«Обучение чтению детей с нарушением слуха»
консультация

Скулкова Наталья Ивановна

При значительных снижениях слуха даже в условиях интенсивной ранней коррекционной работы не удается сформировать полноценного восприятия речи на слухо-зрительной, а тем более на слуховой основе. Для ребенка затруднено, а порой и невозможно восприятие отдельных звуков и слогов в потоке речи. Вследствие этого он испытывает трудности в овладении звуко-слоговым составом слова и грамматическими формами (предлоги, союзы, окончания и т. д.). Усвоение структуры слова и грамматического строя речи — процесс длительный и сложный даже для слышащего ребенка. Ребенок даже с незначительным снижением слуха нуждается в дополнительной опоре, в качестве которой выступает письменная речь. Она дает возможность неслышащему ребенку, вне зависимости от состояния его слуха и произносительных навыков, полноценно воспринимать (чтение) и воспроизводить (письмо печатными буквами — с 3—4 лет) речь. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Обучение чтению детей с нарушением слуха»

Подготовила учитель-дефектолог: Скулкова Н.И.

              При значительных снижениях слуха даже в условиях интенсивной ранней коррекционной работы не удается сформировать полноценного восприятия речи на слухо-зрительной, а тем более на слуховой основе. Для ребенка затруднено, а порой и невозможно восприятие отдельных звуков и слогов в потоке речи. Вследствие этого он испытывает трудности в овладении звуко-слоговым составом слова и грамматическими формами (предлоги, союзы, окончания и т. д.). Усвоение структуры слова и грамматического строя речи — процесс длительный и сложный даже для слышащего ребенка. Ребенок даже с незначительным снижением слуха нуждается в дополнительной опоре, в качестве которой выступает письменная речь. Она дает возможность неслышащему ребенку, вне зависимости от состояния его слуха и произносительных навыков, полноценно воспринимать (чтение) и воспроизводить (письмо печатными буквами — с 3—4 лет) речь. Именно поэтому очень важно рано (с 2 лет) начинать обучение грамоте.  Широкое использование письменной речи позволит обогатить и словарный состав речи ребенка. Умение малыша читать и писать значительно расширяет возможности коррекционной работы.           Обучение грамоте начинается с использования табличек, которые дети воспринимают целиком, как картинку (глобально). Таблички пишутся печатными буквами высотой примерно 2,5 —3 см, шириной 1,5 - 2 см, расположенными на небольшом расстоянии друг от друга, на одинакового размера полосках плотной бумаги, лучше картона. Таблички должны быть написаны одинаковым шрифтом, фломастером или тушью одного цвета, лучше черного. Фраза располагается на одной строчке без переноса слов. При произнесении слова (фразы) табличка держится у подбородка, чтобы были хорошо видны и написанное, и губы говорящего. В начале в работу включаются таблички со словами-приветствиями: ПРИВЕТ, ПОКА.      Таблички помещаются около двери в двух кармашках или на наборном полотне. Кто бы ни пришел, ребенок здоровается с ним — произносит, как может, привет, пользуясь при этом естественным жестом. Точно так же ребенок прощается со всеми уходящими. Во время игр и занятий малыш приветствует каждую появляющуюся игрушку и прощается с ней, когда ее убирают. При этом он выбирает нужную табличку из двух выложенных перед ним. Затем на занятиях начинают использоваться таблички со словами-поручениями, например: на физкультурных занятиях — ИДИ, БЕГИ; на занятиях по обучению действиям с предметами – НАДЕНЬ, СНИМИ, ПОКАЖИ; на занятиях по изобразительной деятельности — РИСУЙ, ЛЕПИ, ПОСТРОЙ; на музыкальных занятиях — ПЛЯШИ, ХЛОПАЙ. В общении и на всех занятиях используются также таблички ДАЙ, УБЕРИ, ВСТАНЬ, СЯДЬ, СЛУШАЙ, ВЕРНО, НЕВЕРНО, МОЛОДЕЦ, ПОМОГИ, ОТКРОЙ, ЗАКРОЙ и т. д. По мере того как ребенок начнет понимать то или иное слово-поручение в письменном виде, оно предлагается ему уже устно, без таблички. При этом, когда малыш начинает действовать, взрослый хвалит его и в подтверждение правильности выполнения задания показывает написанное слово или фразу. Одновременно с использованием табличек со словами-поручениями ребенка начинают специально учить соотносить табличку-название с часто употребляемыми и знакомыми словами: используются 4—5 названий любимых игрушек, 2—3 названия посуды, еды, мебели, одежды, частей тела и т. п. Эта работа проводится следующим образом. Перед ребенком кладутся два предмета или картинки, их изображающие, например дом и рыба. Взрослый держит у подбородка табличку и произносит слово дом, а ребенок показывает на соответствующий предмет или картинку. Взрослый дает ему табличку, которую его рукой кладет к предмету (картинке). Затем такая же работа проводится со вторым словом. После этого взрослый дает малышу второй экземпляр таблички дом, прочитывает ее и рукой ребенка подкладывает под первую табличку. Он сравнивает обе таблички, обращая внимание на то, что они одинаковые, показывает, что табличку дом нельзя подкладывать к рыбе. Затем такие же действия проводятся со вторым словом. Взрослый берет одну табличку, например РЫБА, и вместе с ребенком ищет в комнате других рыб — картинки, игрушки, подкладывая к каждой из них данную табличку. Так же поступают и со вторым словом. Обучение подкладыванию табличек-дубликатов проводится в течение нескольких дней. При этом предметы и картинки, к которым они подбираются, ежедневно меняются, т. е. взрослый предлагает изображения разных домов, рыбок, привлекает разнообразные игрушки. Затем  используются новые пары, например, МАМА и имя ребенка (используются фотографии), МЯЧ и ЗАЙКА, КОФТА и ЧАШКА, ШАПКА и ТАРЕЛКА. Когда ребенок научился подкладывать таблички к образцу, его учат находить нужную подпись самостоятельно. Взрослый дает малышу табличку, например МЯЧ, и предлагает подложить ее к нужному предмету или, наоборот, выкладывает перед ребенком таблички и предлагает подложить к ним соответствующие картинки или предметы. Вначале ребенок учится соотносить табличку с предметом (картинкой) в условиях выбора из 2, затем — из 3 и более. По мере того как ребенок овладевает умением соотносить табличку с предметом при ограниченном выборе — из 2—3, его учат находить по табличке соответствующий предмет, картинку,  которые находятся не перед его глазами, а в комнате, на улице. Каждая табличка после того, как она подложена, прочитывается: вначале читает взрослый, ведя пальцем под табличкой, затем ребенок вместе со взрослым ведет своим пальцем под табличкой и «читает» ее, т. е. произносит слово, как может. Чтение осуществляется по слогам (но не по звукам), произнесение которых несколько замедленно. Хорошо знакомые таблички малыш должен «читать» самостоятельно: сам ведет пальчиком под табличкой и произносит слово или фразу. С того времени, как на занятиях начали использоваться таблички, каждое новое слово предлагается ребенку не только устно, но и письменно (на табличке). Помимо этого в доме «подписываются» предметы, с которыми чаще всего встречается ребенок, т. е. прикрепляются таблички к мебели, игрушкам, посуде и т. п. По мере того как ребенок усваивает слово в устной и письменной форме, таблички убираются. Если взрослый в комнате показывает табличку мыло, ребенок, «прочитав» ее, должен найти мыло в ванной.

