов деятельности: песенной, инструментальной, двигательной, музыкально-игровой.

Творческое музицирование на ДМИ обладает большим потенциалом эмоционального и психологического воздействия, поэтому способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств ребенка:

- способность к импровизации, экспрессивность

- эмоциональность

- эстетическое восприятие, эстетические чувства ребенка,

которые  могут быть сформированы именно в музыкально-творческой деятельности.

Продуктом музыкального творчества является музыкальный образ, воплощенный с помощью средств музыкального языка:

- регистр

- ритм

- размер

- темп

- фактура

- метр

В тоже время процесс обучения и творческая работа с детьми должна находиться в единстве. Это необходимо для развития творческой деятельности.

Помогая детям осваивать музыкальный язык, важно заострять внимание на целостной характеристике музыкального образа. Выразительные средства музыкального языка порождают определенный  художественный жанр только в комплексе. Детям важно осознать, что музыкальный язык, также как и речь, рассказывает о чем-то, только не словами, а звуками. Важно подчеркнуть роль выразительных средств в создании конкретного музыкального образа.

Для успешной импровизации на музыкальном инструменте необходимо:

- накопление, обогащение жизненных и музыкальных впечатлений;

- понимание выразительных средств музыкального языка, их значения и сочетания в передаче художественного (музыкального) образа;

- владение элементарными навыками игры на музыкальных  инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы;

- представление о процессе сочинения.

Необходимо также наличие рефлексивного компонента совместной деятельности педагога с ребенком. Педагог помогает ребенку в процессе импровизации, показывая вариативные способы действий, стимулирует данную деятельности творческими заданиями. А также предлагает объективно оценить продукты собственной творческой деятельности, отмечая достоинства и недостатки, вселяя в ребенка уверенность в собственных силах и помогая преодолеть трудности.

К инструментальным импровизациям ученые относят воплощение изобразительных (программных) образов с разнообразной эмоциональной окраской

- (дождик сквозь солнышко, сильный дождь, гроза)

- сочинение импровизацией в определенном жанре (песня, танец, марш)

- создание неизобразительных образов (ласковая песенка, грустное настроение)

практика

Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры на ДМИ эффективно при следующих условиях:

 - накопление музыкально-слушательского опыта и опыта импровизации на детских музыкальных инструментах;

 - дифференцированном подходе к освоению средств музыкального языка, доступных детям для использования в музыкальной импровизации (тембр, темп, динамика, звуковысотность);

 - поэтапном применении последовательно усложняющихся творческих заданий (от подражания к самостоятельной импровизации);

 - подборе соответствующего музыкального репертуара, литературного и художественного материала, стимулирующего возникновение музыкально-художественного образа, воплощаемого в процессе импровизации на ДМИ;

 - применение муз.-дид.игр.

Для установления первоначального уровня развития творчества в игре на МДИ нужно провести диагностику, по следующим критериям:

 - интерес детей к импровизации на ДМИ;

 - эмоциональную отзывчивость на музыку, способность ей сопереживать;

 - способность создавать художественный образ в процессе инструментальной импровизации определенной теме;

 - самостоятельность в создании музыкально-художественного образа и воплощение его в импровизации на музыкальных инструментах.

Дети старшего дошкольного возраста обладают предпосылками для развития творчества  в игре на ДМИ: проявляют интерес и желание заниматься, присутствует эмоциональная отзывчивость на музыку.

Для того, чтобы дети накопили больше знаний о средствах выразительности музыкального языка и способах их использования при создании музыкально-художественного образа в собственных импровизациях в творческих заданиях нужно следовать методу усложнения.

На первом этапе подобрать подходящие музыкальные инструменты для оркестровки музыкального произведения и исполнить его. Затем сочинить свои несложные импровизации с помощью музыкальных  инструментов.

На втором этапе, как только дети справились с этими заданиями в работу можно включить усложнение импровизаций за счет варьирования одного из средств музыкального языка или применения разных способов звукоизвлечения на одном инструменте.

