Квест-игра. Нетрадиционная форма взаимодействия ДОУ с родителями.
статья (старшая группа)

методическая разработка для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_kvest_s_roditelyami.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Квест-игра.

Нетрадиционная форма взаимодействия ДОУ с родителями.

                                                  Поздышева Елена Васильевна

                                                                 Россия, г. Павлово

Аннотация. В статье акцентируется внимание на современной игровой технологии- квест. Это новая форма взаимодействия детского сада с родителями, удобная в организации для педагога и очень увлекательная для детей.

Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы.

Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда воспитатели и родители станут союзниками.

Семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов: семьи и детского сада.

Работа с семьями дошкольников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и нетрадиционных форм и методов взаимодействия.

В соответствии с п.3.2.5 Федерального государственного образовательного стандарта условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

В своей работе с родителями выделяем следующие приоритетные задачи:

- Повышение педагогической культуры родителей, активизация и обогащение их педагогических знаний и умений.

- Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.

- Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Взаимодействие детского сада с родителями-это основополагающее в воспитании ребенка. Проблема на сегодняшний день остается актуальной. Семья и детский сад, мы вместе стоим у истоков нашего будущего, но не всегда нам хватает взаимопонимания, терпения, чтобы понять друг друга. Проблема в том, что одни родители интересуются только питанием и сном ребенка, считая детский сад «перевалочным пунктом» пока они на работе. Другие, наоборот, считают, что именно на педагогов ложится вся ответственность за их ребенка и устраняются от воспитания собственных детей. И именно по этой причине многие педагоги испытывают трудности в общении с родителями. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед ДОУ, является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка»

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна строиться дифференцированно, учитывая социальный статус, микроклимат семей воспитанников, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, а также, быть направленной на повышение культуры педагогической грамотности семьи. Одна из главных задач стандарта направлена на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. П.1.6. 9.

 Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Сейчас педагоги ищут новые формы отношений с родителями — это сотрудничество и взаимодействие. И эти новые формы взаимодействия, побуждают родителей к взаимоотношениям с детьми с позиции любящего наставника и друга ребенка. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей знания.

 Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями.

 В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они ещё недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
Понятно, что детскому саду нужно вовлечь родителей в общую работу, двигаться в одном направлении в воспитании и развития ребёнка.

Досуг — это одно из направлений  форм взаимодействия педагогов с родителями.

Интерес к досуговой технологии связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития.

Для воспитывающего взрослого- содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Среди широко используемых в практике воспитания и развития детей дошкольного возраста игровых технологий можно выделить квест – технологию. 

  Квест (заимствование англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета»). Квест — это игра и приключение, во время которого участникам нужно пройти череду препятствий для достижения какой-либо цели. Квест — это форма взаимодействия взрослых и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи через реализацию определенного сюжета. Многообразие возможностей делает квест — одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО. Сейчас многие педагоги ДОУ используют квесты для реализации различных проектов. Квесты — приключенческие игры, в которые увлеченно играют и дети, и родители. Участие в квесте — такой подход побуждает родителей, детей и педагогов к творческому сотрудничеству между собой. Устраняется отчужденность, появляется уверенность, решаются многие проблемы. А главное увлечены все и дети, и взрослые, и педагоги.

В нашем детском саду мы ввели в практику квест – игру, как новую форму работы взаимодействия с родителями, которая направлена на повышение родительской компетентности в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

Квест – игра является интерактивной формой работы с родителями, где родители оказываются участниками образовательных отношений.  

Целью игры является:

 Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.

 Задачи:

- способствование созданию положительных эмоциональных переживаний родителей от совместного мероприятия;

-  развитие у родителей знаний и умений, способствующих гармонизации детско-родительских отношений;

- побуждение к созданию коллектива родителей, заинтересованных в решении общих проблем.

Как же проводится квест?

Игра происходит следующим образом. Если участников (детей и их родителей) достаточно много, их можно поделить на команды, которые будут соревноваться между собой, выполняя различные задания. Когда участников мало, им следует выполнять миссии по парам, сохраняя соревновательную нотку. А можно объединить всех в одну большую и дружную команду, которая будет действовать сообща и достигнет поставленной цели.

Допускается линейный формат мероприятия, когда задания будут выдаваться последовательно. Следующее испытание становится доступным лишь после выполнения предыдущего. Штурмовой квест предполагает выдачу всех заданий одновременно, когда каждый участник должен проявить интеллект, физические способности, смекалку и внимательность для достижения главной цели быстрее всех остальных. Кольцевой формат отличается от линейного тем, что стартовая точка для команд будет для них и финишной.

Квесты можно проводить как на открытом воздухе, задействуя территорию прогулочных площадок детского сада, так и в самом здании детского сада, используя музыкальный, физкультурный зал, групповые комнаты и т.д.

Сценарии квестов могут быть разнообразны, но в каждом из них должна быть легенда, на основе которой и развивается игра. Воспитателю следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия. Сценарии таких мероприятий составляются с учетом различных факторов: возраста участников, поставленных задач и целей игры, материально-технических возможностей, места проведения, а также индивидуальных склонностей и пожеланий самих детей.

Квест – игра включает следующие принципы:

  1. доступность;
  2. системность;
  3. динамичность;
  4. эмоциональная окрашенность заданий;
  5. сочетание разных видов деятельности;
  6. наличие конкретного результата;
  7. сотрудничество, а не наставничество;
  8. доброжелательный стиль общения всех участников (педагогов, родителей, детей);
  9. индивидуальный подход.

Алгоритм создания игры: 

·       Определите, для какой целевой аудитории будет предназначена игра. 

