Статья "О культуре здоровья в работе музыкального руководителя детского сада"
статья

Ходкевич Анна Сергеевна

Из опыта работы. Немного мыслей о том, как важно не забывать об охране здоровья детей на музыкальных занятиях в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_zdorovya.docx23.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

О культуре здоровья в работе музыкального руководителя.

  «Укрепить здоровье человека в детстве,  не допустить, чтобы ребёнок вступал в юность хилым и вялым, – это значит дать ему всю полноту жизненных радостей. Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа. Если ребёнок, очарованный красотой полей, мерцанием звёзд, бесконечной песнью кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, значит, он находится на вершине этой гармонии тела и духа». Как точно и проникновенно сказал  В.А. Сухомлинский о важности сохранения здоровья ребёнка!  А что мы, педагоги, делаем для сохранения здоровья детей?

Здоровье – очень ёмкое понятие: это и образ жизни: режим,  качество питания, генетические предрасположенности, и обязательно окружающая среда: любовь , внимание, общение, развитие….Конечно, я не могу следить за питанием  своих воспитанников, не могу наладить психологический климат у них дома, но могу сделать  занятие для них максимально полезным для здоровья.

           Культура здоровья в детском учреждении – это прежде всего соблюдение всех норм организации образовательного процесса. Ещё немаловажно красивое, светлое,  хорошо проветриваемое помещение, хорошее оснащение необходимой техникой, атрибутами, качественные аудиозаписи,  прекрасное исполнение самого педагога, его профессиональный уровень, а также удобная обувь детей, безопасность и комфорт. Также важно соблюдение временных рамок занятий, соблюдение режима.

Сохранить и приумножить здоровье детей – это гораздо важнее, чем научить их чему-либо. Поэтому  мы, педагоги, не должны забывать про здоровьесбережение каждую минуту своей работы.

           В первую очередь, я считаю, нужно не перегружать детей информацией, заучиваниями, репетициями.  В системе работы детского сада много праздников, которые призваны нести, в первую очередь, радость детям.  А на деле подготовка к ним чаще всего приводит к муштре и бесконечным репетициям.  Принято считать, что на праздниках показывается работа музыкального руководителя и воспитателей, вот и стараются все показать идеальный вариант, не задумываясь, сколько на это потратится сил и здоровья. Я стараюсь организовать как можно больше  совместных игр с родителями, импровизационных конкурсов, спонтанного музицирования, активно включая родителей в действие. А также делать больше сюрпризных моментов для детей, чтобы им было интересно.  Но это не так просто и требует работы с родителями.

 В. А Сухомлинский говорил: «Музыка –  воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребёнок развивает свои духовные и физические силы»

         Я очень люблю использовать в работе двигательную импровизацию, но её не принято демонстрировать на мероприятиях. И тогда я стала объединять оркестр, пение и танец в  единый номер, разделив детей на группы – кто-то играет и поёт, кто-то танцует.

         В связи с большим количеством календарных праздников мало времени остаётся на знакомство детей с классической музыкой. Я нашла выход -  мы включали классику в действие праздника  -  дарили  на 8 марта родителям путешествие по сказкам Пушкина, где звучала  музыка русских композиторов, а дети исполняли  небольшие театрализации, подыгрывали  на музыкальных инструментах, танцевали. Эти композиции напоминают элементы шоу, что очень нравится и детям, и родителям. .         

       Я давно использую в работе стиль Карла Орфа. Этот  выдающийся  педагог и композитор считал, что раннее музыкальное воспитание (слушание музыки, игра на элементарных ритмических инструментах) помогает интеллектуальному  и психическому развитию ребёнка.

 Современные исследования подтвердили, что движение под музыку, пение, элементарное музицирование соответствует естественным биологическим потребностям малыша.

 Такая музыкальная терапия оздоровляет детский организм, снимает стрессы и неврозы, развивает координацию движений, по выражению Далькроза, «излечивает нервы». Кроме того, совместное элементарное музицирование способствует, по его мнению, появлению у ребенка чувства радости, уверенности в своих силах, формирует эмоционально. 

Происходит как бы слияние, упорядочение, приведение в равновесие психики и физиологии. Ребёнок не просто пассивно слушает музыку, но активно участвует в её создании. Метод Э.Жака Далькроза врачи-педиатры рекомендуют при лечении некоторых патологиях в развитии ребёнка: нарушения способности к концентрации, психических заболеваниях, двигательных отклонениях, ослабленном зрении.

