«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истокам народной культуры».
консультация

Потапова Мария Николаевна

Доклад о нравственно- патриотическом воспитании в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа
«Детский сад № 40 общеразвивающего вида»

Направление  форума:  

«Гражданско – патриотическое  воспитание подрастающего поколения»

Доклад:

«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников посредством  приобщения к истокам народной культуры».

Докладчик: Потапова М.Н.,

 старший воспитатель.


 Слайд 1.         Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой.         

Слайд  2.  Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, т.к. в России возрождается идеология, т.е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.          

В Законе РФ «Об образовании в РФ» в «центр» воспитания поставлены гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.

Как сказано в конвенции о правах ребенка (статья 29) «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает».

        Знакомить детей, необходимо начинать с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества,  это  способствует развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России, будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России.    Наша основная  задача –  введение нравственно - патриотических начал в основу воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

             Слайд 3. Для этого нужно обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы развить в детях познавательные способности, сформировать высокую нравственность, воспитать любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, необходимо с ранних лет прививать интерес к его истории русского народа и его культуре, помогать узнать и уважать свое прошлое, учить ценить свои истоки.

Слайд 4.  Наш детский сад занимается темой национального компонента в образовательном процессе более пятнадцати лет. Через разные виды деятельности  мы формируем представления о многообразии культур народов России, национальных традициях и обычаях.

Педагогический процесс дошкольного учреждения насыщен активными формами приобщения ребёнка к культурному наследию народа.

    Новизна опыта заключается в ознакомлении с историей национальной культуры в условиях  федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт  дошкольного образования ориентирован на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа.

  • в построении взаимосвязанной системы работы с детьми как участниками образовательного процесса. Это разработка система планирования, включающая в себя занятия игрового и познавательного характера, объединенные единой тематикой, реализуемой задачей, последовательно, что определяет их целостное восприятие.
  • в том, что на его реализацию широко используются современные технологии нового поколения, которые способствует как развитию личности ребенка в целом, так и способствует формированию интереса детей к игре, расширяет представления об окружающей действительности, воспитывает моральные качества личности.
  • создание развивающей предметно – пространственной среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа: мини-музей «Народные традиции», мини - музей  «Изба».
  • Создание методического инструментария: картотека фольклорно- тематических занятий, народных праздников, банк дидактических материалов по ознакомлению с историей русского народа.

          Слайд 5 Цель и задачи

 Цель: Формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. 

 

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
 

  • Создать условия в ДОУ для приобщения детей к русской народной культуре.
  • Сформировать  первоначальное представление детей о культуре, истории и жизни русского народа.
  • Познакомить с культурным опытом наших предков: жилищем, предметами быта, ремёслами.
  • Познакомить детей с устным народным творчеством, использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки, потешки, заклички, загадки, хороводы. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, раскрыть таланты русского народа.
  • Познакомить детей с произведениями народно-прикладного искусства, развивать у детей творческое воображение при изготовлении своих работ в русском стиле. Развивать творчество, фантазию, коммуникативные навыки, познавательную активность,  любознательность.
  • Развивать представления детей о традициях семьи, преемственности связывающей разные поколения
  • Расширять представления детей об истории, культуре, людях родного города и края.
  • Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, играм.  
  • Воспитывать в детях особенные черты русского характера: доброту, честность, правдивость, трудолюбие, верность используя все виды русского фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.).
  • Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства к родному краю,  городу, стране.

         Слайд 6. Принципы Организуя образовательную деятельность с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию мы   опираемся на педагогические принципы:

  • Культурологический принцип: Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
  •  Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание на местном материале с целью формирования уважения к своему дому, соседям, друзьям; бережного отношения к природе родного края; приобщение ребёнка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведением местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
  • Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
  • Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье, ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
  • Принцип системности и последовательности от простого к сложному, чтобы знания детей накапливались постепенно, с усложнением  изучаемых тем.  
  • Принцип комплексного и интегративного подхода — использование различный видов и форм взаимодействия с детьми
  • Принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников, удаётся сделать так, чтобы предмет, оказавшись в руках ребёнка, стал действительно ценным, значимым для него.
  • Принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик.
  • Принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быт основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущений детей.
  • Принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик
  • Принцип исторической последовательности обобщающих факторов.
  • Принцип комплексного и интегративного подхода — использование различный видов и форм взаимодействия с детьми
  • Принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.

