Мастер-класс на тему: «Фантазируем, мастерим, играем»
презентация к уроку (подготовительная группа)

Большакова Наталья Васильевна

Актуальность мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Практическая значимость мастер-класса состоит в том, что я представлю аудитории не только воспитательные возможности использования театральной деятельности в детском саду, но и научу изготавливать куклы для театра из нетрадиционных материалов.

Инновационная направленность мастер-класса заключается в творческом подходе к театрализации. Я представлю вашему вниманию новые виды театров.

Цель мастер-класса: повышение компетентности родителей в применении театрализованной деятельности, развитие фантазии и творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №72»

для детей с нарушениями зрения

Мастер-класс на тему:

«Фантазируем, мастерим, играем»

(изготовление нетрадиционных театральных кукол).

Подготовила:

музыкальный руководитель

Большакова Наталья Васильевна

г.Братск, 2019г.

1.Направление: Образовательные технологии на уроках (занятиях) в контексте реализации требований ФГОС.

2. Мастер-класс на тему: «Фантазируем, мастерим, играем» (изготовление нетрадиционных театральных кукол).

3.Большакова Наталья Васильевна, музыкальный руководитель МБДОУ «ДСКВ» №72, I категориия

4. Место проведения: МБДОУ «ДСКВ» №72, музыкальный зал, 25 марта в 9.30

5. Продолжительность: 1ч 20 минут

6. Основной принцип: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас». 

Актуальность мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Практическая значимость мастер-класса состоит в том, что я представлю аудитории не только воспитательные возможности использования театральной деятельности в детском саду, но и научу изготавливать куклы для театра из нетрадиционных материалов.

Инновационная направленность мастер-класса заключается в творческом подходе к театрализации. Я представлю вашему вниманию новые виды театров.

Цель мастер-класса: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Задачи:

  • обучить участников мастер-класса конкретным навыкам изготовления игрушек для кукольного театра; 
  • сконструировать свои авторские модели игрушек; 
  • развивать творческую инициативу, фантазию, воображение, ручные умения, оказать помощь участникам мастер-класса в определении задач их профессионального самосовершенствования; 
  • воспитывать интерес к театральной деятельности, к популяризации инновационных идей, авторских находок. 

Ожидаемые результаты мастер-класса: 

  •  понимание его участниками сути работы педагога-мастера; 
  •  практическое освоение участниками мастер-класса важнейших навыков в изготовлении игрушек для кукольного театра; 
  • активизация познавательной деятельности участников мастер-класса;
  •  повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса в театральной деятельности и формирование собственного интереса к изготовлению нетрадиционных кукол своими руками
    Оборудование: 
  • выставка театральных кукол разных видов, ширмы.

Технические средства

  • компьютер, проектор, экран.

Раздаточный материал: 

  • ножницы, клей ПВА, кисточки, краски-гуашь, баночки с водой, цветная бумага, картон, ткань, тесьма, глазки, подставки под игрушки, фломастеры, нитки, пряжа, синтепон, носки.

Ход мастер – класса

Уважаемые коллеги, мне хотелось бы предложить начать нашу встречу с приветствия, так мы обычно начинаем занятия в театральном кружке с ребятами.

Зашагали ножки весело по кругу,

Привели нас ножки по дороге к другу.

Раз, два, три – Здравствуй говори,

Раз, два, три – руку мне пожми.

идут по кругу

повернуться к другу

три хлопка

пожать руку

Рассаживаются за столы.

I  Презентация мастер-класса.

1 СЛАЙД-  ТЕМА МАСТЕР КЛАССА

2 СЛАЙД: Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд.
Н. Островский.

3 СЛАЙД: Цель, которую ставлю, занимаясь с детьми – сделать жизнь наших воспитанников интересной, содержательной, наполненной радостью творчества.

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

4 СЛАЙДБольшое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Огромны воспитательные возможности театрализованной игры: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку.

5 СЛАЙД: Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой, поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют потешки, стихотворения, песенки и сказки.

II Представление  педагогических мероприятий с детьми

(видеоролики занятий).

6 СЛАЙД: Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям» [Бочкарёва Л. П.].

Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.

7СЛАЙД: Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.

8 - 9СЛАЙД: Л. В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр.

(Какие режиссерские игры вы знаете?)

Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов, создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходимы экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран тень. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

10 - 11СЛАЙД: Л. В. Артемова также выделяет  игры-драматизации.

(какие виды игр-драматизаций вы знаете?)

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Такие куклы можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Также к драматизации относятся игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.

12СЛАЙД: Основные требования к организации театрализованных игр

• Содержательность и разнообразие тематики.

• Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

• Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.

• Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

Театрализованная игра универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми, в любых режимных моментах и на занятиях.

На своих занятиях я использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. В руках взрослых кукла – помощник в решении многих педагогических задач. С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, давать от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать обиду или сопротивление.

III Имитационная игра

Уважаемая аудитория, вы прослушали теоретическую часть моего мастер-класса.

А теперь мы приступим к практической.

13 СЛАЙД: Дискуссия “Использование театрализованной деятельности на занятиях”.

Я предлагаю вам разделиться на 2 команды: “ЗА” и “Против”. Обсудите, пожалуйста, проблему эффективности использования театрализованной игры в различных видах деятельности (5 минут на обсуждение и оглашение своей точки зрения).

14 СЛАЙД: Подведение общего итога: Несомненно, элементы театрализованной деятельности могут быть эффективно использованы на занятиях с детьми. Но, обязательно, в комплексе с другими дидактическими средствами.

