Консультация для родителей "Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр"
консультация (младшая группа)

Сенсорное развитие ребёнка-это способ познания окружающего мира.Существует 5 сенсорных систем с помощью которых человек познаёт мир (зрение,слух,осязание,обаняние,вкус).Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды.Успешность умственного ,физического развития,эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития.Перед сенсорным воспитанием стоят разные задачи:накопление представления о цвете,форме,величине.Все игры сопровождаются речью вместе с ребёнком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_iyun_23.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр»

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).                                                                                                    Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов:                     Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру.

Кожное восприятие включает в себя: тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое, осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное).         Установлена важная роль чувственного опыта в формировании речи и, в частности, ее номинативной функции. Восприятие и речь взаимно обусловлены в своем формировании. Слово возникает и уточняется на основе чувственной сферы.                                                                                    Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов:                         Первый фактор — это врожденные качества.                                                    Второй фактор — состояние органов чувств.

Третий фактор — это развитие органов чувств и восприятия.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- развивает наблюдательность;                                                                               - готовит к реальной жизни;                                                                                        - является основой для развития воображения; внимания;                                     - дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;                                                            - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;                                            - влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Перед сенсорным воспитанием стоят разные задачи: в раннем возрасте : накопление представлений о цвете, форме, величине (важно, чтобы эти представления были разнообразными).

А теперь мы предлагаем вам игры и упражнения, которые мы используем в своей работе. Возможно, многие игры вам знакомы, но мы предлагаем вспомнить, закрепить и добавить в копилку то, что ново для вас.  Дидактическая игра «Шнуровка» Педагог раздаёт детям заготовленные по форме например, кроссовки, и разноцветные шнурки, наглядно показывает, как правильно вдевать шнурок в отверстие кроссовок, предлагает детям повторить действия. Просит назвать цвет кроссовок и шнурков.                 Дидактические игра Собери по образцу. Подобрать по желанию крышки, пуговицы, затем выложить рисунок: неваляшки, бабочки, снеговика, мячиков, бус и т. д.                                                                                          Подобные игры: Сложи предмет, Разложи по цвету, Разложи по сезону. В таких играх мы закрепляем знание цвета, геометрических фигур, развиваем речь, учим выкладывать ритмический рисунок.                                           Подбери фрагмент. Игра состоит из двух частей. Рабочая область или фон и отсутствующая часть фигуры, именно эту часть ребенок должен вложить в рабочую область. Пособие «Найди фрагмент» служит для развития пространственного мышления, зрительного восприятия и внимания у ребенка. Задание включает 2 уровня – простой и сложный. Приступать к заданию можно, когда ребенок сортирует картинки и умеет соотносить отдельные изображения.                                                                   Игры на развитие слухового внимания : угадай на чем играю:                   педагог поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда педагог убедится, что ребенок усвоил название и запомнил звучание инструментов, убирает их за ширму. Педагог за ширмой по очереди издает звуки предметами и предлагает детям отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать.                  Похожие игры: громко-тихо, найди такой же, кто внимательный, кто какой звук издает, узнай по голосу                                                                     Развиваем устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух, по их звучанию, пополняем активный словарь                              Чудесный мешочек                                                                                                Эта простая игра направляет ребенка к активной деятельности, отлично развивает сенсорные способности, тренирует зрительную память, обучает счету, знакомит со свойствами предмета. Кроме всего вышеперечисленного, это просто интересная и увлекательная игра.            Игры с прищепками.                                                                                             Среди многообразия дидактических игр есть одна очень увлекательная и веселая а также необыкновенно полезная игра это "Игра с прищепками". Эта игра прекрасный тренажер для пальчиков. Ведь необходимо приложить немало усилий, чтобы прикрепить прищепку. На занятиях и в свободное время прищепки помогают развивать пространственное представление, речь, воображение.                                                                                                      Далее мы хотим поделиться с вами играми с песком и крупой.