 Слайд 7 . Средства

        Одним  из условий формирования представлений дошкольников о русских традициях посредством народной культуры, является соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащенного пространства развивающей предметно - пространственной   среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа,   способствует накоплению информации.

 

Слайд 8. Для реализации поставленных задач и потребностей дошкольников   в ДОУ создана атмосфера национального быта:

 

  • в группах организованы   фольклорные уголки, сменяющиеся мини – музеи: «Музей кукол», «Народные промыслы», «Русский народный костюм»,…;  
  • оформлены  уголки патриотического воспитания,  фотоальбомы: «Родной Урал», «Наш дом – Россия»; «Мой – Полевской».
  • уголки театрализованной деятельности представлены театрами различных видов: теневой, пальчиковый, перчаточный, настольный;
  • изготовлены лэпбуки: «Русская изба», «Русские народные игры», «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов», «Русский народный костюм», «Русская матрешка», «Народные промыслы России», «Фольклор для малышей;
  • приобретены аудио -  видеотека по приобщению детей к русской народной культуре; подготовлены презентации;
  • сделан подбор музыкальных народных инструментов,
  • собраны  художественные образцы народно-декоративного творчества.  
  • созданы мини – музеи  «Горница».

 Наш музей – не традиционен: экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены верёвкой.  Здесь не только можно, но и нужно всё потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Почти все экспонаты музея подлинные.  

Слайд 9 . Методы и приемы

 

      В работе с детьми педагогами используются разнообразные методы и приёмы, позволяющие сделать работу с детьми познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной.  

  • Словесные: беседа, вопросы к детям, пояснения, объяснения,  рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, заучивание наизусть стихов, потешек,…  
  • Наглядные: демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий, просмотр мультфильмов, презентаций, наблюдение;  
  • Практические: обследование предметов, экспериментирование, выполнение заданий,  игровые приемы  (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, дидактические игры).

 Слайд 10 .Формы образовательной работы с детьми

  •  образовательная деятельность;
  •  беседы;
  •  чтение художественной литературы: сказки, былины, стихи, потешки;
  • разучивание и исполнение стихов, пословиц и песен о Родине;
  • продуктивная деятельность детей (рисование, аппликация, лепка);
  • рассказы детей о своей семье, о прадедушках, воевавших в ВОВ;
  •  просмотр видеофильмов, мультфильмов;
  • знакомство с песенным фольклором (прослушивание народной музыки и разучивание русских народных песен);
  • организация конкурсов рисунков и поделок
  • игровая деятельность (музыкально - народные игры, театрализация, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, хороводные);
  •   Культурно-досуговая деятельность: календарные и народные праздники (Покров ,Рождество христова, колядки, Масленица, Вербное Воскресение, Пасха).

Слайд 11. Направления  работы

       

       Вся система работы включает  в себя поэтапное, постепенное  воспитание  и развитие ребенка на традициях народной культуры.   Работать по данному направлению начинаем с детьми младшей группы (3-4года). На каждый возраст   разработан тематический план работы на учебный год, построенный на основе парциальной программы О. Л. Князевой и М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам народной культуры».        

       Для решения поставленных цели и задач, в своей работе по приобщению детей к истокам народной культуры мы выделили несколько направлений работы с  детьми:

Слайд 13 Первое направление:   знакомство  с национальным бытом. В результате дети начинают понимать сущность русской народной культуры, её особенность, самобытность, колорит. Продолжается работа над созданием атмосферы национального быта,     пополняются предметами русского быта созданные в группе  мини-музеи. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

Слайд 14 Второе  направление: использование народного фольклора.    Широко используем в работе по приобщению детей к устному народному творчеству    фольклор  во всех его проявлениях (сказки, пословицы, поговорки, загадки, песенки, частушки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Мы знакомим детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.  

      В воспитании велика и ни с чем несравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи — этической, Песней сопровождались все события народной жизни — труд, праздники, игры.   Песни — одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения.  

      В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Фольклор обогащает эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями, активизирует речь, побуждая к высказыванию, повторению фольклорных текстов и звукоподражанию голосам животных.  

Ппроизведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

     Слайд 15. Третье направление: знакомство с декоративно-прикладным искусством. Возникновение народного прикладного искусства относится к глубокой древности. Искусство - это неразрывно связано с трудовой деятельностью людей. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течение всей жизни, в будни и в праздники, с детства и до старости.

