Наблюдения
материал

Куковерова Наталия Владимировна

Наблюдения

Наблюдение — это процесс изучения объектов и явлений природы путём сенсорного восприятия, выявления качеств и свойств, сравнения, обобщения, установления связей. Наблюдение может проводиться индивидуально, с подгруппой детей и фронтально со всеми воспитанниками. В зависимости от поставленных педагогом задач исследовательской деятельности детей наблюдения делятся на эпизодические, длительные и фронтальные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nablyudeniya_za_rasteniyami.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдения

Наблюдение — это процесс изучения объектов и явлений природы путём сенсорного восприятия, выявления качеств и свойств, сравнения, обобщения, установления связей. Наблюдение может проводиться индивидуально, с подгруппой детей и фронтально со всеми воспитанниками. В зависимости от поставленных педагогом задач исследовательской деятельности детей наблюдения делятся на эпизодические, длительные и фронтальные.

Наблюдения за растениями. 

Луговые и садовые цветы. Наблюдать за распускающимся бутоном-домиком у цветка. Рассматривать первые весенние цветы. Элементарное умение различать цветы изменяет поведение ребенка. Он начинает приглядываться к окружающей природе, радоваться встрече со знакомыми растениями, наклоняться, чтобы их рассмотреть, потрогать, но не сорвать. Увидев назнакомое растение, просить назвать его.

Младшие дети находят и называют 1—2 цветка. Уточняют их цвет и величину. Старшие знают строение цветка и 3—4 наименования его частей. Сравнивают стебель: длинный или короткий, длиннее или короче.

Трава, листья. Дети сами называют траву. Взрослый уточняет: травушка-муравушка, трава шелковая. Взрослый обращает внимание детей на почки-домики у листьев. Все вместе рассматривают первые клейкие листочки, нюхают их.

Дерево, куст. Закрепить названия: береза, елка. Обратить внимание на красоту цветущих фруктовых деревьев: много цветов, на их месте вырастут яблоки, вишни и т. д. Старшие дети закрепляют представления о строении дерева (ствол, ветки, листья).

2. Наблюдения за животными. 

Козленок, теленок. Издали наблюдать, как взрослый гладит животное, кормит его. Дети узнают о строении тела, характерных движениях. Младшие могут перечислять и имитировать действия, голосовые реакции. Старшие знают части тела, чем питается животное. Взрослый уточняет: жует траву, на ногах копытца, подрастет — появятся рожки. Коза и корова дают молоко.

3. Наблюдения за птицами.

Цыплята. Младшая группа называет цвет оперения, перечисляет действия цыплят, показывает их. Старшие узнают, как пьют, чем клюют цыплята, как зовут их папу и маму. Взрослый говорит: курица прячет цыплят под крыло, если им холодно; созывает (квохчет), оберегает цыплят. Курица несет яйца.

Гусь, утка. При возможности рассматривать домашнюю птицу, отмечать характерные части тела гуся, окрас птиц. Сказать, как созывают птиц. Закреплять представления: любят плавать, щиплют траву.

Воробей, голубь, ворона, скворец. Обращать внимание на изменения в поведении птиц. Заботиться о них, продолжать кормить. Младшие называют 2—3 птицы, а старшие 3—4. Обогащается словарный запас детей, в их лексиконе появляются слова:

чирикают, воркуют, каркают. Дети слушают рассказ о скворце-певце, узнают, как называется его дом и дома других птиц. Обогащается представление детей: у птиц 2 крыла, 2 лапы, перья, клюв, зубов нет.

4. Наблюдения за насекомыми.

Жук. Предоставить детям возможность с помощью лупы рассмотреть строение его тела. Вызывать доброе отношение к живому существу.

Муравей. Рассказать детям о больших тружениках, которых все уважают и никто не обижает. Осторожно следуя по тропе, проследить путь муравья. Воспитывать у детей бережное отношение к насекомым.

Наблюдения за неживой природой.

Важно вызывать живой интерес к изменениям, происходящим в природе, воспитывать эстетические чувства.