Песок – загадочный материал. Он может быть сухим, лёгким, и ускользающим или влажным, плотным и тяжёлым, способным принимать любые формы. Игры с песком вносят в душу ребёнка веселье и радость и вместе с тем способствуют его развитию.                                                            У истоков песочной терапии стоит Карл Густов Юнг, основатель аналитической психотерапии.                                                                                   Для игр понадобится поднос на котором насыпан песок, можно рис и зеркально-песочная панель. Множество фигурок высотой не более 8 см по разным лексическим темам. Это люди, животные, транспорт, морские обитатели и т. д. Подойдёт также различный природный материал (палочки, плоды, семена, ракушки и д., влажные салфетки, кисточка, гребенка для выравнивания песка.

Мы используем игровые упражнения с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие задачи:

- развитие дыхания;

- развитие слухового внимания;

- развитие мелкой моторики;

- сенсорных эталонов и многое другое.                                                  Несложные в организации логопедические играми, которые можно использовать в песочнице.

Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания

Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты: необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи.

«Выровняй дорогу». От детской машинки педагог проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

«Что под песком?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

«Помоги зайцу замести следы». В песке делаются небольшие углубления (следы, ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«Секрет». В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

«Ямка». Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке.

Игры для развития психических процессов и мелкой моторики

«Два города». Рабочая область с песком делится на две части. Ребёнок раскладывает предметы на две группы по заданию логопеда. Например разложи яблоки, листочки по цвету и форме.

«Полоски и узоры». Педагог (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, ребенок повторяет. Ребенок выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные, красные и желтые).

«Исправь ошибку» «Чего не стало?». Педагог рисует рисунок с недостающим фрагментом. Например, машину без колес, зайчика без ушек. Ребёнок должен догадаться сказать чего не хватает и дорисовать.

«Песочный круг». Пальцами нарисуйте с ребё нком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребё нку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.

Упражнение «Необыкновенные следы» :

— «Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

— «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

— «Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

— «Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.                                                      Игры с крупой

«Найди одинаковые игрушки»

Педагог кладет перед ребенком пары одинаковых игрушек: «Посмотри на игрушки: это дельфин и это дельфин. Дельфины одинаковые», а остальные прячет в песке или крупе, ребенок должен найти пару.

«Третий лишний» Ребенок находит 3 игрушки (две одинаковые игрушки и еще одну) находит лишнюю. Затем педагог проговаривает: «Правильно, эти игрушки похожи, а эта не похожа. Эта игрушка лишняя».

«Найди картинки разной формы»

Педагог кладет перед ребенком пару карточек: «Это часы. Это тоже часы. Картинки похожи? Похожи. А чем картинки отличаются? Это часы круглые, а эти – квадратные. Картинки различаются по форме». Затем педагог дает ребенку другую карточку и просит найти ей пару, отличающуюся по форме, спрятанную в крупе, среди других карточек и положить рядом.

Похожие игры: «Найди картинки разной величины» «Найди игрушки разного цвета»

«Найди картинку или игрушку»                                                                    Педагог знакомит ребенка с игрушками. Затем необходимо запрятать игрушки в крупу. Далее ребенок находит в песке заданную игрушку и проговаривает.                                                                                                             Все игры мы сопровождаем речью вместе с ребенком. Использование песочной терапии позволяет развивать не только сенсорные эталоны, но и все стороны речи. Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это даёт больше возможности для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Речевая реабилитация детей раннего возраста посредством сенсорного развития".

Консультация для воспитателей: "Речевая реабилитация детей раннего возраста посредством сенсорного развития"....

Перспективное планирование развития речевой активности детей раннего возраста посредством использования малых жанров фольклора

Перспективное планирование развития речевой активности детей раннего возраста посредством использования малых жанров фольклора...

Перспективное планирование развития речевой активности детей раннего возраста посредством использования малых жанров фольклора.

Перспективное планирование развития речевой активности детей группы раннего возраста...

Самообразование 2021-2022 г. «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений»

Данная тема моего самообразования очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры....

Развитие речевой активности детей раннего возраста посредствам игровых приемов

Цель: создание условий для развития речи у детей раннего возраста с помощью игровых приемовЗадачи:изучить и проанализировать литературные и методические источники по проблемам формирования речи в ранн...

Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр.

Отчёт работы по самообразованию на тему:«Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр....

План Самообразования "Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр»

Тема: «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр».Актуальность: в последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количес...