   Орудия труда, одежда, всевозможная утварь, обстановка жилищ — все служило объектом творчества, любая вещь могла стать художественным произведением. Связь быта с трудом определила особенности художественного языка народного прикладного искусства. Природа поставляла мастерам простейшие материалы: дерево, глину, металлы, кость, шерсть, обрабатывая которые с помощью несложных орудий, они добивались высокого художественного исполнения.  

Слайд 16. Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.  

          Народная игрушка является частью культуры каждого народа. Русская народная игрушка сохраняет память о национальных традициях. Куклы  («пеленашка», «гремотуха», «столбушка» и другие) и игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская, богородская игрушка…) определенной местности, трепетно хранят и передают уклад, традиции, образ мира, представлений того места России, откуда пошли «корни» ремесла

Слайд 17. Четвёртое направление: приобщение детей к народной культуре через игру. Подвижная игра является постоянным спутником в жизни ребенка.   Естественна потребность детей в подвижных играх, где можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность, игры вызывают у них большой интерес.

Игры всегда образны и сопровождаются потешками, считалочками, забавными запевалками.

Неизменным спутником народных игр всегда была песня.  Под песню они учатся пританцовывать, прихлопывать, постепенно входя в хороводную игру. Ряд хороводных игр основан на соединении песни с движением. Это игры «Каравай», «Заинька», «По ровненькой дорожке», «Веснянка».

Слайд 18. Каждой русской игре обычно предшествует игровой зачин — считалка. Именно считалки вводят детей в игру, помогают организовать и распределить роли.

 Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание   характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка.  

Таким образом, использование народных подвижных игр, взятых из сокровищниц нашего народа, позволяет нам решать задачи национального и патриотического воспитания и всестороннего развития ребёнка. Возрождение народных традиций в подвижных играх, состязаниях, обычаях поможет влиять на воспитание психически и физически здорового подрастающего поколения.

Слайд 19. Пятое направление: театрализованная деятельность. Большую роль в приобщении детей к народной культуре играет театрализованная деятельность.  Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста  имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.) благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу.

Слайд 20. Шестое  направление: знакомство с народными праздниками и традициями. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях, развивают творческие способности. Эти праздники дают представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянина. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении, я преследовала конкретную цель — приобщить наших воспитанников к истокам русской народной культуры через организацию детских фольклорных праздников, дать возможность каждому ребенку раскрыться и проявить свои таланты. Обряды, отображающие нравственные устои русского народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как «Рождественские колядки»,   Праздник русской березки»,   «Масленица»,  «Яблочные посиделки», и т.д.

   Слайд 21-23 (Технологии)Согласно    требованиям ФГОС ДО, наш коллектив внедряет новые инновационные технологии, которые призваны, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Особенно актуально в свете новых требований становится использование проектной технологии, ИКТ, Сторителлинг, квест – технологии, личностно- ориентированные, лего - конструирование и здоровьесберегающие технологии.

Слайд 24 Педагоги погрузились в изучение  русских народных традиций и обычаев. В детском саду был организован цикл семинаров – практикумов для педагогов «Народные традиции», в ходе которых педагоги углубляли и расширяли свои представления о народных традициях, диссеминировали свой опыт среди педагогов.

Слайд: 25. Педагоги приняли участие в муниципальном фестивале «Музей в чемодане». 

Слайд 26 Конкурс «Лучший центр русской народной культуры».

Педагоги расширили содержание центров, дополнив  их предметами быта,  народными игрушками,  разными видами росписи,  народными куклами в разных народных костюмах. Во всех возрастных  группах- большое разнообразие дидактических игр по данной тематике, изготовленных своими руками и с помощью родителей обучающихся.

Слайд 27.  В ДОУ были организованы развлечения «День русского платка» и «День косоворотки».

Слайд 28 .       В ноябре 2022 года в МБДОУ ПГО № 40 прошел городской  конкурс  методических пособий  «Книжка – малышка «Народные традиции».

   Слайд 29 Организован IV Фестиваль национальных культур России «Урал – многонациональный».  Идея и организация    городского фестиваля принадлежит  нашему детскому саду.

Слайд 30-33Взаимодействие с   родителями

       В приобщении детей к истокам родной культуры велика роль семьи.  Неформальный подход к работе с родителями помогает   найти  в них единомышленников, они становятся активными участниками  в работе по данному направлению.