1. Сезонные и погодные явления. Обращать внимание детей на первые признаки весны: капель, кругом вода, солнечные блики. Люди сменили одежду. Уточнить — почему. Познакомить с весенним явлением — град. Сообщить, что весна зеленого цвета.

Сосульки, ручьи, лужи. В беседе с детьми выяснять, какие бывают сосульки: большие, маленькие, толстые, тонкие, прозрачные, твердые, холодные. Слушать песню капели.

Камешки, ракушки. Учить разнообразно действовать с природным материалом.

2. Наблюдения за трудом взрослого.

Продолжаются наблюдения за трудом дворника. Отмечаются его специфические действия и орудия труда. Закрепляются знания детей о работе прачки, шофера.

Во время высаживания рассады и посева семян на огороде и в цветнике проводятся наблюдения за трудом взрослых и детей старших групп. Детей учат уважать труд взрослых, побуждают включаться в совместные трудовые действия.

3. Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки.

Наблюдать за работой разнообразных машин. Пояснить: человек придумал машины для того, чтобы облегчить себе труд.

Рассказать и показать детям, что продукты привозят в продовольственный магазин машины-фургоны.

Проводить целевые прогулки в парк, на луг, в поле с целью формирования эстетических чувств, любви к родному краю.

Весна
Работа в уголке природы. Весна — время разнообразного труда в уголке природы. Воспитанники подготовительной к школе группы уже многое умеют, владеют необходимыми для трудовой деятельности знаниями и навыками. Это позволяет воспитателю активно использовать труд детей как на занятиях, так и в утренний и вечерний отрезки времени.
Весной в уголке природы производится пересадка комнатных растений. Дошкольники принимают в ней посильное участие. Они выполняют несложные трудовые операции, входящие в этот процесс: моют горшки, перебирают комочки земли, очищают ее от мусора, готовят песок, совки, палочки.
Воспитатель учит старших дошкольников определять необходимость пересадки комнатного растения: надо осмотреть донное отверстие цветочного горшка; если корни видны, растение пора пересаживать.
Перед пересадкой необходимо рассмотреть растение, показать детям его корни. Воспитатель достает его из горшка, чтобы был виден ком земли, оплетенный корнями. Дети, пользуясь палочками, распутывают корни, освобождают их от старой земли, видят, что они длинные, и делают вывод о том, что растению надо много места, чтобы хорошо расти. Воспитатель вместе с детьми осматривает корни, удаляет подгнившие. Дети помогают ему при пересадке: поддерживают растение, уплотняют вокруг корней землю.
Весной ребята принимают участие в размножении комнатных растений: отделяют отпрыски взрослого растения (кливия), делят на части разросшееся корневище (аспидистра, аспарагус), отделяют деток (луковички кринума, гемантуса).
Дошкольники учатся подкармливать комнатные растения. Хорошо, если этому виду ухода будет предшествовать опыт по выявлению роли почвенного питания для жизни растений. Он заключается в том, что дети выращивают растения в горшочках с почвой в условиях подкормки и без нее. Подкармливание похоже на полив, питательный раствор должен подготовить взрослый; он же обязательно контролирует действия детей, обращает их внимание на то, чтобы капли раствора не попали на листья и стебель растения.
В уголке природы у детей закрепляются и уточняются навыки содержания растений в чистоте и рыхления земли в горшках.
Интересно наблюдение за живородящими аквариумными рыб-_ ками (меченосец, гуппи), размножающимися в неволе птицами (канарейка, попугайчик). Воспитанники подготовительной к школе группы учатся создавать необходимые для роста и развития животных условия. Для рыбок чаще включается грелка, чтобы обогреть иоду; дети помогают отсадить мальков от взрослых особей, кормят их. Для птиц в этот период ребята готовят больше зеленого корма.
С детьми этого возраста можно проводить сравнительные наблюдения, предшествующие обобщениям, отражающим представлении детей о процессах роста, развития и размножения животных п растений, о необходимости улучшения условий для живых организмов в этот период.
Наблюдения и труд на участке детского сада. Весна богата яркими явлениями в неживой природе. Изменяются температура воздуха, высота стояния солнца и характер атмосферных осадков.
се это становится предметом наблюдений детей подготовительной школе группы.
Наблюдая за состоянием погоды на прогулках, ребята заме-ают, что солнце выше поднимается в полдень над горизонтом, его лучи сильнее прогревают землю. Устанавливая последствия активизации деятельности солнца, дошкольники определяют харакер снега (он стал рыхлый, темный, мокрый), обнаруживают сосульки, на открытых местах—проталины. Тающий снег образует ручьи.
