Родительское собрание на тему: «Роль семьи в воспитании детей»
материал

Петрова Регина Наилевна

Важным условием воспитания является родительский авторитет — влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, воспитывающее уважение к родителям. Анализируя опыт семейного воспитания, можно прийти к такому выводу: далеко не все родители понимают значение собственного авторитета в воспитании детей. Постоянное эмоциональное общение между членами семьи является одним из важных условий семейного воспитания. Чувства любви между родителями, между родителями и детьми создают обстановку непринуждённости, образуют доверительные, спокойные отношения, способствующие формированию авторитета взрослых.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._sobranie.docx24.74 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: «Роль семьи в воспитании детей»

Важным условием воспитания является родительский авторитет — влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, воспитывающее уважение к родителям. Анализируя опыт семейного воспитания, можно прийти к такому выводу: далеко не все родители понимают значение собственного авторитета в воспитании детей. Постоянное эмоциональное общение между членами семьи является одним из важных условий семейного воспитания. Чувства любви между родителями, между родителями и детьми создают обстановку непринуждённости, образуют доверительные, спокойные отношения, способствующие формированию авторитета взрослых. Если отношения между родителями не сложились, в семье возникают ссоры, взаимные упрёки на глазах детей,- то авторитета родителей в такой семье не бывает. Однако любовь и уважение в семье - не единственное условие семейного воспитания, способствующее образованию авторитета родителей. Чтобы образовался дружный семейный коллектив, сложились эмоционально - нравственные отношения между всеми членами семьи, многое зависит от личных качеств отца и матери. Если у отца или матери нет авторитета, то такой сильный воспитательный эффект, как любовь к детям, теряет силу. Непризнание влияния родителей или одного из них выражается обычно в невыполнении ребёнком требований взрослых, в непослушании. Начинается открытая или скрытая борьба с ребёнком, в которой родители, как правило, сдают позиции. Такую ситуацию можно назвать «ребёнок сел на голову». Как быть?

Заслужить авторитет у детей очень трудно: искусственность поведения отца или матери ребёнок тонко чувствует. Невозможно пробудить у ребёнка уважение к себе, навязывая ему свои позиции: я - мать, я - отец. Такие призывы не получают отклика в душе ребёнка. С обещаниями нужно быть особенно осторожным. Невыполнение даже единожды обещанного - надо суметь объяснить. Если дети ещё не всё могут понять в дошкольном возрасте, то пройдёт время и они начнут «переоценивать ценности» и ясно осознают, за что можно уважать отца или мать, за что - нет.

В практике семейного воспитания часто допускается такая ошибка, когда родители, осознав, что поступили неправильно, не признаются в этом своим детям под предлогом не потерять авторитет. Дети дошкольного возраста могут не замечать поведения родителей, но в подростковом возрасте оценке подвергается всё поведение родителей, что не проходит бесследно.

Часто встречаются семьи, где отсутствует единство требований со стороны взрослых, например, мягкая, снисходительная, всё прощающая мать и суровый, чрезмерно требовательный отец. Ребёнок в таких семьях, в таких условиях вынужден лавировать между матерью и отцом, приспосабливаться к каждому из них.

Народная мудрость гласит: «Что посеешь, то и пожнешь!» Семья является благодатной почвой, где наше маленькое семечко начинает прорастать и расти. Как вы думаете, что означает слово «семья»? 

Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека.

Детский сад играет важную роль, однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика.

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Отец и мать – величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений. Ребенок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал».

Вот что писал выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребёнка: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь».«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это – наши слезы, это – наша вина перед другими людьми, перед обществом».

Как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты – всё это для ребёнка имеет большое значение.

Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода нецензурные слова. Стараться обращаетесь к своему ребёнку не в форме приказания, а просьбы. Благодарите его, высказываете своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости.

Если мы вспоминаем свое детство, какие моменты первыми приходят в голову? Иногда что-то особенное, а иногда просто ежедневные совместные дела. Семейные праздники, традиционные выезды на рыбалку или в лес, совместное наряжание елки, замешивание теста для знаменитых бабушкиных пирожков или выковыривание косточек из вишен для варенья. Всё это греют наши души воспоминаниями, когда мы вырастаем.

Поэтому не забывайте с детьми совместно проводить семейные праздники и обычаи, это очень важно для наших детей.

Нравственные потребности начинаются

1. с отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять

затруднительное положение или состояние другого.

Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.

3. Еще одним важным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.

 (слайд 12)А теперь нужно закончить предложение.Если:

1. Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).

2. Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).

3. Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).

4. Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).

5. Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).

6. Ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым).

7. Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).

8. Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).

9. Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).

10. Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).

Практическая деятельность

  1. Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых мы, как родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно? А теперь рассмотрим несколько ситуаций

СИТУАЦИЯ №1:

Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить погулять. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт. Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

СИТУАЦИЯ №2:

Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

СИТУАЦИЯ№3:

Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она помыла посуду. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

Воспитатель. Семья для ребёнка – школа подготовки к жизни. В семье должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.

СИТУАЦИЯ№4:

Мама пришла с работы, сын встретил. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел вместе с мамой попросил помочь собрать конструктор, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему как это можно сделать, похвалила за аккуратную работу и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

Воспитатель. Противоположенным примером этому может служить поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том. Что ребёнок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся. Это ли не яркий пример переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?

СИТУАЦИЯ №5:

В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

Воспитатель. Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.

У каждого из вас есть сердечко, поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка

Посмотрите какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?

И главное помнить НАШ РЕБЕНОК ЭТО НАШЕ ОТРАЖЕНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Роль семьи в воспитании дошкольников".

Счастливая семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организованна, что каждый может в силу своих сил, умений оказывать п...

Доклад на родительское собрание на тему: Роль семьи в воспитании у детей навыков дисциплинированного поведения.

Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.Ф. Адлер...

Протокол родительского собрания на тему «Роль отца в воспитании детей в семье»

Протокол родительского собрания на тему «Роль отца в воспитании детей в семье»...

Родительское собрание на тему: "Роль семьи в воспитании детей"

Родительское собрание на тему: «Роль семьи в воспитании детей» проводилось с целью ознакомления родителей с разными видами родительского авторитета, с семейными ценностями, традициями и вк...

Конспект родительского собрания по теме «Роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

привлечь родителей к обсуждению вопроса о патриотическом воспитании ребёнка; повысить педагогическую культуру родителей, формировать обобщённое представление родителей в вопросах воспитания патриотизм...

Родительское собрание на тему: «Роль семьи в воспитании детей»

Родительское собрание на тему: «Роль семьи в воспитании детей»Цель: Сплотить с помощью беседы родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения.Задачи:Призвать к самос...