      Для родителей (законных представителей) воспитанников детского сада были организованы и проведены:

•        групповые родительские собрания и консультации по теме;

•        семинар – практикум: «Устное народное творчество как средство  

          приобщения дошкольников к русской народной культуре»;

•        мастер – класс: «Кукла – Берегиня»;

•         совместные фотовыставки: «Моя семья», «Хорошо рядом с ней, милой

           мамочкой моей», «Мой герой»;

 •        выставки творческих работ детей и родителей: «Осенняя фантазия»,  

        «Город мастеров», «Под Вифлеемской звездой», «Пасха Красная» и др.;

       

       Родители приняли активное участие в совместных проектах «Платок – символ мира», «Народные традиции», в совместных праздниках: «Широкая Масленица», «Праздник русской березки», «Яблочные посиделки», развлечение «Игры из сундука», «Рождественские колядки», «День Матери», «Капустник».

Слайд 34   в направлении «Социальное партнерство»

На городской образовательной выставке «Шаг в будущее – 2023» мы представили организацию и раскрыли идеи социального партнёрства  в сохранении народных традиций .

Слайд 35 5 августа в верхотурском Доме народных художественных промыслов и ремесел состоялось открытие конкурса - выставки "Мудрость народного творчества». Воспитателям  МБДОУ № 40 Асотовой Л.С. и Пивоваровой О.В. посчастливилось стать участниками этого масштабного мероприятия. Получив призовые места за выполненные работы по теме народных промыслов, педагоги – мастерицы получили приглашение на финальную выставку.

Слайд 37. Закрепить представления детей об истории русского, башкирского, татарского народа, их месте проживания на Урале,  об основных видах хозяйствования (скотоводство, охота, рыболовство, пчеловодство) помогло социальное партнерство  с Полевским краеведческим музеем.

Слайд 38. Педагоги нашего ДОУ постоянные участники и победители  выставок ЦРТ им.  П.П. Бажова и КЭК «Бажовский».

Слайд 39. Значимость фольклора в музыкальном образовании дошкольников велика, так как фольклор формирует в детях такую народную культуру, которая прививает любовь к Отечеству, к родному краю, формирует в них чувство патриотизма. Все эти факторы побудили педагогов создать фольклорный ансамбль «Кудерышки».

Слайд 40 Результативность

  Вся педагогическая деятельность по приобщению детей к истокам русской народной культуры дала свои положительные результаты:

  • Выработана система взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса.  
  •  Сделана подборка научно - методической литературы, наглядно – дидактических пособий.
  • Создано методическое обеспечение (методическая копилка) для организации образовательной деятельности с детьми по приобщению к истокам русской народной культуры.  
  • Разработаны  и апробированы конспекты НОД, театральных постановок, тематические проекты по темам: «Русская изба», «Русский народный костюм», «Русская матрешка», «Русские народные музыкальные инструменты».
  • Приведена в соответствие развивающая предметно – пространственная среда группы:  созданы  фольклорные уголки, сменяющиеся мини – музеи: «Музей кукол», «Народные промыслы», «Русский народный костюм»;  оформлены уголки патриотического воспитания,  фотоальбомы: «Родной свой край люби и знай», «Наш дом – Россия».
  •  Изготовлены   лэпбуки: «Русская изба», «Русские народные игры», «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов», «Русский народный костюм», «Русская матрешка», «Народные промыслы России», «Фольклор для малышей».
  • Приобретены   аудио -  видеотека по приобщению детей к русской народной культуре; подготовлены презентации.
  • Сделан подбор музыкальных народных инструментов,
  • Собраны  художественные образцы народно-декоративного творчества.  
  • Созданы мини – музеи  «Горница».

      У детей наметилась положительная динамика развития  социально – коммуникативных  качеств, а также эмоционального отношения к окружающему миру.

Слайд 41 Данные мониторинговых исследований 2021-2022 и 2022-2023 учебные годы:  

Вывод: по результатам педагогического мониторинга можно  отметить реальный уровень достижений детей и положительную динамику  освоения дополнительных парциальных  программ дошкольного образования. Снижение  среднего уровня на 6 пунктов, а высокого уровня  повышение на 6 пунктов.

Слайд 42 Таким образом, углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительные результаты: у детей расширились знания о многообразии народных праздников и традиций; сформировались первые представления о культуре своего народа; обогатился словарный запас народным фольклором – дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни; у детей стали более развиты двигательные навыки, чему способствовали подвижные игры, пляски, хороводы; также у детей закрепились представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге; стали более развиты коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам. Повысилась педагогическая компетентность родителей в вопросах воспитания у детей культуры семейных традиций.

