Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями
презентация к уроку по теме

Мартыненко Мария Викторовна

В консультации для воспитателей предлогаются нетрадиционные формы работы с родителями, которые помогут заинтересовать и привлечь родителей к совместной деятельности в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet1.ppsx2.63 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила воспитатель группы №9 Мартыненко Мария Викторовна Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в ДОУ

Слайд 2

Что означает слово- ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ? Взаимодействие – это многоплановый процесс развития контактов между людьми. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

Слайд 3

Типы семей «Родители – лидеры» Умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. «Родители – исполнители» Которые принимают участие при условии значимой мотивации. «Родители - критические наблюдатели»

Слайд 4

Проблемы взаимодействия семьи и детского сада Пассивность родителей, безразличное отношение к своему ребенку; Чрезмерная занятость родителей; Недоверие родителей к педагогам, нежелание идти на контакт; Агрессивность восприятие информации, идущей от воспитателя; Недостаток времени у воспитателей для полноценного взаимодействия с семьей и т.д.

Слайд 5

Задачи работы по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников Повысить уровень родительской компетентности; Гармонизировать семейные и родительско -детские отношения; Повысить ответственность родителей за судьбу ребенка и его активности в отношениях с сотрудниками ДОУ; Способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах развития детей; Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; Объединить усилия для развития и воспитания детей; Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

Слайд 6

Схема классификаций нетрадиционных форм (Т.В.Кроткова) Наименование Цель Формы проведения общения Информационно-аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик». Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Слайд 7

Схема классификаций нетрадиционных форм (Т.В.Кроткова) Наименование Цель Формы проведения общения Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Слайд 8

Информационно-аналитическая форма взаимодействия с родителями Основной задачей общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Слайд 9

Информационно-аналитическая форма взаимодействия с родителями Социологический опрос; Анкета; Тестирование; «Почта доверия»; «Волшебный сундучок»; «Ларец пожеланий и предложений».

Слайд 10

Информационно-аналитическая форма взаимодействия с родителями «Почта доверия» - это сделанный почтовый ящик, куда родители кладут записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы можно обсуждать на родительских собраниях или заседаниях родительского клуба, либо в виде консультаций как в письменной, так и в устной индивидуальной формах. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает встретиться с родителями лично.

Слайд 11

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра, музыкальный руководитель) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Слайд 12

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других; « Педагогическая лаборатория» ; « Читательская конференция»; « Аукцион»; « Семинар – практикум»; « Душевный разговор»; « Мастер – класс»; « Мозговой штурм» ; « Список прилагательных и определений»; « Коллективная запись»; « Запись на листах»; « Эвристические вопросы».; «Мини-эксперимент».

Слайд 13

« Педагогическая лаборатория» Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение, либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

Слайд 14

«Читательская конференция» Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, собрание во 2 младшей группе - кризис 3-х лет. Предлагается несколько высказываний классиков, и родители комментируют, как они понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд «Копилка семейных советов».

Слайд 15

« Аукцион» Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятия – кризиса трех, совместно с родителями он анализирует как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделиться родителям, как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, ( т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд « Копилка родительского опыта»

Слайд 16

« Семинар – практикум» На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини-тренинги по саморегуляции , игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, чтобы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.

Слайд 17

«Душевный разговор» Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей и установить точно – какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того, чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью .

Слайд 18

«Мастер – класс» Современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания. Мастер-класс отличается от семинара тем, что, во время мастер-класса ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.

Слайд 19

« Мозговой штурм» Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

Слайд 20

«Список прилагательных и определений» Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.

Слайд 21

«Коллективная запись» Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись наиболее важных моментов по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.

Слайд 22

«Эвристические вопросы» К ним относятся 7 ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вопрос. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

Слайд 23

«Мини-эксперимент» Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.

Слайд 24

НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Наглядно - информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Слайд 25

НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Родительские уголки, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики – курносики », «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «Обратите внимание».; Папки-передвижки « Здоровейка », «По Совету всему свету»; Семейный и групповые альбомы «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон», «Книга памяти»; Фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи», «Мы такие разные »; Фотовыставки «Мамочка, мамуля, как тебя люблю я!», «Папа, мама, я – дружная семья», «Дети – цветы жизни»; Семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни»; Дни открытых дверей.

Слайд 26

ДОСУГОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогу проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Слайд 27

ДОСУГОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Праздники «День Матери», «День рождения», «Лучшая семья моя»; Развлечения «Семейные посиделки», «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком); Спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни»; Вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»; Совместные проекты «Моя семья»; Выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей», «Чудо – чадо»; Выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», «Вот так наряд»; Спектакли «Теремок», «Волк и семеро козлят»; Совместные походы «В мир прекрасного»; Экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу».

Слайд 28

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями

В консультации для воспитателей предлогаются нетрадиционные формы работы с родителями, которые помогут заинтересовать и привлечь родителей к совместную работе в ДОУ....

"Портфолио - нетрадиционная форма взаимодействия педагога и родителей по формированию самосознания дошкольника"

Данный материал позволит повысить компетентность педагогов в вопросе создания портфолио дошкольника, поможет спланировать эту работу и вовлечь в нее родителей....

Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей (законными представителями)

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формНетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей (законными представителями.).Работа с родит...

Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников. Доклад к выступлению на педагогическом совете ДОУ.

В материале  обощен многолетний педагогический  опыт взаимодействия   с  родителями  воспитанников (традиционные и нетрадиционные формы)....

Консультация для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с детьми и родителями»

Консультация для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с детьми и родителями». Предложенно  несколько инновационных вариантов нетрадиционных форм взаимодействия....

Консультация на тему: «Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов с родителями в ДОУ»

       Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Основным структурным элементом в детском с...

Конспект тренинга-консультации для педагогов "Эффективные формы взаимодействия педагогов с родителями"

В конспекте представлен тренинг-консультация для педагогов по отработке навыка использования техники "Я-сообщение" при взаимодействии с родителями....