        Когда я работала в негосударственном учреждении, где было небольшое количество детей   в классах и в группах, мне удавалось больше внедрять эту методику – и она давала хорошие результаты:  раскрывался творческий потенциал детей, появлялась уверенность, уходили психологические проблемы, страх, неуверенность, зажатость, решались логопедические проблемы. В массовых группах детского сада, где я сейчас работаю,  количество человек бывает более 20, использовать эту методику труднее, но я стараюсь включать  её в занятие и досуги, и показывать родителям на открытых занятиях. В очень больших группах провожу подгрупповые занятия, занимаясь с детьми игрой в оркестре.

 И конечно, ни один праздник и подготовка к нему не должны лишать детей игры, это  обязательно на каждом занятии. В этой деятельности ребёнок получает гораздо больше для своего развития и здоровья, чем в большом количестве  заученных песен и танцев.

           В наше время стала появляться проблема с ранней компьютеризацией детей –  они утрачивают образное мышление и творческие способности. Музыка  призвана им  помочь ориентироваться на творческое развитие, сформировать общую музыкальную культуру, создать условия для раскрытия природного дара каждого ребёнка.  Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека.

           Культура здоровья также подразумевает и принцип – от простого к сложному. Мы все работаем по программам. Но каждый  год приходят дети разной подготовленности, разного уровня  развития, складываются неоднородные коллективы. Поэтому  важно корректировать своё планирование в зависимости от возможности детей. Таким образом и результат обучения будет лучше, и здоровье не пострадает.  Я заметила, что дети иногда приходят  на занятие очень возбуждёнными или, наоборот, вялыми. Это может зависеть как от погоды (у нас мало солнца, бывают магнитные бури, штормовые предупреждения), так и от их предыдущего занятия – они долго сидели, например и устали. Соответственно, план урока я меняю на ходу, отталкиваясь от состояния детей, ввожу дополнительные ритмические игры, чтобы активизировать внимание, или просто даю максимально подвигаться – они очень любят движение в различных ритмах  с остановками.  Индивидуальный подход очень важен, хотя это не так и просто, имея большое количество детей. Дети  не должны как марионетки выполнять приказания педагога, им можно только помочь включиться в работу, подбодрить, стимулировать. Детей нужно чувствовать.

И очень важно вселить в ребёнка уверенность, веру в свои силы!

Но ни в коем случае не заставлять и не  давить! В связи с этим важное место процессе обучения и воспитания детей занимает личность педагога. Он – образец, пример для подражания. У него должна быть опрятная внешность, хорошая физическая форма,  правильная осанка, здоровый эмоциональный настрой, культура речи, поведения, а также  достойные человеческие качества. Педагог должен быть сдержанным, внимательным, терпеливым, понимающим. Он должен стараться быть близок к ребёнку, жить его проблемами, погружаться сам в процесс игры и познания, не показывать своё плохое настроение, не сердиться.

 «Воспитание детей - это не милая забава, а задание, 
требующее тяжких переживаний, усилий, 
бессонных ночей, много мыслей и идей …» Януш Корчак

  В этой связи очень бы хотелось, чтобы молодых кадров было больше в наших детских учреждениях. Они ближе к детям  энергетически, имеют более крепкую нервную систему, чем педагоги старшего возраста, более креативны и современно мыслят.  Я нисколько ни умаляю опыта и педагогического таланта моих коллег, проработавших уже достаточно долго с детьми, но замечаю иногда, даже у себя самой, что  может  наступить  момент эмоционального выгорания, усталости.  В данном случае педагогу необходимо всё время анализировать  свои действия, видеть себя со стороны, не брать чрезмерные нагрузки, полноценно отдыхать. Счастливый педагог – хороший педагог.

http://banners.adfox.ru/transparent.gif

http://banners.adfox.ru/transparent.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы музыкального руководителя детского сада по развитию вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста»

Пение - один из любимых видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются  переживания ребенка, активно формируются музы...

«Система работы музыкального руководителя детского сада по развитию вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста»

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности ...

Презентация для родителей "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя детского сада"

Презентация для родителей "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя детского сада"...

Статья «Организация работы музыкального руководителя детского сада по развитию музыкальной одарённости дошкольников»

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. ...

«Использование дистанционных образовательных технологий в работе музыкального руководителя детского сада» ( из опыта работы)

laquo;Использование  дистанционныхобразовательных технологийв работе музыкального руководителя детского сада»( из опыта работы)https://disk.yandex.ru/d/rSETypRC36ArZA...

Из опыта работы "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя детского сада".

В детских садах информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) уже прочно вошли в работу музыкальных руководителей. Очень важно, чтобы мы, педагоги тщательным образом продумывали использование технич...