Учим детей правильно употреблять предлоги в речи
консультация (старшая группа)

Лычкина Надежда Викторовна

Одним из показателей грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги.

В норме к четырем годам ребенок научается правильно употреблять простые предлоги: в, на, под, около, за, перед, между.

Многие дети затрудняются в точном употреблении пространственных предлогов и часто их путают (например, говорят «на столе» вместо «в столе» или просто говорят «тута», «вот» и молча показывают пальцем, не зная, как правильно сказать).                                          

Научить ребенка правильно употреблять эти предлоги просто, если использовать речевые игры с детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_uchim_predlogi.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

«УЧИМ ДЕТЕЙ

ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ ПРЕДЛОГИ В РЕЧИ»

Одним из показателей грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги.

В норме к четырем годам ребенок научается правильно употреблять простые предлоги: в, на, под, около, за, перед, между.

Многие дети затрудняются в точном употреблении пространственных предлогов и часто их путают (например, говорят «на столе» вместо «в столе» или просто говорят «тута», «вот» и молча показывают пальцем, не зная, как правильно сказать).                                          

Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога (так называемого «маленького слова»), так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи.

Надо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают маленькие слова:

НА – это значит на поверхности чего-то (на корзине)

В – это означает внутри чего-то (в корзине)

ПОД – внизу под чем-то (под корзиной)

НАД – вверху над чем-то, как бы в воздухе (над корзиной)

ОКОЛО – рядом с чем-то (с корзиной)

ЗА – как бы спрятано позади чего-то (за корзиной)

ПЕРЕД – впереди чего-то (перед корзиной)

Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Например, объяснив ребёнку значение предлога НА, взрослый говорит: «Вот смотри, я кладу книгу НА стол, а теперь кладу её НА шкаф (совершает соответствующие действия). То же самое проделывается и с другими предлогами.

Чтобы выяснить, как ребёнок усвоил значения предлогов, ему предлагается молча выполнить поручения: положить книгу на стол, в тумбочку, в шкаф, на подоконник, в стол и т. д. Безошибочное выполнение этих поручений будет говорить о том, что ребёнок усвоил значения предлогов. Только после этого можно переходить к упражнениям в правильном употреблении предлогов самим ребёнком.

Научить ребенка правильно употреблять эти предлоги просто, если использовать речевые игры с детьми.

Одна из любимых игр – «ПРЯТКИ»

Взрослый спрашивает: «Где лежит книга?» (месторасположение предмета должно меняться).

Ребёнок отвечает: «Книга лежит на столе, в шкафу, на тумбочке и т. д.» 

Примерно также отрабатываются и остальные предлоги.

Игра «Сделай, не ошибись»

Взрослый предлагает ребёнку выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, слева, справа, между, перед, сзади и др.)

• Поставь книгу на полку. Куда поставил книгу? Где она стоит?

• Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч? Где он лежит?

• Поставь пирамидку между куклой и мячом. Куда ты поставил пирамидку? Где стоит пирамидка?

• Посади мишку за куклой. Куда ты посадил мишку? Где он сидит?

 

Игра «Скажи наоборот»

(закрепление дифференциации предлогов,

обозначающих направление движения: В – ИЗ, НА – С, К – ОТ)

Взрослый называет предложение и предлагает ребёнку сказать наоборот.

• Мальчик положил мяч в коробку. – Мальчик достал мяч из коробки.

• Девочка налила воду в кувшин. - …

• Мама положила яблоки на стол. -.

• Ваня поставил лампу на тумбочку. - …

 

Игра «Исправь ошибки Незнайки»

(закрепление употребления предлогов ПО, ЧЕРЕЗ)

Взрослый говорит ребёнку, что Незнайка всё перепутал и ему надо помочь.

Послушай предложения Незнайки и исправь ошибки:

• Я перепрыгнул по лужу. - Я перепрыгнул через лужу.

• Машина едет через дорогу. - Машина едет по дороге.

• Кот перепрыгнул по кресло. - Кот перепрыгнул через кресло.

• Дети перепрыгнули по ручей. - Дети перепрыгнули через ручей

 

Поставьте пять игрушек на стол. Например, мишку посадите на игрушечную машину, зайку - в кабину машины, куклу и лису - около машины, лягушку - под машину.

Предложите ребенку запомнить, кто где находится.  Затем попросите малыша отвернуться и закрыть глаза (можно завязать повязку на глаза). Поменяйте две игрушки местами. Развяжите глаза и предложите малышу догадаться, что изменилось. «Мишка сидел на машине, а теперь сидит под машиной». А лягушка сидела под машиной, а теперь запрыгнула на машину». Похвалите ребенка: «Как ты быстро догадался! Ну раз догадался - теперь твоя очередь мне загадку загадывать.

Теперь уже Вы закрываете глаза, ребенок меняет игрушки местами. А Вы отгадываете, что изменилось.

Желаем Вам успехов в обучении детей правильному употреблению предлогов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по закреплению у детей умения употреблять предлоги в речи.

В данном материале содержатся рекомендации родителям дошкольников с ОНР по закреплению у детей умения употреблять предлоги в речи....

Сообщение для педагогов и родителей «Учим детей с ОВЗ правильно употреблять предлоги».

Для подготовки детей ЗПР и успешному обучению в школе, необходима система занятий по формированию устной речи. В процессе работы над понятиями «предложение», «словосочетание»  немаловажную роль и...

Консультация для родителей "Учите детей правильно употреблять предлоги в речи"

Консультация учителя-логопеда поможет родителям в игровой форме закрепить правильное использование предлогов в речи....

Консультация для родителей «Учимся правильно употреблять предлоги в речи»

 Важнейшим показателем грамотной речи ребёнка является - умение правильно употребить предлоги.                          ...

Консультация для родителей «Учимся правильно употреблять предлоги в речи»

Важнейшим показателем грамотной речи ребёнка является - умение правильно употребить предлоги. Предлоги помогают, достичь сочетаемость слов в предложении и построить связное высказывание.    ...

Перспективный тематический план занятий по обучению детей с ОНР умению правильно употреблять предлоги в речи

Планирование может быть использовано в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР 5-7 лет....

Консультация для родителей " Учим правильно употреблять предлоги"

Консультация для родителей " Учим правильно употреблять предлоги"...