«Развитие речи посредством пальчиковых игр»
консультация

Илларионова Марина Владимировна

Игры с пальчиками стимулируют развитие речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №42 Приморского района Санкт-Петербурга

Консультация для родителей

«Развитие речи посредством пальчиковых игр»

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/03a2/00088f21-3ecf80ba/img12.jpg

                                                             Подготовила воспитатель:

 Илларионова Марина Владимировна

Санкт-Петербург

2022г.

        Пальчиковые игры — это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук.

        Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики ребёнка.

        Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Они способны улучшить произношение многих звуков, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется.

        Как правило, пальчиковые игры сопровождаются рифмованными историями или сказками, чтобы было интересно ребёнку.

Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха.

        Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

        Также занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся малышам.

        В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для развития речи этот период – возраст от полутора лет до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.    

 Рекомендации по проведению пальчиковых игр:  

        Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

        Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз.  

        Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.

        При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.    

        Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.    

        Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

Существует несколько видов пальчиковых игр разнообразных по содержанию:

  • Игры – манипуляции  (развивают воображение, когда ребенок в каждом пальчике видит определенный образ.)

«Пальчики»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик
 - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
- Тише, пальчик, не шуми!
Братиков не разбуди.
Встали пальчики: Ура!
В детский сад идти пора!
(Загибание пальцев, начиная с мизинца.
Грозим указательным пальцем другой руки большому пальчику.
Разгибание всех пальцев, показываем их.)

  • Сюжетные пальчиковые упражнения  ( дети изображают предметы мебели и транспорта, птиц, домашних и диких животных, деревья, насекомых.)

«Деревья» 

Исходное положение. Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук.

В поле дерево стоит,

Ветер ветки шевелит. (Покачивать руками из стороны в сторону.)  

Дует ветер нам в лицо

Закачалось деревцо!   (Покачивать руками вниз - вверх, не сгибая пальцы.)

«Птичка летит» 

Исходное положение.  (Руки расположить перед собой,  ладонями к себе.  Большие пальцы переплести - это "голова" птицы. Остальные пальцы - "крылья" помахать ими.) 

Птички летели,   (помахать "крыльями")

Сели - посидели,   (прижать ладони к груди) 

Дальше полетели.

  • Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика   мозга»)

«Кулачки – ладошки»

Ладони лежат на столе, тыльной стороной вверх, ритмично сжимаем ладони в кулаки, разжимаем (ладони), сжимаем, разжимаем.

Усложнение:

Одна рука - кулак, вторая - ладонь, одновременно меняем - первая – ладонь, вторая кулак, ритмично одновременно меняем положение, доводя до автоматизма;

- ладонь, ладонь, кулак, кулак. Ладони превращаем в кулаки не одновременно, а поочередно, ритмично, доводя до автоматизма. Вначале образец взрослого необходим, затем постепенно пытаемся предложить ребенку продолжить выполнение упражнения самостоятельно.

«Кастрюлька – крышечка»

Одна рука в кулаке вертикально («кастрюлька»), другая - «крышечка» - ложится на кастрюльку, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

Действия четкие, ритмичные, доводим до автоматизма.

  • Пальчиковые игры, включающие самомассаж пальцев и кистей рук.

«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.                                                                                                                                         Для более эффективного  самомассажа кисти рук  можно использовать грецкий орех,  карандаш, массажный мячик.

 Театр в руке (развивает память и внимание, повышают общий тонус, снимают эмоциональное напряжение.)

Это инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.  

                                                                                                                            «Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

        Таким образом, пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.

Список литературы:

1.Е.С Анищенкова.Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. ООО «Издательство Астрель», 2006

2.Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М.: Просвещение, 1973.

3.Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. — М.: Просвещение, 1979.

4.Светлова, И. Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук [Текст]/И. Светлова. – М.: «Эксмо», 2003.

5.Борисенко, М. Г. Наши пальчики играют [Текст]/ М. Г.Борисенко, Н. А.Лукина.– СПб.: «Паритет»,2003.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством пальчиковой гимнастики»

ВведениеДошкольный возраст  считается удивительным периодом развития человека. Он обладает своеобразной этапностью и спецификой.  Ведущий вид  деятельности – игра. Онасоздает наиб...

Конспект занятия по развитию речи посредством пальчиковых игр: «Здравствуй Зайка».

Конспект занятия по развитю речи в первой младшй группе...

Совместная деятельность родителей с детьми дошкольного возраста, не посещающих ДОУ по развитию речи посредством пальчиковых игр.

Работая над темой по реализации федерального национального проекта «Образование»- «Поддержка семей, имеющих детей», разрабатываем различные формы и методы помощи детям, не посе...

Информация о взаимопосещении ООД по развитию речи посредством пальчиковых игр «В поисках Солнышка»

16 октября 2018 г. на базе МБДОУ детский сад №3 с.Верхнеяркеево прошло взаимопосещение по развитию речи с использованием пальчиковых игр «В поисках Солнышка». Провела воспитатель младшей г...

Статья "Развития речи посредством пальчиковых игр и упражнений у детей младшего дошкольного возраста".

Уважаемые коллеги хочу поделиться статьей"Развитие речи посредством пальчиковых игр и упражнений у детей младшего дошкольного возраста"....

Конспект занятия по развитию речи посредством пальчиковых игр "Здравствуй Зайка"

Обучать детей пальчиковым играм, совершенствовать артикуляцию и мелкую моторику, координацию речи с движеничми....