Рекомендации родителям "Развитие внимания у старших дошкольников"
консультация (подготовительная группа)

Макухина Елена Геннадьевна

Вашему вниманию представлены упражнения на развитие произвольного внимания у детей 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vnimaniya_u_starshego_doshkolnika.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Макухина Е.Г.,

педагог-психолог ЦПМСС

Красносельского района СПб

Развитие внимания у старшего дошкольника

Уровень развития внимания – один из важных факторов, определяющих готовность ребенка к школьному обучению.

Внимание – сосредоточенность человека на какой-либо деятельности или объекте. Внимание очень тесно взаимосвязано со всеми психическими процессами: и с мышлением, и с памятью, и с речью и с чертами личности.

Параметры внимания формируются на протяжении всего дошкольного детства и проходят несколько этапов. Принято разделять произвольное и непроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание не требует волевого усилия, достаточно яркого стимула, который может «убедить» ребенка заниматься той или иной деятельностью. Стимулом может являться как внутренний интерес, так и яркая оболочка предмета.

Произвольное внимание обусловлено волевым актом, который необходим для сосредоточения на том или ином виде деятельности, выполнением которой ребенок не так сильно заинтересован. Когда ребенок учится писать или читать именно произвольное внимание помогает ему: оно под действием силы воли заставляет заниматься рутинной, неинтересной работой (разбирать заковыристые слова или прописывать крючочки). Именно произвольное внимание является важным параметром в определении готовности к школе.

Процесс развития произвольного внимания долгий и постепенный. Сначала у ребенка развивается непроизвольное внимание. Практически одновременно с ним начинает развиваться и произвольное внимание, которое формируется при помощи внешних средств: от словесной инструкции взрослого и его регулирующих жестов до постепенного перехода к саморегулированию от проговаривания действий вслух до внутренней регуляции.

В течение дошкольного детства увеличивается объем внимания (то количество объектов, которые достаточно хорошо может воспринять ребенок за определенный отрезок времени), увеличивается время сосредоточения на объекте или деятельности.

Развитие всех этих свойств внимания зависит от эмоциональной включенности малыша в деятельность, процесс занятий, развивающих игр.

Важным фактором в уровне развития внимания ребенка является состояние его здоровья. Очень часто рассеянное внимание ребенка сигнализирует о нарушениях формирования нервной системы и это очень важный повод сходить на прием к неврологу, пройти обследование состояния сосудов шеи, головного мозга и т.п. Любые нарушения параметров внимания гораздо быстрее перестанут беспокоить старшего дошкольника и его родителей, если они не только будут его тренировать с помощью техник и упражнений, перечисленных ниже, но и будут выполнять рекомендации невропатолога.

Развитие внимания требует высокой самоорганизации взрослых, которые производят занятия с ребенком. Заниматься необходимо ежедневно за редчайшим исключением. Каждое занятие не должно быть длительным – всего 15-20 минут.

Все упражнения, способствующие развитию параметров внимания, можно разделить на три группы:

- направленные на тренировку концентрации, умения собираться на непродолжительный промежуток времени и работать максимально продуктивно;

- направленные на тренировку наблюдательности и усидчивости ребенка;

- направленные на тренировку двигательной саморегуляции.

Перечислим задания, которые способствуют развитию концентрации у ребенка:

  1. «Корректурная проба». На бланке за 2 минуты нужно найти и зачеркнуть все знаки, заданные в образце.
  2. «Шифр». По образцу заполнить пустые фигуры значками.
  3. «Интеллектуальные таблицы». Вопросы, задания, предлагаемые ребенку, довольно просты и практически не требуют от него каких-либо специальных знаний. Главная трудность для выполняющего заключается в ограничении количества времени – для каждого задания дается 2-5 секунд. Обязательным условием является однократность предъявления задания, т.е. каждое задание зачитывается только одни раз, иначе оно попросту теряет свой развивающих смысл. О правилах выполнения упражнения ребенку сообщают заранее, чтобы он знал и был готов к этим ограничениям. Диктуя задания, произносить слова нужно четко и ясно, чтобы ребенок вас понял.
  4. «Найди такие же буквы». Ребенку дают карточку, на которой в левой части строки вписывается буквенный образец, а в правый ряд – набор букв. Ребенку нужно обвести в правой части карточки такие же группы букв, как в образце в левой части строки.

