Статья «Роль музыкального руководителя детского сада в эмоциональном развитии детей»
консультация

Барышникова Светлана Юрьевна

Статья  может быть полезной в качестве консультации для воспитателей и родителей, с целью ознакомления роли музыкального руководителя, его участия в эмоциональном развитии детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Статья «Роль музыкального руководителя детского сада  в эмоциональном  развитии детей»

Подготовила: Барышникова Светлана Юрьевна

Тема: Статья  быть полезной в качестве консультации для воспитателей и родителей, с целью ознакомления роли музыкального развития, его участия в эмоциональном развитии детей.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей. Это объясняется и спецификой этого вида искусства. Музыку называют “зеркалом души человеческой”, ”эмоциональным познанием”. Б.М. Теплов писал: ”музыка отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение — это как известно наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки. Что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка. [1] .Поэтому роль музыкального руководителя огромна. Его главная цель – это пробудить первичные музыкальные навыки и креативность, грамотно привести ребенка в мир музыки.

Музыкальный руководитель – профессия, включающая многие умения:

  • музыканта
  • педагога
  • организатора
  • сценариста
  • режиссера
  • психолога
  • логопеда.

И для этого необходимо любить свое дело, постоянно развиваться и быть жизнерадостным человеком.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» [15].

В своей работе я с малых лет пытаюсь создать условия для формирования основ музыкальной культуры каждого ребёнка. Приобщаю дошкольников к различной музыке:

  • классической
  • фольклорной
  • музыке разных народов
  • современной

Формирую вокально-хоровые навыки и реализую творческие способности детей в театрализованной деятельности. Самое важное – дать ребёнку почувствовать настроение в музыке, её смену, взаимосвязь. Главное, что я стараюсь вовлекать ребёнка в процесс общения с музыкой на основе различных видов  музыкальной и театрализованной  деятельности, учитывая индивидуальные, возрастные и личные особенности каждого ребёнка. Ни один ребёнок не остаётся без внимания. У детей тем самым формируются знания, умения и навыки, соответствующие каждому возрасту. Важно пробудить творческую активность и развить музыкальные способности ребёнка. Работая над развитием музыкальных и творческих способностей  детей, необходимо изучать уровень  их музыкальных особенностей во всех видах музыкальной деятельности, фиксировать и оценивать  полученный результат. Для этого я анализирую, отслеживаю, сопоставляю результаты наблюдения и диагностики, это позволяет адаптивно корректировать процесс обучения и обеспечивает эффективность воспитательного процесса.

«Музыкальное искусство, обладая уникальными свойствами воздействовать на эмоциональную сферу, является удивительно тонким и в то же время эффективным инструментом развития внутреннего мира ребенка, раскрытия его творческого потенциала, поистине всестороннего воспитания его личности». [9, 7с.]

Музыкальный руководитель с помощью музыкальных средств выразительности  помогает создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развивает интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс, закрепить навыки и умения детей с целью улучшения физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а также здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе.

Известно, что еще Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на профилактическое и лечебное воздействие музыки. Они утверждали, что музыка устанавливает порядок и гармонию во Вселенной, в том числе и нарушенную болезнями гармонию в человеческом теле. В современной медицине есть целое направление – музыкотерапия. Очень важно прививать детям интерес и любовь к музыке, как важной составляющей здорового образа жизни.

Изучив музыкально-педагогическую, методическую, справочную литературу по проблеме особенностей развития музыкальных способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, проанализировав особенности каждой музыкальной способности и видов музыкальной деятельности, используя различные методы исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Благоприятное развитие психически здоровых детей в дошкольном образовательном учреждении по большей мере зависит от профессионализма и активности музыкального руководителя.

2. Успешное развитие музыкальных способностей у дошкольников, как одной из задач музыкального воспитания, зависит от содержания музыкального воспитания, от качества используемого репертуара, эффективности использования методов и приемов обучения, видов музыкальной деятельности и форм ее организации;

3. Предположение о том, что использование педагогом в работе с детьми разнообразных видов музыкальной деятельности способствует психическому, физическому и  музыкальному развитию дошкольников и вызывает у них интерес к музыке верно, так как музыкальность представляет собой комплекс способностей, необходимых для гармоничной жизни, эмоционального здоровья и занятий музыкальной деятельностью.

Список литературы

  1. Л. А. Половинкина. Роль музыки в воспитании и развитии ребенка // Молодой ученый. — 2015. — №22. 3. — С. 15-16
  2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
  3. М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду»
  4. Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»
  5. А. Н. Зимина «Основы музыкального воспитания в дошкольном учреждении»
  6. Е.А. Дубровская «Ступеньки музыкального развития»: Пособие для муз. руководителей и воспитателей дошк. образоват. учреждений – М.: Просвещение, 2003. – с : нот.
  7. Т.Э.Тютюнникова «Музыка детства» Учебное пособие по элементарному музицированию и нач. муз. воспитанию для студентов пед. вузов, институтов повышения квалификации и педагогов-практиков. – М.: Издательство «Бином. Лаборатория знаний», 2019. – 80с.. илл.
  8. Т.Э.Тютюнникова «Под солнечным парусом или полет в другое измерение»: Учебно-методическое пособие для нач. муз. обучения. –СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2008. – 68 с.
  9. Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Тутти: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб.: Аничков мост, 2016. – 144с.
  10. А.И. Буренина «Ритмическая мозаика»:(Программа для ритмической пластики для детей). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
  11. Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.
  12.   Д.Д. Шостакович «Рассказы о музыке»
  13.  Лекция Татьяны Черниговской. "Мозг и музыка. Что общего?" (источник: https://www.youtube.com/watch?v=-4p_Y6mcIoQ).
  14.  Саранин В.П. «Музыка и здоровье» текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология» (источник: https://cyberleninka.ru/article/v/muzyka-i-zdorovie)
  15. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы музыкального руководителя детского сада по развитию вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста»

Пение - один из любимых видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются  переживания ребенка, активно формируются музы...

Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов "Обучение детей дошкольного возраста игре на курае"

Авторское методическое пособие "Обучение детей дошкольного возраста игре на курае" включает в себя методику, перспективный план, пошаговое обучение и результативность....

Статья «Организация работы музыкального руководителя детского сада по развитию музыкальной одарённости дошкольников»

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. ...

Статья "О культуре здоровья в работе музыкального руководителя детского сада"

Из опыта работы. Немного мыслей о том, как важно не забывать об охране здоровья детей на музыкальных занятиях в детском саду....