В современном детском саду, как вы убедились, существует множество видов кукол для театрализованной деятельности. Нужно создавать и постоянно обновлять развивающую среду в театральных уголках детского сада. «Актёры» и «актрисы» в них должны быть яркими, легкими, доступными в управлении. Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определённые умения и навыки, стимулирующие детское творчество. Многие куклы просты в своем изготовлении. Я предлагаю вам сегодня научиться создавать куклы Смешарики,Вертепки, Гонзики, Веселые носочки. Театр ложек, является упрощённым вариантом представления с участием верховых кукол, помогает детям освоить приёмы кукловождения.

IV. Моделирование

15 СЛАЙД: А сейчас, игра для вас «Кот в мешке».

Выбираются 3 мешочка с материалами и с заданиями по изготовлению театров:

1.Изготовление ложечного театра (3 мин)

Итак, возьмем каждый по ложке, по лоскутку и тесемочке. Оденем нашу ложку в одежду. Заворачиваем ложку в лоскуток. Также нам понадобится клей и маленькие детали. Нужно приклеить вырезанные из бумаги глазки, можно воспользоваться специальными бегающими глазками, купленными в магазине. Волосы – обрезки шерстяных ниток. Дополним образ – можно сделать определенную прическу, сделать ротик и носик.

Игрушка готова!http://www.maam.ru/upload/blogs/6a6463298d0de28f3bae6e1d0e6ecb35.jpg.jpg

2.Куклы Смешарики

Для изготовления Смешариков нам необходимо небольшое количество синтепона, нитки для вязания, готовые глазки, цветная бумага и фантазия.

Делаем из синтепона шарик, обматываем его нитками, клеем готовые глазки. Из цветной бумаги делаем ушки, носик, и наша игрушка ожила, можно играть.

3.Гонзики или смешные глазки.

Для этих кукол нужен только цветной картон и готовые глазки.

Из цветного картона вырезаем форму «очков» приклеиваем глазки. Все, можно играть!

http://www.gotoladies.com/wp-content/uploads/2014/03/fun-and-easy-crafts-for-kids.jpg

4. Веселые носочки.

(Распечатать схему изготовления в педагогическую копилку)

http://molodaya-babushka.ru/wp-content/uploads/2013/04/teatr2-300x141.jpg

Заключительная часть 
Самодельный театр готов! Можно приступать к игре. 
Игровая форма помогает лучше и быстрее овладеть управлением куклами, поэтому предлагается несколько этюдов.

«Рука – артистка» В.Берестова

Превращается рука

То в котёнка, то в щенка.

Чтоб рука артисткой стала

Нужно очень, очень мало:

Специальные перчатки,

Ум, талант – и всё в порядке.

Например
Лисичка с ёжиком играла, 
Вечером ему сказала… 
До свиданья, мне пора, 
Завтра встретимся с утра.

Например
У ворот щенок лежал, 
Дачный домик охранял. 
Мимо кошка пробежала: 
«Здравствуйте!»- ему сказала. 

16 СЛАЙД - заключительный

V. Рефлексия

Дорогие коллеги, я прошу вас встать со своими куклами в круг.

Закончите, пожалуйста, фразу от имени вашей куклы:

«Всё, с чем я сегодня познакомилась,  для меня…».

 «Играйте и творите вместе с детьми!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер класс «ФАНТАЗИРУЕМ, МАСТЕРИМ, ИГРАЕМ»

Слайд 2

Творческая работа – это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд. Н.Островский

Слайд 3

« Театр – это волшебная страна, в которой ребенок радуется, играя, и в игре он познает мир.» К.С.Станиславский

Слайд 5

Театрализованные игры режиссерские игры игры драматизиции

Слайд 6

Содержательность и разнообразие тематики. Постоянное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса. Активность детей на этапах подготовки и проведения игр. Сотрудничество детей друг с другом, взрослыми на этапах организации театрализованной игры. Основные требования к организации театрализованных игр

Слайд 7

Дискуссия «Использование театрализованной деятельности на занятиях»

Слайд 8

Театральные уголки

Слайд 9

Игра « Кот в мешке»

Слайд 10

Играйте и творите вместе с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей. "Развиваем речь в игре. Играем на кухне"

Формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах гармонизации внутрисемейных отношений. Знакомить с речевыми играми,которые помогут развить речь и воображение ребёнка,активизировать слов...

Мастер-класс для родителей по нетрадиционным пальчиковым играм "Пальчикам не дам скучать - буду весело играть"

Мастер-класс для родителей по использованию с детьми в домашних условиях пальчиковых игр для развития мелкой моторики....

Мастер-класс: "Мастерим игры своими руками"

Игры, сделанные своими руками - это не только увлекательный процесс изготовления! Детей привлекает что-то новое, необычное и непокупное в магазине. Они понимают, что игры можно придумать и сделать сам...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

Мастерим игры своими руками. Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для детей дошкольного возраста

Предлагаю педагогам и родителям детей от 2 до 7 лет самостоятельно буквально за несколько минут изготовить вот такой яркий, забавный и полезный конструктор....

Мастер - класс на тему: "Социализация дошкольников через игру, тактика взаимодействия воспитателя в игре старшей группы".

Мастер - класс на тему: "Социализация дошкольников через игру, тактика взаимодействия воспитателя в игре старшей группы"....

Мастерим игры своими руками. Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для детей дошкольного возраста

Начиная с самого раннего возраста ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представ...