«Классическая музыка как основа духовно-нравственного воспитания» на примере «Детского альбома» П. И. Чайковского
презентация

Батаева Евгения Петровна

«Детский альбом» П. И. Чайковского – это не только сборник детских пьес, посвященный любимому племяннику. Это калейдоскоп ярких образов, целый ряд живых впечатлений самого композитора, которые он смог так точно передать в музыке, а также детских эмоций. Это удивительное по своему замыслу и воплощению произведение, которое заслуженно входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Классическая музыка как основа духовно-нравственного воспитания» на примере «Детского альбома» П. И. Чайковского

«Детский альбом» П. И. Чайковского – это не только сборник детских пьес, посвященный любимому племяннику. Это калейдоскоп ярких образов, целый ряд живых впечатлений самого композитора, которые он смог так точно передать в музыке, а также детских эмоций. Это удивительное по своему замыслу и воплощению произведение, которое заслуженно входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей.

Ссылка на презентацию: https://disk.yandex.ru/i/2Msn7yWvR2aBfg

Подписи к слайдам:

1.Презентация «Классическая музыка как основа духовно-нравственного воспитания» на примере «Детского альбома» П.И.Чайковского.

ГБДОУ Детский сад № 103 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербург.

2. Особенность классической музыки - в уникальных возможностях воздействия на культуру социума и человеческой личности. В центре классических сочинений стоят нравственные, религиозные и философские проблемы. Классическая музыка развивает умственные, творческие и коммуникативные способности ребенка, оказывает положительное влияние на его эмоциональное и физическое состояние. «Детский альбом» П.И. Чайковский написал специально для детей - это чудесная страна, ожившая в музыкальных образах. «Детский альбом» входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей.

3.В Третьяковской галерее есть портрет П.И.Чайковского работы русского художника Николая Кузнецова (1893), запечатлевшего черты пятидесятилетнего композитора. Из-под задумчиво сдвинутых бровей глаза смотрят как-то особенно нежно и внимательно, мечтательно и пытливо.

4. П.И. Чайковский родился   в 1840 году в Воткинске, в большой и дружной семье. Чайковский унаследовал некоторые черты характера своих родителей: мягкость, обаятельность отца и глубину чувств матери. Музыкальность в Пете Чайковском проявилась довольно рано. В восемь лет он хорошо играл и импровизировал на рояле.

Картина «Дуэт» частное собрание.

 5.Главная черта Чайковского-ребенка - его способность к сильным, глубоким чувствам, необыкновенная чуткость. Отсюда и чувствительность ко всяким проявлениям черствости, душевной грубости, беззащитность, застенчивость. Отсюда же и исключительная потребность в любви и привязанности близких людей, доброта, нежность и отзывчивость по отношению к нем - качества, которые сохранились в нем на всю жизнь.

 6.Чайковский на протяжении жизни часто приезжал к родной сестре Александре Ильиничне в село Каменка под Киевом, где она жила со своим мужем и детьми. Он умел рассказывать интересные истории о странах, в которых побывал, много времени уделял детям своей сестры. Семь детей Александры Ильиничны наполняли поместье задорным смехом, веселыми играми. Под впечатлением от этой дружной семьи и был написан «Детский альбом». Он посвящен автором своему племяннику Володе Давыдову.

7. Композитор в 24 пьесах «Детского альбома» через музыкальные образы передал мир ребенка - воспоминания собственного детства, поведал о своих путешествиях по разным странам.

С чего начинался день маленького Петра Чайковского? - С утренней молитвы.

 Светлая, возвышенная мелодия пьесы «Утренняя молитва» передает удивительным образом состояние ребенка, который желает своим близким и всему миру доброго дня.

8. За окном морозно и не очень уютно. Но рядом любимая мамочка, которая успокоит и приласкает. О чем и повествуется в пьесе «Зимнее утро» средствами музыкальной выразительности: сначала музыка звучит встревожено, а немного позже - просветленно.

Мама!

глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.

(А.Фет)

9. В 10 лет Чайковскому пришлось расстаться на 2 года  с горячо любимой мамой, так как родители отправили его в Петербург учиться в Училище правоведения.

Пьеса «Мама» насыщена душевными переживаниями, которые можно описать словами самого Пети из его же письма: «Но вот уже скоро настанет тот месяц, которого я жду с нетерпением и когда я действительно поцелую Ваши прекрасные ручки; кажется, что тогда я буду как в раю».

Было утром тихо в доме,
Я писала на ладони
Имя мамино.

Не в тетрадке, на листке,
Не на стенке каменной,
Я писала на руке
Имя мамино.

Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня.
— Что ты спрятала в ладони? —
Стали спрашивать меня.

Я ладонь разжала:
Счастье я держала. (А. Барто)

10. Пьеса «Игра в лошадки». Детям семьи Чайковских очень уютно жилось в родительском доме, поэтому они бегали, веселились и, конечно же, играли в любимую игру - скакали на деревянных лошадках.

У пони — длинная чёлка
Из нежного шёлка,
Он возит тележку
В такие края,
Где мама каталась
И папа катался,
Когда они были
Такие, как я.
Я днём бы и ночью
На пони катался,
Я дедушкой стал бы,
А с ним не расстался!

Ю. Мориц «Любимый пони».

11. Еще одна любимая игра мальчиков – отправить на парад деревянных солдатиков. Четкий ритмический рисунок пьесы « Марш деревянных солдатиков» передает точно механическое движение игрушечного войска.

