"Речевое развитие в норме."
консультация (старшая группа)

Егорова Надежда Петровна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normy_razvitiya_rechi.docx14.71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Речевое развитие в норме»

Состояние звукопроизношения

      У ребенка должно быть правильное произношение всех звуков речи. Прежде всего, не должно быть замен одних звуков другими. Правильное произношение всех звуков речи важно потому, что на первых этапах обучения письму очень широко используется синхронное (одновременное с написанием) проговаривание ребенком каждого записываемого слова. Это позволяет уточнить его звуковой состав. Полное исключение проговаривания или неправильное проговаривание, связанное с заменой одних звуков речи другими (типа [САЛФ] вместо [ШАРФ] или [ГОЛКА] вместо [ГОРКА], затрудняет звуковой анализ и синтез слов, что приводит к резкому увеличению количества ошибок у детей (пропуски букв, вставки лишних букв и т.п.), в письме ребенка появляются однотипные и трудно устранимые буквенные замены.

      ЗАПОМНИТЕ: если ребенок путает звуки в произношении, он перепутает их и на письме. Именно поэтому нужно уделить огромное внимание развитию фонематических процессов.

Развитие фонематических процессов включает в себя:

- развитие умения слышать звук и выделять его в ряду других звуков, слогов, слов;   - развитие умения разделять слова на звуки;

- развитие умения объединить отдельные звуки в слоги и слова;

- развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком (дом – том; дочка – точка).

      Ребенок должен уметь подбирать слова с определенным звуком, должен владеть навыками элементарного звукового анализа и синтеза (уметь определять первый, последний звуки в слове, уметь из звуков составить слово, посчитать количество звуков, их последовательность), уметь различать и повторять сочетание слогов типа: ба-па-па, та-да-та, вы-ви и т.д.

Состояние грамматического строя.

      Речь грамматически правильная. Дети свободно употребляют простые и сложные предложения. Употребляют в речи предлоги простые (в, на, из) и сложные (из-за, из-под, около, возле). Правильно согласовывают существительные с прилагательными, глаголами, числительными в единственном и множественном числе. Образовывают слова с помощью приставок и суффиксов, так же наречия от прилагательных (быстрый – быстро), образовывать сравнительные степени прилагательных, образовывать глаголы движения с приставками.

      Следует обратить внимание:

-на словоизменение (кукла – нет куклы - дам кукле – вижу куклу – играю с куклой – мечтаю о кукле, игрушка-игрушки и т.д.);

-словообразование (дождь – дождик, сахар – сахарница и т.д.);

-согласование и управление (высокое дерево, два ведра, пять груш, вышел из дома, рассказал о друге);

-адекватное употребление сложных предлогов (из-за, из-под, над, с (со) и т.д.).

      Если ребенок неправильно говорит (пропускает предлоги, путает окончания, неверно строит фразу и т.д.), то он неправильно и понимает фразу. Ему все равно на, над или под столом; Маша бежит за собакой или собака – за Машей; он не заметит ошибки и в предложении: «Чашка упала, потому что разбилась».

Состояние слоговой структуры слова.

      Шестилетний ребенок должен уметь безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п. Однако слоговая структура все еще может искажаться в 4- 5ти и более сложных словах с одним или двумя стечениями согласных (строительство, водопроводчик и т.п.).

      Дети определяют количество слогов в слове. Делят предложения на слова. Владеют навыками звукового анализа слов.

Состояние словарного запаса.

      Словарь 3000 – 3500 слов

      Дети подбирают антонимы и синонимы к словосочетаниям, усваивают многозначность слов, подбирают родственные слова самостоятельно.

      Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Употребление приставочных глаголов, существительных, обозначающих профессии (дирижер, балерина, комбайнер и т.д.), названий спортсменов по видам спорта (бегун, пловчиха, конькобежец и т.д.) вызывает трудности. В словаре детей зачастую отсутствуют сложные существительные (соковыжималка, ледоход и т.д.), сложные прилагательные (тонконогий, длиннохвостый, остромордая), притяжательные прилагательные (лисий, обезьяний и т.п.).

Состояние связной речи.

      Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего первоклассника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок. Дети умеют составлять рассказ по сюжетной картинке и серии картин, по представлению, рассказ на заданную тему, рассказ из личного опыта. Пересказывают текст в логической последовательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы раннего речевого развития в норме.

краткое описание этапов речевого развития в норме....

Речевое развитие в норме.

Норма речевого развития по периодам...

Консультация для родителей "Раннее речевое развитие ребенка – норма и нарушения"

Данный материал адресован родителям детей раннего дошкольного возраста, поможет им вовремя заметить нарушения   речевого развития мылышей с самого их рождения....

Консультация по теме: "Речевое развитие детей - норма и отклонение".

Рекомендовано для воспитателей  старших, подготовительных групп и родителей....

Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...

Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.

В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему ва...