Воспитатель организует целевую прогулку с детьми на водоем, где они наблюдают за ледоходом. Надо рассмотреть с детьми водоем, отметив узкие полоски воды у берегов (закраины), трещины во льду, движение льдин по течению. Повторную целевую прогулку на водоем можно провести в период половодья. Воспитанники устанавливают причину появления разлива вод, связывают его с усилением солнечного тепла и таянием снегов, льдов.
Интересно наблюдение за первыми кучевыми облаками, появляющимися в марте. Они причудливы по форме, похожи на разнообразные предметы, сказочных животных. В мае бывают первая гроза, весенний ливень. Наблюдение за ними радует детей, вызывает приподнятое настроение.
Вестники весны — грачи. Воспитатель организует наблюдение за их поведением в первые дни прилета, сообщает о прилете других птиц — скворцов, жаворонков, зябликов и т. д., дает задание к самостоятельным наблюдениям, с тем чтобы не пропустить день их появления. Дети учатся узнавать этих птиц, отличать их по внешнему виду, особенностям поведения, месту обитания. Вывешиваются скворечники и синичники.
В процессе наблюдений дошкольники отмечают, каких птиц не стало видно, обсуждают с воспитателем, куда они улетели и почему.
Воспитатель организует целевые прогулки к месту прорастания весенних трав. Дети рассматривают бутоны и цветки мать-и-мачехи, обнаруживают, что цветки у этого растения появляются прежде, чем листья, сравнивают рост и развитие мать-и-мачехи с другими знакомыми им растениями. Рассматривая место появления этого первоцвета, дети устанавливают наличие всех необходимых для роста условий. В заключение прогулки можно аккуратно выкопать одно растение и поместить в уголок природы для дальнейших наблюдений.
Одновременно с травами зацветают многие деревья и кустарники (ольха, осина, ива). Воспитатель организует наблюдение за ними, рассматривание цветков, их сравнение. Можно включить в. наблюдение задание: зарисовать цветущие деревья или кусты, поместить рисунки в уголок природы или календарь наблюдений.
В середине весны просыпаются насекомые, появляются бабочки-капустницы, комары-толкуны и т. д. Отмечая их появление, воспитатель организует наблюдение за личинками насекомых, населившими лужи и канавы, рассказывает о том, как они развиваются дальше.
Во второй половине весны начинается быстрый рост деревьев и кустарников, появляется свежая листва. Можно научить детей различать некоторые растения по запаху листьев, наблюдать за последовательностью их появления.
С подгруппами детей воспитатель рассматривает вновь появившиеся цветущие травянистые растения: одуванчик, голубую прелеску, ветреницу дубравную, сон-траву, медуницу, ландыш. Он объясняет детям, почему эти растения срывать не надо (они очень быстро вянут и гибнут), предлагает полюбоваться ими во время наблюдений, на прогулке.
Вместе с детьми воспитатель выясняет, почему эти растения называют первоцветами, выявляет*, в каких условиях они начинают цвести. Дети учатся различать их по цветкам, по запаху, запоминают названия.
В конце весны у многих птиц появляются птенцы. Вскармливая их, взрослые птицы очень часто летают к гнездам. Воспитатель обращает внимание детей на это, спрашивает, почему птицы постоянно возвращаются, чем они кормят птенцов и т. д. Можно дать индивидуальные задания детям: посчитать за небольшой отрезок времени, сколько раз взрослые птицы прилетели с кормом.
Весной расширяются и дифференцируются представления детей подготовительной к школе группы о развитии насекомых. Для этого организуется длительное наблюдение за превращением гусеницы бабочки (крапивница, капустница) в куколку, а затем — в бабочку.
Такое наблюдение, как правило, всегда, бывает очень привлекательным для детей, они с удовольствием ухаживают за гусеницами, кормят их листьями капусты или крапивы, с нетерпением ждут появления бабочки.
Помимо наблюдений на участке воспитатель организует разнообразный труд. Дети выполняют большой объем трудовых операций, усложняются способы их организации. Обогащается содержание труда: ребята перекапывают землю (вторично), убирая попадающиеся при этом камешки, щепки, прутья в корзинки; помогают разбивать огород на грядки и междурядья, делая вместе с воспитателем разметку, расставляя колыщки с натянутыми шнурами; перекапывают клумбы, если на них не растут многолетники; осуществляют посадку семян овощей и декоративных растений, высадку рассады в огороде и на клумбы.
Дети этого возраста могут работать, организуясь по звеньям, распределяя обязанности и трудовое оборудование. Воспитатель непосредственно участвует в этом труде и руководит им, используя при этом разнообразные приемы.
Посадив растения, дети выращивают их, создавая для этого необходимые условия, выполняя разнообразные виды ухода: полив, прополку, рыхление, прореживание и т. д.
На прогулках можно, наблюдать погоду, небо (движение облаков, радугу, закат солнца и др.), сезонные изменения в жизни растений и животных (появление листьев и цветков, листопад, прилет и отлет птиц). Наблюдения эти обычно кратковременны, но проводятся многократно за одним и тем же объектом или явлением природы.