У детей отмечается активный интерес  к культуре собственного народа и его культурным  традициям.

       Данная  система работы позволила сформировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа.

 Перспектива  дальнейшей работы.

  • Продолжить работу по приобщению  к истокам русской народной культуры детей дошкольного  возраста,  через  создание  образовательных проектов при активном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
  • Разработать серию методических разработок совместных мероприятий с родителями.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа «Детский сад № 40 общеразвивающего вида» Направление : « Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения» Доклад: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истокам народной культуры». Докладчик: Потапова М.Н., старший воспитатель.

Слайд 2

Конституция РФ; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании»; . Федеральный закон от 31.07. 2020 № 304 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся; Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”. «Вопрос патриотического воспитания молодежи является сегодня самым главным!» В. В . Путин.

Слайд 3

Актуальность Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знаний своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, к её историко-культурному наследию.

Слайд 4

Новизна опыта заключается в ознакомлении с историей национальной культуры в условиях ФГОС ДО. построение взаимосвязанной системы работы с детьми, как участниками образовательного процесса. Это разработка система планирования, включающая в себя занятия игрового и познавательного характера, объединенные единой тематикой, реализуемой задачей, последовательно, что определяет их целостное восприятие; широко используются современные технологии нового поколения, которые способствует как развитию личности ребенка в целом, так и способствует формированию интереса детей к игре, расширяет представления об окружающей действительности, воспитывает моральные качества личности; создание развивающей предметно – пространственной среды, обеспечивающей погружение ребенка в социально-культурный опыт народа: мини-музей «Народные традиции», мини - музей «Изба »; создание методического инструментария: картотека фольклорно- тематических занятий, народных праздников, банк дидактических материалов по ознакомлению с историей русского народа.

Слайд 5

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. . Задачи: - выстроить в ДОУ систему работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры; - создать развивающую предметно- пространственную среду в группах, способствующую приобщению детей к народной культуре; - познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, орудиями труда, предметами быта, одеждой; - познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством; развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество; - воспитывать чувство уважения к предкам, гордость за Родину, бережное отношение к экспонатам мини-музея; - привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.

Слайд 6

Принципы: Культурологический принцип : Принцип приоритетности регионального культурного наследия Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка Принцип непрерывности и преемственности Принцип системности и последовательности от простого к сложному, чтобы знания детей накапливались постепенно, с усложнением изучаемых тем. Принцип комплексного и интегративного подхода — использование различный видов и форм взаимодействия с детьми Принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников, удаётся сделать так, чтобы предмет, оказавшись в руках ребёнка, стал действительно ценным, значимым для него. Принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик. Принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быт основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущений детей. Принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик Принцип исторической последовательности обобщающих факторов. Принцип комплексного и интегративного подхода — использование различный видов и форм взаимодействия с детьми Принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей .

Слайд 7

Условия эффективного приобщения детей к истокам русской народной культуры. Для эффективного приобщения детей к истокам народной культуры нужно работать по следующим направлениям: Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям понять, что они - часть великого русского народа. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности родного языка. Народные праздники и традиции. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством. Знакомство с народными играми. Знакомство с родным краем.

Слайд 8

Развивающая предметно – пространственная среда Организация мини – музеев на группах «Народные традиции», «Изба».

Слайд 9

Методы и приёмы работы Использование фольклора. Чтение художественной литературы. Использование русских народных песен и танцев, игр. Использование народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности. Изготовление и применение игрушек и изделий народных промыслов. Представление кукольного театра. Разыгрывание сценок и эпизодов сказок. Рассказ о народных обычаях и традициях. Рассматривание иллюстраций о русском быте. Беседы, вопросы, разъяснения Направление «Работа с детьми»

Слайд 10

Формы работы с детьми Образовательная деятельность; Совместная деятельность; Беседы; Праздники и развлечения; Чтение познавательной и художественной литературы; Наблюдения в быту и природе; Экскурсии в музей , русскую избу; Организация конкурсов рисунков и поделок; Посещение тематических выставок; Просмотр видеофильмов, презентаций, слушание музыки; Встреча с интересными людьми; Игровая деятельность.

Слайд 11

2022 год посвящен культурному наследию народов России. 2022 год посвящен культурному наследию народов России.

