Мастер-класс
материал
Предварительный просмотр:
Мастер - класс для родителей
по социально-коммуникативному развитию
на тему: "Роль игры в социализации детей"
Автор:
Сайкина О.С.
Организационный момент
Действия участников мастер-класса:
Каждый слушатель, входя в аудиторию, выбирает цветной листочек и кладет его в корзину. Пока идет подготовка, листочки приклеиваются на «дерево» на доске.
Ход мастер-класса
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У нас у всех — весеннее!
Вы на дерево – взгляните,
Там, где были почки,
Как веселые огни,
Вспыхнули листочки.
Посмотрите, на дереве настроения распустились листочки.
Настроение у всех разное, но в основном веселое и задорное. Желаем Вам сохранить его до конца занятия!
В процессе работы попробуем освежить в памяти знания об игровой технологии, обменяемся опытом работы по данной теме и проанализируем данную проблему.
Работу построим следующим образом:
1. Представление технологии.
2. Проведение имитационной игры.
3. Рефлексия.
1 этап: Игровые технологии.
В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы.
По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни - это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают:
- семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся
с ребенком, братья или сестры);
- детский сад (в первую очередь воспитатели);
-общество (сверстники, друзья).
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.
Поэтому основная цель специалиста - выбрать методы и формы организации деятельности детей, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития и коррекции личности. Самые большие возможности для развития предоставляет игровая деятельность.
Игра — многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации его жизни и неигровой деятельности. Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир.
Игра преследует следующие цели:
дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, развитие умений и навыков;
воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, общительности;
развивающие: развитие внимания, памяти, речи, умение сравнивать, сопоставлять, развитие мотивации учебной деятельности;
социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества.
Виды игр:
1. Сюжетно-ролевая игра. Основной вид игр дошкольников. В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых. К самым распространенным сюжетно-ролевым играм можно отнести «Магазин», «Больница», «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Автобус» и многие другие. Как видим большинство из них знакомят детей с различными профессиями.
2. Подвижные игры. Дети очень активны и непоседливы, поэтому подвижные игры так важны для них. В них они могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие физические качества как быстрота, ловкость, сила. Такие игры особенно полезны на открытом воздухе.
3. Дидактические игры. Очень важные игры для начинающих познавать мир малышей. Эти игры дают представления об окружающих играх, о таких важных понятиях как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память. Это игры типа «Чей это домик», «Найди одного цвета», «Найди пару», «Из чего сделано» и др.
4. Настольно-печатные игры. Это игры малой подвижности, но большую направленность имеют на развитие процессов мышления, памяти, воображения. Настольно-печатных игр сейчас великое множество. Все они красочные и привлекательные для малышей. Это такие игры как «Лото», «Мозаика», «Домино» и др.
5. Театрализованные игры. Игры помогающие ребенку больше понять и прочувствовать литературное произведение, игры развивающие речь и творческие способности малышей.
Выбор игры должен соответствовать потребностям и интересам, а также возрасту ребёнка.
Игра несёт в себе много важных функций (по мнению Марковой Т.Ю):
• Обучающая функция позволяет решить конкретные задачи
воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственного — эстетического воспитания детей.
• Развлекательная функция способствует повышению
эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребенка неожиданными и яркими впечатлениями, создает благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребенком.
• Коммуникативная функция состоит в развитии потребности
обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.
• Воспитательная функция помогает выявить индивидуальные
особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.
• Развивающая функция заключается в развитии ребенка,
коррекции того, что в нем заложено и проявлено.
• Релаксационная функция заключается в восстановлении
физических и духовных сил ребенка.
• Психологическая функция состоит в развитии творческих
способностей детей.
На протяжении дошкольного детства формы и виды игр меняются и усложняются. Сначала это простейшие манипуляции с предметами и ознакомление с их функциональными возможностями и социальным назначением; затем, начиная со второго года жизни – отображение простейших бытовых сюжетов; и, наконец, в старшем дошкольном возрасте – сюжетно-ролевые игры с правилами, развернутые игры режиссерского типа, самостоятельные дидактические игры.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что одним из основных средств социализации дошкольников является игровая деятельность. Не зря С.Т. Шацкий говорил: «Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».
2 этап: Проведение имитационной игры (дети дошкольного возраста)
В своей работе использую разные игровые приёмы, сейчас хочу представить вам некоторые из них: игра – имитация. Участие в образных играх – имитациях позволяет пережить разнообразные эмоции, а также увидеть, как другие дети передают эмоциональное и физическое состояние изображаемого образа. Это способствует эмоциональному развитию каждого ребенка и помогает ему лучше понять эмоциональное состояние других людей. Игры – имитации также являются эффективным методом эмоциональной разгрузки дошкольников, переключения их внимания, расширения впечатлений.
Игра-имитация “Ласковый котенок”.
Цель: обучение имитации образа котенка с помощью мимики, жестов, движений, голоса.
Я предлагаю вам представить, что вы маленькие котята. Когда котенка гладят, ласкают, он прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руку хозяина, выражая тем самым свое расположение к нему.
Каждому из вас дается возможность стать котенком, которого ласкают.
(Детям очень нравится быть котятами, они стараются каждый по-своему изобразить ласкового котенка и у них это очень хорошо получается. Игра вызывает массу положительных эмоций, и к ним присоединяются другие дети. Желательно в такие игры привлекать застенчивых детей и тех, у которых эмоции мало выражены).
