Консультация для родителей «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»
консультация (младшая группа)

Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с № 32 Быкова А.В.        

   Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и других.

      Знакомство человека с миром начинается с "живого созерцания": с ощущения и восприятия. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость), шероховатость и т.д.; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущение и восприятие – непосредственное, чувственное познание действительности.

        В дошкольном возрасте развитие ощущения и восприятия происходит очень интенсивно, хотя у детей раннего возраста представления о цвете, форме, величине и других свойствах предмета только начинают накапливаться. При этом правильные представления о предметах, о сенсорных эталонах (сложившихся представлениях об основных свойствах предметного мира: цвет, форма, величина предметов и т.д.) легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами.

         Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности. При восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. В ознакомлении с геометрическими формами существенную роль играет обучение детей приему обведения контура, а также сопоставление фигур.

 

 

Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины.

         Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления. Дети еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать их характерные черты (форму, цвет, величину). Значит, необходимо целенаправленно формировать сенсорные эталоны. Эта задача решается с помощью использования дидактических игр и игровых упражнений, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете, величине.

         В настоящее время к услугам взрослого множество средств, которые позволяют ему знакомить детей с предметами и их свойствами не в натуральном виде, а через фотографии, рисунки (картинки), дидактические игрушки (матрешки, пирамидки), то есть специально подобранный дидактический материал.

         Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающем мире, когда имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому надо использовать дидактические игры по сенсорному развитию как в образовательной деятельности, так и в повседневной деятельности ребенка. Активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей дошкольного возраста. Родители дома без труда могут изготовить и использовать дидактические игры из подручных материалов – прищепок, карандашей, игрушек и т.д.              

          Есть простые дидактические игры на закрепление понятия формы: "Узнай фигуру" (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру), "Найди пару" (предлагается ребенку найти пары одинаковых предметов), "Найди предмет указанной формы" (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму), "Из каких фигур состоит …?" (нужно по рисунку определить, из

 

каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их), "Найди предмет такой же формы" (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки), "Какая фигура лишняя?" (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения).

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины: "Сравни предметы по высоте", "Самая длинная, самая короткая" (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам), "Разноцветные кружки" (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру), начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка), "В какую коробку?" (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера).

              Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: "Какого цвета не стало?", "Какого цвета предмет?" (предложить подобрать необходимый цвет для предмета), "Собери гирлянду"(предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом), "Уточним цвет" (учить различать и называть основные цвета).

           Чаще играйте с детьми, и вы увидите, как развивается ваш ребенок.

         Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley.docx15.82 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»

             Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и других.

      Знакомство человека с миром начинается с "живого созерцания": с ощущения и восприятия. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание - сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость), шероховатость и т.д.; звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущение и восприятие – непосредственное, чувственное познание действительности.

        В дошкольном возрасте развитие ощущения и восприятия происходит очень интенсивно, хотя у детей раннего возраста представления о цвете, форме, величине и других свойствах предмета только начинают накапливаться. При этом правильные представления о предметах, о сенсорных эталонах (сложившихся представлениях об основных свойствах предметного мира: цвет, форма, величина предметов и т.д.) легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами.

         Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности. При восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. В ознакомлении с геометрическими формами существенную роль играет обучение детей приему обведения контура, а также сопоставление фигур.

Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины.

         Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления. Дети еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать их характерные черты (форму, цвет, величину). Значит, необходимо целенаправленно формировать сенсорные эталоны. Эта задача решается с помощью использования дидактических игр и игровых упражнений, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете, величине.

         В настоящее время к услугам взрослого множество средств, которые позволяют ему знакомить детей с предметами и их свойствами не в натуральном виде, а через фотографии, рисунки (картинки), дидактические игрушки (матрешки, пирамидки), то есть специально подобранный дидактический материал.

         Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающем мире, когда имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому надо использовать дидактические игры по сенсорному развитию как в образовательной деятельности, так и в повседневной деятельности ребенка. Активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей дошкольного возраста. Родители дома без труда могут изготовить и использовать дидактические игры из подручных материалов – прищепок, карандашей, игрушек и т.д.              

          Есть простые дидактические игры на закрепление понятия формы: "Узнай фигуру" (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру), "Найди пару" (предлагается ребенку найти пары одинаковых предметов), "Найди предмет указанной формы" (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму), "Из каких фигур состоит …?" (нужно по рисунку определить, из

каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их), "Найди предмет такой же формы" (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки), "Какая фигура лишняя?" (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения).

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины: "Сравни предметы по высоте", "Самая длинная, самая короткая" (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам), "Разноцветные кружки" (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру), начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка), "В какую коробку?" (распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера).

              Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: "Какого цвета не стало?", "Какого цвета предмет?" (предложить подобрать необходимый цвет для предмета), "Собери гирлянду"(предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом), "Уточним цвет" (учить различать и называть основные цвета).

           Чаще играйте с детьми, и вы увидите, как развивается ваш ребенок.

         Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи младших дошкольников через дидактическую игру.

Это мастер-класс, может быть кому-то будет интересно посмотреть....

План работы по самообразованию Тема"Развитие мелкой моторики младших дошкольников через дидактические игры"

В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научи...

презентация "Развитие связной речи младших дошкольников через дидактические игры"

презентация "Развитие связной речи младших дошкольников через дидактические игры"...

Консультация для родителей: "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры".

Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное фор...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ

Воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним....

Экологическое воспитание старшего дошкольника через дидактические игры

Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка с взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частност...