Слайд 12

Работа по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников посредством приобщения к истокам народной культуры велась по направлениям: - с педагогами; - с детьми; - с родителями ; с Социальными партнерами.

Слайд 13

Создание атмосферы национального быта Масленица – это очень веселые , озорные и «вкусные» дни! Это веселые проводы зимы, с радостным ожиданием близкого тепла, весеннего солнца. Эх, Масленица, да разудалая! Направление «Работа с детьми»

Слайд 14

Широкое использование фольклора Направление «Работа с детьми»

Слайд 15

Народное искусство Традиционными в группах стали выставки рисунков, аппликаций, фигурок из пластилина, выполненных по мотивам произведений устного народного творчества.

Слайд 16

Изготовление народных кукол

Слайд 17

Народные игры "Игры из сундука". Так назывался вечер русских народных игр в группе "Гномики", подготовленный музыкальным руководителем Натальей Михайловной Сибикиной . Каждый предмет, спрятанный в сундучке, приглашал поиграть в какую- нибудь народную игру. Развлечение прошло задорно и весело. Дети с радостью включались в народные забавы. "Воевода", "Жмурки", "Ручеёк", Пирог"- с этими играми, дошедшими до нас из старины, познакомились дошкольники. В заключение, всех порадовала игра на народных инструментах. Направление «Работа с детьми»

Слайд 18

Игра на народных музыкальных инструментах, народные танцы Направление «Работа с детьми»

Слайд 19

Театральная деятельность

Слайд 20

Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками А у нас, праздник…русского валенка! Каждый из нас помнит, как в детстве он носил валенки. А ведь валенки, как и матрёшка-это символ России, что доказывает богатую самобытную культуру нашей страны, талант русского народа. Ребята вместе с весёлым Скоморохом и Домовёнком Кузей с удовольствием играли в игры с валенками «Весёлые скачки», «Передай валенок», танцевали, отгадывали загадки, узнали, какие бывают валенки, и как в старину изготавливали валенки. Праздник получился весёлым, задорным и познавательным! День русского платка День русского валенка Направление «Работа с детьми»

Слайд 21

Технологии Квест - технология - это командная игра. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, участники получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Технология интерактивного обучения означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания. ИКТ – технология –С оздаются презентационные материалы, видеоролики. Личностно-ориентированные технологии ставили в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении , бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Направление «Работа с детьми»

Слайд 22

" Платок - символ мира". С младшего возраста педагоги детского сада приобщают детей к культурному наследию народов России. В младшей группе был реализова проект "Платок- символ мира" , который проходит в рамках III Международного фестиваля «Платок - символ мира», посвященного межконфессиональному и межнациональному единству. Дошкольники познакомились с расписными платками, посмотрели и попробовали, как платки повязывали женщины разных народов России. Дети рассматривали узоры на платках и украшали свои платки цветами и кистями. Родители стали активными участниками проекта: приняли участие в фото-выставке "Мой платок - моя корона" и в создании красочной коллекции мини - музея. Технология «Метод проектов» # МойПлатокМояРоссия # ПлатокСимволМира # ПоддерживаюФестивальПлатка Направление «Работа с детьми»

Слайд 23

Лего - конструирование Направление «Работа с детьми»

Слайд 24

Направление «Работа с педагогами» Семинар - практикум для педагогов "Народные традиции".

Слайд 25

Участие педагогов в фестивале Музей в чемодане Направление «Работа с педагогами»

Слайд 26

Направление «Работа с педагогами» Конкурс «Лучший центр русской народной культуры». 08.11.2022 Педагоги расширили содержание центров, дополнив их предметами быта, народными игрушками, разными видами росписи, куклами в разных народных костюмах. Во всех возрастных группах- большое разнообразие дидактических игр по данной тематике, изготовленных своими руками и с помощью родителей обучающихся.В группах №1, 4 (Карла Маркса,3) и № 6 (Центральный, 6) представлены макеты русской избы, в которой находятся предметы старинной мебели – лавки, стол, сундук, колыбель; посуда – деревянные ложки, расписные подносы, кувшины, горшочки). Жюри отметило, что Центры русской народной культуры расположены в доступных для детей местах, созданы с учетом возрастных особенностей, разнообразны и эстетичны, наполнены содержательным материалом. По итогам смотра-конкурса места распределились следующим образом: 1 место – группы «Радуга» (воспитатели- Крашенинникова В.Г., Беляева Н.П.), «Звездочки» (воспитатели - Тарасова Е.А., Касимова О.А.). 2 место – группы « Ромашечки » (воспитатели Пивоварова О.В., Живодерова Ю.Г.) ,«Почемучки» (воспитатели- Шалаева О.В., Махнева Е.В.). 3 место – группы «Чемпионы» (воспитатель – Санникова Е.В.), «Карапузики» (воспитатель - Парфенюк Н.М.).