Так же в своей работе я использую и другие игровые технологии:
Подвижные игры:
Упражнение «Поезд»
Цель: Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности.
Поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации
Описание упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев. Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (ведущий указывает, какие именно). И, не столкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других
игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки – например, начинать шипеть. Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда».
Если участников много и позволяют размеры помещения, можно сделать игру более динамичной, запуская одновременно по два «поезда».
Упражнение на совместное взаимодействие "Совместный рисунок"
Цель:1. Развивать умение взаимодействовать друг с другом.
2. Упражнять детей в умении корректировать свои действия, ориентируясь на заданный результат.
"Я хочу предложить вам нарисовать совместный рисунок в парах. Результат будет зависеть от слаженности ваших действий, умения договариваться друг с другом".
Диагностируемые параметры:
- Удерживают ли дети инструкцию на совместное рисование (рисуют совместный рисунок, т.е. наблюдается единое сюжетное и композиционное решение; или на одном листке бумаги рисуют два отдельных рисунка).
- Особенности взаимодействия в паре:
- Обговаривается ли тема рисунка.
- Есть ли обсуждение композиционного решения выбранной темы: что и как будет расположено на листке; обсуждение происходит до начала работы или возникает в процессе выполнения задания.
- Степень активности и инициативности каждого участника; кто лидер, кто ведомый; "лидер" - считается с мнением партнёра, или жёстко навязывает своё мнение; "ведомый" - совсем не проявляет инициативу и охотно подчиняется более активному партнёру, или делает робкие попытки высказать своё мнение, но столкнувшись с более напористым, партнёром отступает.
Если в паре оказываются два "лидера", то, как они договариваются, или наблюдается конфликт, отказ от деятельности.
- Как каждый ребёнок реагирует на действия партнёра: относится доброжелательно, ревниво, агрессивно и т.п.
- Как происходит распределение территории на листке бумаги (наблюдается ли "захват" территории: сразу или постепенно).
- В процессе выполнения задания, наблюдается ли между детьми диалог: совместное обсуждение, вопросы друг к другу, предложение помощи, или диалог отсутствует.
Ход: Инструкция: "Разделитесь на пары. Приготовьте себе рабочее место: возьмите на каждую пару один лист бумаги и набор фломастеров, сядьте за столы. Используя фломастеры, нарисуйте на листке бумаги общий рисунок. Для этого у вас есть 7 минут. Задание понятно? Приступайте".
После того, как все рисунки будут нарисованы, организуется обсуждение.
Примерные вопросы для обсуждения:
- Расскажи, что у вас получилось?
- Получился ли у вас общий рисунок?
- Как вы договорились, что будете рисовать?
- Вы сразу договорились, что будете рисовать или замысел возникал постепенно?
- Что из того, что есть на листке, рисовал ты?
- Когда ты рисовал, ты смотрел, что рисует партнёр?
- Испытывали ли вы трудности при рисовании общего рисунка?
- Как вы их преодолели?
- Ты доволен тем, что получилось?
- Легко ли тебе было работать в паре с (имя партнёра)?
- Получил ли ты удовольствие от совместной работы?
- Чему ты сегодня научился?
В конце упражнения, подводя итог, может подчеркнуть, что нарисовать совместный рисунок удалось тем детям, которые сумели договориться, пришли к общему решению, в процессе выполнения задания осуществляли взаимопомощь, учитывали мнение друг друга.
Данное упражнение можно проводить неоднократно, при этом каждый раз видоизменять в сторону усложнения:
- Рисовать молча.
- Рисовать одним карандашом.
- Рисовать одним карандашом одновременно (оба ребёнка держат один карандаш).
- Рисовать на одном листке бумаги поочерёдно через равный временной отрезок.
- Рисовать из разного расположения относительно листа бумаги: дети сидят напротив друг друга между ними лист, который нельзя поворачивать в процессе рисования.
- Одновременное рисование общего рисунка несколькими детьми (5 -6 детей).
Вывод:
- в игре активно обогащается и развивается словарь ребёнка. Формируется правильное отношение к явлениям природы, предметам окружающего мира;
- игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, сформировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности.
- сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, переживаний, связанный с игровыми действиями.
Рефлексия
Я предлагаю Вам отразить свое мнение о мастер-классе и о своем участии в нем, используя технологию «РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ»
На листе бумаги формата ватманского листа рисуется мишень, которая делится на четыре сектора.
В каждом из секторов записываются параметры – вопросы рефлексии
1-й сектор – оценка содержания;
2-й сектор – оценка формы проведения
3-й сектор – оценка деятельности педагога-мастера
4-й сектор – оценка своей деятельности.
Каждый участник маркером (ручкой, карандашом) четыре раза (по одному в каждый сектор) «стреляет» в мишень, делая метку (точку, плюс и т.д.).
Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в "молоко" или в поле "0" на мишени, если выше, то в поле "5". Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в "яблочко", в поле "10" мишени.
Сектора передаем от одного участника к другому.
После того как каждый участник взаимодействия "выстрелил" (поставил четыре метки) в рефлексивную мишень, она собирается и вывешивается на всеобщее обозрение и педагог - мастер организует ее краткий анализ.
Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...