·       Сформулируйте цель игры - ради чего вы планируете ее провести и чего достичь в результате. 

·       Продумайте инструкцию к игре, сначала приблизительно, в общих чертах, отвечая себе на вопрос: «Что необходимо делать участникам, чтобы цель игры оказалась достигнута?», а потом пропишите инструкцию дословно. 

·       Подумайте, на что похоже предполагаемое инструкцией действие, какие образы у вас возникают, также учтите возраст и другие особенности целевой аудитории и основную идею программы. Обобщив эти данные, придумайте игровую метафору, интригу игры. 

·       Исходя из получившейся метафоры, придумайте вашей игре красивое название. 

·       Мысленно проиграйте полностью всю игру и пропишите методические особенности ее проведения (продолжительность, особенности организации игрового пространства, время и место проведения, необходимые материалы). 

·       Еще раз представьте себе игру и оцените, каковы ее ресурсы как для самих участников, так и для ведущего, помимо очевидных (исходя из самой цели игры). 

·       Понимая возможности игры, ее потенциал, продумайте вопросы для обсуждения, содержательного анализа после игры. 

·       Подумайте над вариантами модификации игры. 

         Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т.п. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Хочется особо обратить внимание на последний этап. После каждой игры ребёнок анализирует свое место в команде. Ребёнок учится проводить самоанализ своих возможностей качеств, умений и навыков, понимая, что ему не хватило до достижения оптимального результата. 

 Воспитатель ориентируется на 4 вида рефлексии для оценки мероприятия: 

Коммуникационная - обмен мнениями и новой информацией между детьми, родителями и педагогами; 

Информационная - приобретение детьми нового знания; 

Мотивационная - побуждение детей и родителей к дальнейшему расширению информационного поля; 

Оценочная - соотнесение новой информации и уже имеющихся у детей знаний, высказывание собственного отношения, оценка процесса. 

 Механизмом стимулирования рефлексии могут быть вопросы для беседы: «Что нового узнали?», «Что было интересно?», «Что вас удивило?», «Что было трудно?», «Все ли у вас получилось так, как хотелось?». Это тем более важно, потому что Квест, как универсальная игровая технология включает у ребёнка соревновательные механизмы, что также создает условия для более активного включения в игру, для повышения качества выполнения заданий и достижения результата. 

Квесты помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОО, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья. 

Преимущества Квеста:

·       возможность интерактивной работы с родителями; 

·       заинтересованность родителя в работе с педагогами; 

·       конкретный результат работы родителя и ребёнком. 

В детском саду квесты можно проводить в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в них участвуют старшие группы, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений.  

Образовательные квесты проходят на территории детского сада, в групповых помещениях. Для составления маршрута можно использовать разные варианты: 

Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать); 

- «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции); 

Карта (схематическое изображение маршрута); 

- «Волшебный экран» (планшет, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники) 

- Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т.п. Расположение зон и маршрут каждой команды организуются таким образом, чтобы избежать их пересечения друг с другом. 

 Можно не сомневаясь утверждать, что, когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества. 

Используя технологию Образовательный квест ребёнок: 

·       добывает знания, выстраивает работу по алгоритму; 

·       приобретает навыки, используя различные виды деятельности, такие как поиск и систематизация информации по теме, проведение исследования в образовательной среде; 

·       делает собственный выбор; 

·       пользуется разнообразными источниками информации. 

Таким образом, Квест-игра одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.   

А введение в практику такой нетрадиционной формы взаимодействия с родителями помогает повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждён 17 октября 2013 г. приказом № 1155 Министерства образования и науки РФ.
  2. Барахтенко, Ю. Б. Квест — нетрадиционная форма взаимодействия ДОУ с родителями / Ю. Б. Барахтенко. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 42 (228). — С. 49-52.
  3. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2010. — 80с.
  4.  Дронова Т. Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей /
  5.  Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. — М.: Просвещение, 2005. Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ [Текст] /
  6.  Г. А. Антипова // Воспитатель ДОУ. — 2011. — № 12. — С.88–94.

Основные термины :

ребенок, родитель, детский сад, квест.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями

В консультации для воспитателей предлогаются нетрадиционные формы работы с родителями, которые помогут заинтересовать и привлечь родителей к совместную работе в ДОУ....

Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями

В консультации для воспитателей предлогаются нетрадиционные формы работы с родителями, которые помогут заинтересовать и привлечь родителей к совместной деятельности в ДОУ....

"Портфолио - нетрадиционная форма взаимодействия педагога и родителей по формированию самосознания дошкольника"

Данный материал позволит повысить компетентность педагогов в вопросе создания портфолио дошкольника, поможет спланировать эту работу и вовлечь в нее родителей....

Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей (законными представителями)

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формНетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей (законными представителями.).Работа с родит...

«Квест-игра, как инновационная форма взаимодействия с родителями и педагогами ДОУ» «Поиски Колобка» (из опыта работы)

Я много лет работаю с детьми младшего возраста. Это самый интересный и особенный возраст, это начало  формирования самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности. И чтобы заинтерес...

«Квест-игра как эффективная форма взаимодействия ДОУ и семьи»

laquo;Квест-игра как эффективная форма  взаимодействия ДОУ и семьи» Актуальность:Семья и детский сад – важнейшие институты воспитания, а их продуктивное взаимодействие – з...

«Квест-игра», как активная форма взаимодействия с родителями воспитанников в ДОУ

Работа с семьями дошкольников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и нетрадиционных форм и методов взаимодействия. Положительных резул...