Ать-два, левой-правой,
Вдоль плетней, заборов и оград, 
Марширует бравый наш отряд. 

Ать-два, левой-правой,
Мы легко и весело идём. 
Песню деревянную поём. 

Ать-два, левой-правой,
Марширует бравый наш отряд. 
Командир ведёт нас на парад.

12. В пьесе «Болезнь куклы» переданы переживания маленькой девочки, которая очень серьезно относится к своей любимой  кукле. За жалобными интонациями и паузами слышны «вздохи» и «стоны» куклы.

Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.

(В. Берестов)

13. Красивая музыка обладает волшебными свойствами: поднимает настроение и вселяет надежду. Поэтому всем куклам и всем девочкам обязательно надо отправиться на бал, где можно с прекрасным принцем закружиться в великолепном вальсе, станцевать мазурку и польку.

14. Мазурка  —  это польский народный танец.  В «Детском альбоме» мазурка по характеру спокойная и мечтательная.

15. Полька – веселый, зажигательный танец, появившийся в чешской провинции Богемия в середине 19 века. Бодрую, радостную пляску по достоинству оценили, и, вскоре, ни одно празднество не проходило без полюбившегося танца. Полька из «Детского альбома» звучит весело и задорно.

16. Музыка в пьесе «Новая кукла» точно передает чувство радости девочки от новой игрушки.

Не сержусь на куклу Дашу
И в обиду не даю.
Целый день ее проказы
И капризы я терплю.
Пусть она чуть-чуть упряма,
Но ведь я для куклы – мама.

(Е. Раннева)

17.  Три пьесы: «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская» передают национальный колорит. Чайковский писал: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь».

 «Русская песня» - образная сценка из народной жизни.

Что такое песня?
Это верный друг.
Песня – это радость,
Звонкий смех вокруг,
Тысяча мелодий, голосов прибой…
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка – всегда с тобой!

18. «Мужик на гармонике играет» - веселая юмористическая пьеса.

Разверну гармонь двухрядку,

Брызнет звонкий перебор.

Заиграло солнце в прятки,

Убежав за косогор.

19. «Камаринская» - плясовая песня с вариациями.

Эй,сюда,ребята,
В круг все - становись,
В русском танце дружно 
Вихрем понеслись!
В заводном,весёлом,
Танце озорном,
Пусть глаза лучатся,
Светятся огнём.
В танце расцветает
Русская душа,
До чего же пляска 
Эта хороша! (В.Цыганова)

20. Закончился день, перед сном обязательно хочется послушать бабушкину сказку  о сказочных героях, например про «Бабу Ягу». Музыка звучит резко и стремительно.

Баба Яга в лесу живет,
Соседям спуску не дает.
Со всеми она ссорится,
Почти ни с кем не водится.

21. Но Баба Яга улетела, усталость сковывает движения, все страхи оказываются позади и приятные воспоминания  сменяют друг друга.  «Сладкая греза» окутывает все вокруг и дает волю фантазии.

А недавно мне приснился
Добрый и волшебный сон.
Как же тут не удивиться?
Ведь сегодня сбылся он!

Если очень ждать и верить,
И смотреть во все глаза,
Постучатся в наши двери
Волшебство и чудеса!

( Е.Крассула)

22. В фантазиях детей воспоминание рисует, из услышанных ранее рассказов, картины солнечного Неаполя.  Начинает звучать, очаровывая и восхищая, темпераментная и озорная, задорная и стремительная «Итальянская песенка».

Неаполь чудный,
О, край прелестный,
Здесь улыбается
Нам свод небесный.
Прочь все заботы,
прочь все печали, 
О мой Неаполь,
чудные дали. 

23.  Старинная французская песенка» отправляет наше воображение в средневековую Францию, чтобы послушать грустную и задумчивую мелодии средневекового поэта и певца - менестреля.

24. Там, где слова бессильны, является во всеоружии своем более красноречивый язык, музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классическая музыка как средство духовно-нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО »

ФГОС ДО представляет определенные методы, которые способствуют: духовно-нравственному развитию малыша, усвоению общепринятых норм, формированию патриотических чувств и художественно-эстетического восп...

Конспект досуга "Классическая музыка детям" по пьесам из "Детского альбома" П. И. Чайковского.

Цель данного досуга - создание благоприятной атмосферы для знакомства детей с музыкой П. И. Чайковского. Во время путешествия по осеннему лесу в сопровождении Феи Музыки, дети ознакамливаются с произв...

Классическая музыка как средство духовно-нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

ФГОС ДО представляет определенные методы, которые способствуют: духовно-нравственному развитию малыша, усвоению общепринятых норм, формированию патриотических чувств и художественно-эстетического восп...

Основы духовно-нравственного воспитания на примере музыкального фольклора Воронежского края

Презентация  по теме духовно нравственного воспитания дошкольников "Воронежские казаки" Музыкально-тематическое занятие....

Приобщение к классической музыке как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Приобщение к классической музыке как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников...

Презентация на тему: «Классическая музыка как основа художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста »

Из опыта работы музыкального руководителя МДОУ детский сад №10 города Алушты Иванюк С.А....

«ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР РОДИТЕЛЕЙ – ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ»

На протяжении всей истории человечества людей всегда беспокоил и волновал один вопрос, который остается актуальным и сегодня: как воспитать ребенка?...