Упражнения, способствующие развитию наблюдательности и усидчивости:

  1. Найди спрятавшийся предмет или «зашумленные» картинки.
  2. «Следопыты». Предложите ребенку внимательно рассмотреть рисунок, в котором спрятались какие-либо предметы или персонажи. Найдите все спрятанные предметы.
  3. «Скульптор». Завяжите ребенку глаза и попросите на ощупь слепить какую-либо фигуру, например кубик или шарик. Лепить можно все, что угодно. Начинать лучше с простых форм, постепенно переходя к более сложным.
  4. «Путанница». В зависимости от сюжета рисунка создается история, которая рассказывается ребенку. На рисунке – паутина перепутанных линий, в сплетениях которых необходимо разобраться ребенку.
  5. «Небылицы». На рисунке допущены ошибки. Попросите ребенка их найти и показать вам.
  6. «Солнышко». На спине ребенка взрослый пальцем рисует или пишет некие символы. Начинать лучше с простых рисунков – солнце, елочка, домик. Первые несколько раз можно рисовать на тех участках кожи, где ребенку видно, чтобы он мог соотнести то, что он чувствует, и то, что он видит, в единое целое.
  7. «Найди отличия между картинками».
  8. «Что забыл нарисовать художник?». Ребенок, рассматривая изображения, на которых чего-то не хватает, дорисовывает недостающие предметы.

Задания, направленные на тренировку двигательной саморегуляции:

  1. «Не пропусти хлопок». Ребенку дается задание: когда он услышит слова, принадлежащие к определенной категории, он должен хлопнуть в ладоши.
  2. «Да и нет не говорить». «Черное и белое не называть». Игра заключается в том, что ребенку запрещается употребление некоторых слов. Ребенку задаются вопросы, он должен на них отвечать так, чтобы не использовать запрещенные слова.
  3. «Колокольчик, не звони». Дайте малышу колокольчик. Пусть он держит его за ленточку. Попросите ребенка, держа колокольчик в руках, выполнить различные упражнения так, чтобы колокольчик не зазвонил.
  4. «Скульптуры». Взрослый занимает какую-либо причудливую позу. Ребенку нужно как можно точнее ее скопировать.
  5. «Живое - неживое». Игра с мячом.
  6. «Съедобное – несъедобное». Игра с мячом.
  7. «Бирюльки». Для игры понадобятся счетные палочки или спички. Возьмите десять палочек, перемешайте из в руках и высыпьте на стол так, чтобы они не разлетались слишком широко, а касались друг друга. Игроки вытаскивают по одной палочке так, чтобы ни одна другая лежащая палочка не шелохнулась. Игрок, под чьей рукой шевельнулось одновременно больше одной палочки, передает ход другому игроку. Побеждает тот, кто вытащит больше спичек.
  8. «Сложи фигурку из спичек». Предложите ребенку выкладывать из спичек фигурки по образцу, нарисованному на бумаге.
  9. «Монетки». Ребенок берет горсть жетонов или монет. Ему необходимо, держа монеты на ладони, выставить их стопочкой на столе, добавляя каждый раз сверху по одной. Важно, чтобы все складываемые монетки изначально были в руке, и чтобы ребенок их выкладывал, доставая пальцами с середины ладони. Ну и, конечно же, все это он должен проделывать только одной рукой.

Выше дан примерный перечень дидактических игр, направленных на развитие разных сторон произвольного внимания. При желании список можно продолжить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с использованием коррекционно-развивающих игр и упражнений.

Развитие произвольного внимания у старших дошкольников с задержкой психического развития  с использованием коррекционно-развивающих игр и упражнений.Внимание – очень важный психический процесс, к...

«ИГРА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Комплекс дидактических игр  по развитию вниманию у старших дошкольников.  Особенности развития внимания у сстарших дошкольников....

«ИГРА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Комплекс дидактических игр  по развитию вниманию у старших дошкольников.  Особенности развития внимания у сстарших дошкольников....

Развитие памяти и внимания у старших дошкольников.

Данный материал поможет воспитателям в игровой форме помочь детям развить память и внимание.В ней представлена подборка игр разных видов...

Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности "Развитие произвольного внимания у старших дошкольников"

В данной консультации раскрываются причины нарушения внирмания у детей; описываются приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников....

Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности: «Причины нарушения внимания у детей. Приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников».

Консультация для родителей старшей группы компенсирующей направленности: «Причины нарушения внимания у детей. Приёмы развития произвольного внимания у старших дошкольников». Причины нарушений ...

Консультация для родителей старших дошкольников «Развитие внимания у старших дошкольников»

Развитие внимания – одно из главных направлений педагогической деятельности. Ведь от того как ребенок умеет слушать и слышать, вникать в сказанное, акцентировать внимание, зависит качество его о...