      Детей 3-4 лет следует учить составлению слов из разрезной азбуки. Эта работа начинается после того, как малыш научится различать первые 10—15 табличек. Сначала ребенок составляет слово по табличке-образцу. При этом взрослый дает ему лишь буквы, входящие в это слово. На этом этапе обучения сами буквы не называются. Ребенок подкладывает к картинке табличку, «прочитывает» ее, а затем собирает под ней слово из букв. Когда малыш начнет справляться с этим заданием, его учат составлять слово и по памяти, без образца. Начинать надо с хорошо знакомых, коротких слов: дом, мяч, шар, юла, мама и т. д. Можно предложить следующую примерную схему.

1-й этап. Ребенок подкладывает табличку к предмету (картинке), «прочитывает» ее, табличка переворачивается (или закрывается), и он по памяти составляет слово. Затем табличка открывается, соотносится с составленным словом. После того как ребенок начнет справляться с этим заданием, можно переходить к следующему этапу.

2-й этап. Ребенок самостоятельно называет предмет или картинку, а затем собирает слово из предложенных взрослым букв. Вначале это только буквы, составляющие данное слово, а затем — и «лишние», которые ребенок должен отложить в сторону.

3-й этап. Ребенок называет самостоятельно предмет или картинку, а затем составляет слово из разрезной азбуки, доставая из кармашков нужные буквы, выбирая их из всего алфавита .Интересно для ребенка составлять слова, пользуясь магнитной азбукой. Не следует лишь пользоваться буквами на кубиках с картинками, которые отвлекают внимание ребенка, и он не может вычленить букву из слова. Можно познакомить малыша и с буквенным обозначением звуков, которые он может произнести, например а, о, у, м, п, н, л. При этом называется звук, а не буква: м, а не «эм», п, а не «пэ», л, а не «эль» и т. д. Если ему нравятся занятия с буквами, можно немного потренироваться в чтении отдельных слогов. Например, на гранях кубика пишут слоги: пи, по, пу, ма, мо, му. Кубик подбрасывается, и ребенок читает слог на верхней грани. Но не следует увлекаться этими упражнениями и перегружать ребенка, значительно полезнее чтение целых слов и составление их из букв. Учить чтению нужно ежедневно: собирать из букв по одному слову каждый день. Основной целью работы по развитию речи неслышащего малыша является формирование ее как средства общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

     Речевой материал на первом году обучения используется как в устной форме (слухозрительное предъявление и побуждение детей отражен...

Сущность подготовительного периода обучения чтению дошкольников с нарушением слуха.

В статье  раскрыты  психологические аспекты  процесса чтения. Рассматриваются два этапа обучения чтению дошкольников с нарушением слуха: первый...

Консультация для воспитателей Тема : «Методы и приёмы обучения чтению детей с нарушениями слуха»

Консультация предназначена для воспитателей групп для детей с нарушением слуха. В консультации раскрыты основные методы и приёмы работы для формирования навыка  чтения у  детей с нарушением ...

Мастер-класс:«Начальные этапы обучения чтению детей с нарушением слуха»

            При значительных снижениях слуха даже в условиях интенсивной ранней коррекционной работы не удается сформировать полноценного восприятия речи на слухо-...