Слайд 27

Фестиваль русского платка в ДОУ. «Посмотрите, какой! Мой платочек расписной!» Направление «Работа с педагогами» «День косоворотки»

Слайд 28

21.11.2022 В ноябре 2022 года в МБДОУ ПГО № 40 прошел городской конкурс методических пособий «Книжка – малышка «Народные традиции». В конкурсе приняли участие 27 педагогов из детских садов № 32,34, 40, 43, 49, 51, 53, 69, 70, «СОШ п. Зюзельский ». Конкурс проводился с целью формирования и развития основ духовно-нравственной культуры детей посредством приобщения их к духовным ценностям, ознакомлению с историей, бытом, традициями и народными промыслами и направлен на создание условий для развития творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных организаций. Городской конкурс методических пособий «Книжка – малышка «Народные традиции». Направление «Работа с педагогами»

Слайд 29

«В единстве народов - сила России!». 03.11.2022 Второй день фестиваля национальных культур России «Урал – многонациональный» прошел на площадке ЦРТ им. П.П. Бажова. В торжественной обстановке, под звуки гимна Российской Федерации дошколята детского сада № 40 открыли IV фестиваль национальных культур России « Урал – многонациональный ». Участники представили номера в двух номинациях : « Народный танец » и « Вокал ». В фестивале приняли участие ДОУ № 32,40,43,51,53,54,63,65,69,70, «СОШ поселка Зюзельский ». Направление «Социальное партнерство IV Фестиваль национальных культур России «Урал – многонациональный». 02.11.2022 г. Идея и организация городского фестиваля принадлежит нашему детскому саду. В первом дне фестиваля (на площадке детского сада по адресу: микрорайон Центральный, 6) приняли участие дошкольные образовательные учреждения Полевского городского округа № 28,32,40,43,49,51,53,63,69,70. Главная цель мероприятия: духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование атмосферы национального взаимопонимания, сотрудничества и толерантности, возрождение и поддержка народных традиций.

Слайд 30

Выпуск семейных газет и плакатов. Совместные походы и экскурсии. Совместные фотовыставки. Информационные (стенды, буклеты, брошюры, листовки для родителей )

Слайд 31

Взаимодействие с родителями Реализация данного направления работы в полной мере стала возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи . Обе стороны при этом направляли свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создания благоприятных условий. Совместные мероприятия способствовали установлению доверительных отношений с родителями, что оказывало положительное влияние на состояние педагогического процесса. 1 – е место в городском конкурсе «Кухня народов России»! Выставка поделок «Моя мама рукодельница»

Слайд 32

Содержание работы с родителями реализовались через разнообразные формы Наименование С какой целью используется эта форма Формы проведения Информационно- аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проведение анкетирования и опросов. Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные досуги, праздники, развлечения, участие родителей и детей в конкурсах и выставках изделий народного рукоделия , игрушек, открыток. Привлечение к изготовлению атрибутов к играм и элементов русского народного костюма.

Слайд 33

Народные танцы Познавательные Ознакомление родителей с русской народной культурой, обрядами русского народа. Формирование у родителей практических навыков. Проведение родительского собрания по теме «Роль семьи в приобщении детей к русской народной культуре », консультации в нетрадицион-ной форме, игры с фольк-лорным содержанием, тематическая библиотека для родителей, папки- передвижки. Наглядно - информационные: информационно- ознакомительные; информационно- просветительские. Ознакомление родителей с работой в группе, с преподнесением материала в зависимости от возраста детей Организация открытых просмотров занятий и других видов деятельности. Выпуск газет, обновление материалов в родительском уголке, организация мини - библиотеки по народному творчеству, с оздание альбомов.