На третьем этапе дети могут применить уже известные им способы обогащения импровизации при самостоятельном сочинении.

Для детей еще в 20 веке композиторы сочинили специальные произведения. В них есть яркая образность, выразительность, изобразительных характер, выраженный определенным настроением. Жанры доступны пониманию дошкольникам и для их воспроизведения. К ним относятся произведения Петра Ильича Чайковского, Сергея Сергеевича Прокофьева, Никиты Богославского, с которыми мы тоже сейчас будем импровизировать в оркестровке.

Посмотрите на экран, послушайте музыкальное произведение П.Чайковского «Жаворонок», а потом скажите, на каким музыкальных инструментах можно сопровождать звучание данного произведения? Какая музыка по характеру?

Ответ: Музыка нежная, осторожная, быстрая, звонкая. (на треугольниках, металлофонах)

Давайте мы с вами попробуем при помощи  постукивания палочки об основание треугольника изобразить трели жаворонка. Этот прием называется «Тремола». Мелодия какая? Звучит мелодия звонкая, высокая, как издает звук  эта птица.

Послушайте следующее произведение – «Кузнечик и стрекоза» С.Прокофька.

Какая музыка по характеру? Какие инструменты можно выбрать?

Трещетку, колокольчик, металлофон.

Трещетка – похожа на прыжки кузнечиков, а колокольчик или металлофон – на жужжание стрекозы.

Как же детям использовать МДИ для музыкального образа с применением музыкального языка? (темп, динамику, тембр)

Послушаем с вами произведение И.Арсеева «Солдаты маршируют»

Какая музыка по характеру? Настроению?

Какие инструменты нам понадобятся чтобы изобразить солдата?

Солдат большой, шаги тоже. При помощи барабана импровизируем шаги, четкие, громкие. Прибавляем динамику- солдат идет далеко – тихо. Но вот приближается к нам – прибавляем динамику, проходит  и мы сбавляем темп и ритм.

Всем нам и детям тоже знакомы сказки. На примере сказки «Теремок» можно тоже использовать оркестровку.

 Образы героев сказки, их характерные черты можно передать с помощью выразительных возможностей музыкальных инструментов.

Какой сюжет у сказки? Какие герои? Их повадки, черты характера – все можно изобразить при помощи МДИ. Выбираем музыкальные инструменты. (лягушка – рубель, Ежик – трещетка, мышка-металлофон,  заяц – барабан, и т.д.) Выбираем как можно извлекать звук на разных ДМИ.

Для развития творчества в процессе игры на ДМИ необходимо обогащать музыкально-слушательский опыт. Слушание музыкальных произведений целесообразно сочетать с применением яркой зрительной наглядностью и художественных текстов в процессе произведения беседы-анализа муз.произведения. Это стимулирует фантазию детей, возникновению разнообразных фантазий детей, ассоциаций, заостряет внимание на целостной характеристике музыкального образа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей старшего возраста посредством игры на детских музыкальных инструментах в условиях ДОУ

Экспериментальная работа ставит своей целью развитие творческих и музыкальных способностей детей, а так же возможность доставить им удовольствие от соприкосновения с музыкой...

Творческая тема: «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через игры на детских музыкальных инструментах»

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль. Они   вызывают у ребенка большой интерес. И...

Развитие музыкально - творческих способностей детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах на занятиях кружка «Веселый оркестр

Цель : Помочь детям активно войти в мир музыки, под воздействием которой дети способны раскрыть свои музыкально - творческие способности....

Методическая разработка "Знакомство детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с музыкальным инструментом - органом"

В методической разработке описано для чего и как знакомить старших дошкольников с музыкальным инструментом - органом....

«Развитие ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игр с музыкальными инструментами»

Выступление из опыта работы: «Развитие ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста  посредством использования игр с музыкальными инструментами»...