Консультация для родителей "Пальчиковые игры и речевое развитие ребенка младшего дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)

Фащук Мария Александровна

Пальчиковые игры и речевое развитие тесно взаимосвязаны между собой. Психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАhttps://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614689355_3-p-fon-s-ramkoi-dlya-teksta-3.png

        Развитие речи – одна из основных задач в работе с детьми младшего дошкольного возраста.  Пальчиковые игры способствуют формированию и развитию речи дошкольников, предупреждают и исправляют речевые нарушения. В работу с детьми необходимо включать игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики. Проводить пальчиковые игры с использованием различного материала: массажные мячи, бусинки различной величины, мозаику, шнуры, пазлы, резиновые игрушки и др.

       Дети с интересом выполняют различные задания: сматывают шерстяные нитки в клубок, нанизывают бусинки на леску, собирают картинки из пазлов, «вышивают» шнуром и т. д. Малыши учатся манипулировать пальчиками, тем самым развивается мелкая моторика, что ведет к развитию речи. Психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики.

     Дошкольникам нравится самомассаж «активных точек» на пальцах и на ладонях рук. Массаж в стихотворной форме снимает моральное напряжение, а пальчики становятся ловкими и подвижными.

      Прежде чем провести пальчиковую игру, нужно познакомить ребенка с ее содержанием, обговорить, какие будут движения, жесты, объяснить лексическое значение слов. В ходе подготовительной работы вместе необходимо разогреть ладони легкими поглаживаниями. Сначала упражнения делаем на одной руке в медленном темпе, затем – на другой, а в заключении одновременно двумя руками. Обращайте внимание на то, как малыш поставили ладошки, совершили нужное движение, жест. Следите, чтобы ребенок чрезмерно не напрягали мышцы рук. С помощью игр с пальчиками у дошкольников развивается мелкая моторика, тем самым стимулируется развитие речевых центров.

       Пальчиковые игры помогают нам с детьми инсценировать стихи, потешки, рифмовать истории. Четверостишия хорошо и быстро запоминаются. Сказочные герои таких игр просты и понятны малышам – коза и зайчик, паучок и муха, дождик и солнышко с интересом воспринимаются детьми. Они с большим удовольствием спешат повторить все движения взрослых и рассказать за ними стишки. При выполнении пальчиковых игр «Петушок», «Сорока - белобока», «Мы капусту рубим, рубим… », «Ладушки» и др.. предлагаю картинки – схемы, на которых изображено положение или движение кисти руки при чтении потешек.

        Для развития речи малышей активно используют театрализованные игры. Пальчиковый театр, театр перчаток и рукавичек являются эффективным средством речевого развития детей. Воспитанники не только умело управляют куклами, но и развивают речь путем заучивания ролевых слов, тембром голоса изображают характер своего героя, выражают свое отношение к действиям театрализованной постановки.https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614689355_3-p-fon-s-ramkoi-dlya-teksta-3.png

       Большую помощь в развитии связной речи детей педагоги получают от родителей. Они понимают, что необходимо стремиться правильно развивать речь своих чад, активно применяя пальчиковую гимнастику. Теперь основная часть детей самостоятельно справляется с пуговицами и молниями при отправке на прогулку, аккуратнее и эстетичнее стали их поделки, быстрее собирают разбросанные игрушки и т. д. Пальчиковые игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми. Родители осознают, что умственное развитие ребенка и постановка его речи очень сильно зависит от развитости мелкой моторики.

        Использование пальчиковых игр, театрализованных игр, шнуровки, мозаики, самомассажа развивает речевые способности дошкольников, коммуникабельность, повышенную умственную деятельность, развивает память, внимание, мышление, воображение дошкольников.

Список литературы

1.        Кольцова М. М., Рузина М. С.Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг.  —   Екатеринбург:   У-Фактория,   2004.  

2. Османова Г. А., Позднякова Л. А. - Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков 3-4 года. М., из-во Каро,2007г.

3.        Трясорукова Т.П.: Пальчиковые игры для развития речи и фонематического слуха у малышей от 0 до 3 лет.- Феникс, 2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста

Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически прав...

Психологическое сопровождение речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста.

1. Психологическое сопровождение речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста. М.О. Валяс2.  Психологическое сопровождение речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста ...

Тема родительского собрания : "Этапы речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста" (презентация)

В данной презентации рассматриваются этапы речевого развития детей младшего дошкольного возраста и симптомы речевых нарушений. Представлены игры для развития речи....

Познавательная игра по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста посредством обогащения сенсорного опыта «Книга знаний»

Познавательная игра по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста посредством обогащения сенсорного опыта  «Книга знаний»...

Консультация для родителей : "Роль семьи в развитии ребенка младшего дошкольного возраста"

Материал о роли семьи в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей по теме «Речевое развитие ребёнка младшего дошкольного возраста»

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...