Слайд 34

Городская образовательная выставка «Шаг в будущее» - 2023г. Направление «Социальное партнерство»

Слайд 35

Богата земля российская разнообразными народными промыслами. 15.08.2022 «Мудрость народного творчества» - так называется конкурс, объединивший взрослых и детей из множества городов России. Мероприятие было организовано на известном сайте о прикладном творчестве «Страна мастеров», идейным вдохновителем Татьяной Николаевной Просняковой . А очный финал конкурса проходил на земле уральской, в старейшем и самобытном городе Верхотурье. Воспитателям МБДОУ № 40 Асотовой Л.С. и Пивоваровой О.В. посчастливилось стать участниками этого масштабного мероприятия. Получив призовые места за выполненные работы по теме народных промыслов, педагоги – мастерицы получили приглашение на финальную выставку. 5 августа в верхотурском Доме народных художественных промыслов и ремесел состоялось открытие конкурса - выставки "Мудрость народного творчества». Всероссийская выставка проводимая Страной мастеров - это настоящий фестиваль творческих идей! Направление «Социальное партнерство»

Слайд 36

Дошколята - участники фестиваля "Радуга талантов», «Звени, Уральская частушка». Направление «Социальное партнерство»

Слайд 37

Посещение краеведческого музея Направление «Социальное партнерство»

Слайд 38

Участие педагогов в выставках ЦРТ им. П.П. Бажова и КЭК « Бажовский »

Слайд 39

Приобщать детей к истокам русской народной культуры нужно с раннего детства. Процесс «погружения» ребенка в культуру в дошкольном возрасте помогает ребенку познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом. Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о наследии русского народа. Фольклорный ансамбль «Кудерышки»

Слайд 40

Вся педагогическая деятельность по приобщению детей к истокам русской народной культуры дала свои положительные результаты : Выработана система взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. Сделана подборка научно - методической литературы, наглядно – дидактических пособий. Создано методическое обеспечение (методическая копилка) для организации образовательной деятельности с детьми по приобщению к истокам русской народной культуры. Разработаны и апробированы конспекты НОД, театральных постановок, тематические проекты по темам: «Русская изба», «Русский народный костюм», «Русская матрешка», «Русские народные музыкальные инструменты». Приведена в соответствие развивающая предметно – пространственная среда группы: созданы фольклорные уголки, сменяющиеся мини – музеи: «Музей кукол», «Народные промыслы», «Русский народный костюм»; оформлены уголки патриотического воспитания, фотоальбомы: «Родной свой край люби и знай», «Наш дом – Россия». Изготовлены лэпбуки : «Русская изба», «Русские народные игры», «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов», «Русский народный костюм», «Русская матрешка», «Народные промыслы России», «Фольклор для малышей». Приобретены аудио - видеотека по приобщению детей к русской народной культуре; подготовлены презентации. Сделан подбор музыкальных народных инструментов, Собраны художественные образцы народно-декоративного творчества. Создан мини – музей комната «Горница».

Слайд 41

Данные мониторинговых исследований 2021-2022 и 2022-2023 учебные годы:

Слайд 42

Таким образом, углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительные результаты: у детей расширились знания о многообразии народных праздников и традиций; сформировались первые представления о культуре своего народа; обогатился словарный запас народным фольклором – дети знают потешки , заклички , пословицы и поговорки, народные сказки и песни; у детей стали более развиты двигательные навыки, чему способствовали подвижные игры, пляски, хороводы; также у детей закрепились представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге; стали более развиты коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам. Повысилась педагогическая компетентность родителей в вопросах воспитания у детей культуры семейных традиций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа сотрудничества семьи и детского сада по патриотическому воспитанию дошкольников на традициях русской народной культуры.

Предлагаемая программа рассчитана на четыре года и предполагает тесное взаимодействие воспитателей, педагогов-специалистов, детей и их родителей...

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников средствами приобщения к истории, культуре родного города.

Данные программы составляют современную концепцию патриотического воспитания, которая трактует понимание патриотизма как сочетание любви к Родине и Земле....

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к народной культуре

ДАнный материал предназначен для воспитания у детей любви к Родине, через изучение народных традиций, песен, праздников, культуры своего народа....

Проект "Формирование у детей дошкольного возраста основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к русской народной культуре"

Проект "Формирование у детей дошкольного возраста основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к русской народной культуре"...

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, через приобщение к национальной культуре»

          Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - одна из самых актуальных задач нашего времени, которое включает в себя развитие у ребенка чувства ответственно...

«Нравственно-патриотическое воспитание через ознакомление с русской народной культурой детей старшего дошкольного возраста»

Материал о нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольниками, который раскрывает цели. задачи, этапы реализации, результаты мониторинга...