Консультация для родителей и педагогов: « Как научить ребёнка сочинять рассказы по картинкам»
консультация по развитию речи

Соловьева Ольга Владимировна

Придумывание рассказа — очень трудная задача для малыша, поэтому на первых порах ему требуется помощь взрослых.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_rebenka_sochinyat_rasskazy_po_kartinkam.docx39.43 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ "Белозерский ДС №1"

Консультация для родителей и педагогов: « Как научить ребёнка сочинять рассказы по картинкам».

C:\Documents and Settings\Ирина.MAIN\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\mama.png

                                                                       

                                                                          Подготовила:    

                                                                          учитель-логопед  

                                                                          О.В. Соловьева



2022г.

Как научить ребенка сочинять рассказы по картинкам?

Придумывание рассказа — очень трудная задача для малыша, поэтому на первых порах ему требуется помощь взрослых.  Когда малыш учится придумывать рассказы по картинкам, он проходит несколько этапов.

Первый этап, с которого всегда начинаем — договаривание фраз. Взрослый задает начала фраз, а малыш их заканчивает. Например: «Жила — была (говорит мама или педагог) …. ( ребенок  заканчивает). Однажды она (слова мамы, малыш завершает фразу) … И решила Маша…. Вдруг…. Маша подумала…» и так далее.  Эти начала фраз   помогают ребенку научиться связывать предложения  в тексте и  строить его логично, последовательно.

Так можно придумывать не только рассказы по картинкам, но и инсценировки с игрушками или сочинять сказку по пути в магазин, в детский сад или в очереди.

К концу этапа (он может занять от нескольких недель до нескольких месяцев) Вы заметите, что малыш стал сам без проблем связывать предложения в тексте, т.е. Ваша помощь ему больше не нужна.

Второй этап — рассказывание по вопросам.  Рассматриваем с малышом картинки в их последовательности, обсуждаем что случилось и чем закончилось, почему это произошло, придумываем название рассказу.

После этого малыш рассказывает, а Вы помогаете ему уточняющими вопросами: «Где всё случилось? Расскажи, с чего всё началось? Что было дальше? Что сказал медведь? А что ему ответили звери? Почему ежик рассердился? Что сделал ежик? Чем всё закончилось?». Иногда будет требоваться подсказка в виде начала фразы.

Если ребенок  не знает как продолжать — продолжите сами, подсказав свою идею, а малыш разовьет ее. Но не навязывайте ему свой сюжет.

К концу этапа в помощь ребенку будет достаточно трех вопросов — поясняющих фраз: «Расскажи, с чего всё началось, что случилось и чем закончилось?» . Эти три фразы очень важны, т.к. любой рассказ всегда состоит из трех частей:

- зачин (место и время действия, герои),

- развитие действия и какой-то интересный случай (кульминация — если говорить научным языком)

- конец рассказа (финал, развязка).

Третий этап — творческое рассказывание. Ребенок уже умеет сочинять рассказы, с удовольствием рассматривает картинки в книжке.  Поэтому можно:

Идея 1. Придумать вместе продолжение приключений героев (Маша и Наташа в деревне, Маша и Наташа в зоопарке, Маша и Наташа в «Детском мире»).

Идея 2. Попросить ребенка продиктовать Вам его рассказ (ребенок диктует предложение, а Вы его записываете и так до конца рассказа). Затем вместе еще раз прочитать, что получилось,  и изменить слова, где это необходимо — сделать текст более выразительным и образным, веселым и интересным. Сделать книжку — малышку или нарисовать картинки к сочиненному рассказу.

Идея 3. Есть еще один увлекательнейший прием рассказов по веселым картинкам — это… поменять местами картинки.

Например, серия картинок из книжки выглядит так. Первая картинка (1) — мальчик с сачком видит на заборе две красных бабочки. Вторая картинка (2) — бабочки в другом месте забора, мальчик за ними бежит. Третья картинка (3) — из-за забора вышли Маша с куклой Наташей. Оказывается, это были не бабочки, а красные бантики Маши и Наташи.

Делаем ксерокопию картинок, вырезаем и… переставляем их местами так: 3-2-1. То есть получается, что сначала мальчик увидел Машу и Наташу, идущую мимо, а потом бабочек! И бабочки перелетали с места на место! И это получается совсем  другой рассказ! О чем могут придумать дети? Например, дети придумали, что за забором шла подружка Наташи со своей куклой и это были их бантики (по аналогии). Или что это действительно были бабочки. Еще одна детская идея — это были бумажные бантики для котят — малыши играли с котятами за забором. Идей может быть очень много.

Данный вариант задания развивает воображение и творчество, учит ребенка находить выходы из нестандартных ситуаций, позволяет преодолеть шаблоны и стереотипы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей на тему: Как научить ребёнка понимать слово «нельзя»

Первые правила входят в жизнь малыша со словом «нельзя: нельзя трогать, брать, делать. Эти «нельзя» могут меняться по мере взросления ребёнка. Например, нельзя трогать ножницы, провода. Но вот малыш п...

" Как научить ребёнка составлять рассказ по картинкам"

Придумывание рассказа — очень трудная задача для малыша, поэтому на первых порах ему требуется помощь взрослых.  Когда малыш учится придумывать рассказы по картинкам, он проходит несколько этапов...

Консультация для родителей на тему: "Как научить ребёнка ориентироваться"

Консультация для родителей на тему: "Как научить ребёнка ориентироваться"...

Консультация для родителей на тему: "Как научить ребёнка думать"

Как научить ребёнка думать - советы родителям....

Как научить ребенка сочинять рассказы по картинкам?

Как научить ребенка сочинять рассказы по картинкам?...

Консультация для родителей средней группы №1 «Медвежата» Как научить ребенка сочинять рассказы по картинкам? 01.02.2024 г.

В дошкольном возрасте сказка-это наиболее любимый литературный жанр, но в современном обществе сказки уходят на второй план. Они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. На с...