Руководствуясь программой, следует определить круг знаний, которые дети должны приобрести за определенный период времени, о неживой природе, о жизни растений и животных, о труде человека. Организуя наблюдения на прогулках, воспитатель формирует эти знания постепенно. Поясним сказанное на примере.

Допустим, в течение зимы дети должны усвоить отличие вороны от галки по внешнему виду, питанию, способу передвижения, по их следам на снегу. На одной из прогулок воспитатель обращает внимание на стаю ворон и называет их. В другой раз показывая на ворону, спрашивает, кто летит. На третьей прогулке предлагает посмотреть, что делает ворона. На четвертой― дети рассматривают оперение птицы. На пятой прогулке им предлагают понаблюдать за тем, как ворона передвигается по земле (шагает и головой кивает), какие она оставляет следы на снегу. На шестой ― дети рассматривают, как устроены у вороны глаза («У нас рядом, а у нее с боков головы»). По такому же плану происходит ознакомление с галкой. В результате дети начинают различать ворон и галок по ряду признаков. Во время этих небольших, но систематических наблюдений у детей возрастает интерес к птицам и развивается наблюдательность.

На ежедневных прогулках и экскурсиях нужно обращать внимание на характерные сезонные изменения в жизни растений и животных и с помощью вопросов помогать детям у неживой природе, например: «Стало холодно―завяли цветы, насекомые спрятались под корой деревьев, улетели птицы». Сочетание наблюдений с художественным словом способствует образованию особенно ярких, прочных образов и в то же время обогащает словарь детей. Поэтому во время наблюдений хорошо использовать стихотворения, песни, загадки, поговорки. Например, показывая в лесу съедобные грибы, воспитатель может прочитать отрывки из стихотворения Е. Трутневой:

Рядышком с иголками
Рыжики под елками,
Не малы, не велики
И лежат как пятаки
Под осинами на кочке -
Гриб в малиновом платочке,
Подосиновиком звать.
И его придется взять


Во время наблюдений с детьми подготовительной к школе группы полезно вспомнить народные приметы, в которых отражены доступные для понимания детьми 6―7 лет связи между явлениями природы, например: «Ласточки летают низко―будет дождь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение-прогулка "Наблюдение за светофором"

Организация наблюдения-прогулки на тему "Наблюдение за светофором" (образовательная область "Безопасность")...

Презентация "Что такое наблюдение? Виды педагогических наблюдений.Алгоритм действия педагога при наблюдении.".

Презентация подготовлена мною для выступления перед слушателями курсов повышения квалификации и подробно знакомит с одним из методов мониторинга - с методом наблюдения....

Эксперимент наблюдение за ростом лука. Дневник наблюдения.

Актуальность темы: •       Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышлен...