Мастер-класс для родителей "Развитие произвольной регуляции поведения у старших дошкольников в музыкальной деятельности"
консультация (старшая группа)

Кондратюк Наталья Станиславовна

Конспект мастер-класса для родителей

«Развитие произвольной регуляции поведения у старших дошкольников в музыкальной деятельности»

Цель: Повышение родительских компетенций и формирование практических навыков родителей.

Задачи:

1. Сформировать у родителей представление о возможностях музыкально-ритмических игр для развития произвольной регуляции поведения у старших дошкольников.

2. Установить партнерские отношения с родителями дошкольников;

3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

4. Активизировать и обогатить знания, практические навыки и умения родителей по вопросам развития произвольности у дошкольников».

 

Оборудование: музыкальные инструменты для каждого участника (шумовые - маракасы, бубенцы, колокольчики, бубны и т.п.), кукла Петрушка, барабан.

 

Ход мероприятия:

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы с вами поговорим о развитии произвольной регуляции поведения у старших дошкольников. Мы немного пообщаемся на тему саморегуляции, я расскажу, как решаю задачи развития произвольной регуляции в музыкальной деятельности с детьми, и вместе мы поиграем в игры, которые помогают детям научится управлять своим поведением и действиями, и в которые вы сможете поиграть с ними, например, дома.

Давайте сначала с вами поговорим, что же такое саморегуляция, что обозначает этот термин. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Саморегуляция это ….

Теперь посмотрим какое определение дают психологи. Саморегуляция - это процесс управления ребёнком собственными психологическими и физиологическими состояниями, поступками, способность владеть и управлять собой, сознательное, активное следование определённым нормам и правилам.

Развитие у ребенка старшего дошкольного возраста произвольности является одним из основных показателей готовности к школе. Если у ребенка недостаточно сформирована саморегуляция, он плохо включается в процесс обучения, что при нормальном уровне интеллектуального развития может привести к отставанию в освоении школьной программы. Поэтому развитию саморегуляции в дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание.

Существуют разные способы и приемы для развития саморегуляции: аутотренинг, дыхательная гимнастика, релаксация и, конечно же игры с правилами. Об этих играх мы сегодня поговорим и конечно поиграем.

Психолог Лев Семёнович Выготский назвал игру школой произвольного поведения. Следуя правилам игры, ребенок подчиняет свое импульсивное поведение заданным правилам. Сегодня я представлю игры, направленные на развитие произвольности, которые я разделила на пять направлений. В эти игры мы с ребятами играем как на музыкальных занятиях, так и в группе, в совместной деятельности.

 

1. Игры-встраивания

 

Основная цель игр этого блока - привлечение внимания детей, концентрация внимания на педагоге, регуляция (нормализация) активности. Игры помогают привлечь внимание детей к музыкально-ритмической деятельности, не прибегая к речевой инструкции совсем или используя речь в минимальном объёме.

Игра «Играй, барабан (бубен, ксилофон)»

Игра основывается на телесной реакции на музыку. Педагог – водящий, задаёт ритм и темп движения. При активном восприятии музыки физиологические ритмы человека резонируют и непроизвольно подстраиваются под ее частотные и динамические показатели.

Первое движение всегда достаточно чётко различимое, в среднем темпе – шаги (чёткий удар на каждый шаг), подскоки (синкопированные удары), стремительный бег (быстрые громкие удары), лёгкий бег на носочках (быстрые тихие удары), кружения, плавные перетекания (шуршание по мембране) и т.п.

Впоследствии, когда игра хорошо усвоена детьми, игра усложняется – уже каждый ребёнок может попробовать себя в роли ведущего, своей игрой задавая ритм движениям детей. Ребёнок может, как повторить способ игры педагога, так и придумать свой ритм или последовательность действий.

В домашних условиях вначале водит родитель, затем роль водящего передаётся ребёнку), задаёт ритм и темп движения. В руках у него - любой звучащий предмет, с фактурой, способной издавать разнохарактерные звуки - крышка от кастрюли, пластиковая тарелка и ложка и т.п. Можно заранее устроить с ребёнком эксперимент «Как звучат предметы» и выбрать самый необычно и ярко звучащий.

2. Игры с паузами (стоп - сигналом)

 

Эти игры очень полезны для развития саморегуляции, так как детям в них приходится быть внимательными и преодолевать двигательный автоматизм, контролируя свои действия. Детям достаточно трудно осуществлять контроль за движениями, в частности, начинать и заканчивать движения вместе с музыкой. Многие продолжают двигаться несмотря на то, что музыка уже закончилась. И в решении этой задачи на помощь приходит музыкальная пауза.

Игра «Шаг – побежали»

Игра обогащает глагольный словарь, формирует контроль за движениями, речедвигательные координации

Пауза в игре, предваряет смену направления движения, смену характера движения. Взрослый начинает движение, обозначая в речи шаги и бег.

Шаг, шаг, шаг – тс-с-с-! (Остановка-замирание-пауза) - 4 раза

Побежали, побежали, по-бе-жа-ли! 3 р

Побежали, побежали и на месте стоп!

Повтор 2-3 раза.

Можно двигаться как вперёд лицом, так и вперёд спиной, т.е. осваивая новое движение. Также можно шаги и бег подкреплять хлопками - чёткими, ритмичными на шаг, быстрыми, лёгкими на бег.

3. Игры с предметами в роли ведущего

 

Управление игрой осуществляется опосредованно, с помощью предмета, игрушки или детского музыкального инструмента. Действиями ребёнка управляет, например, кукла Петрушка (и ничего, что он в руках взрослого).

Игра «Петрушка - музыкант»

Игра развивает умение концентрировать внимание, тренирует реакцию соотнесения зрительного стимула с двигательной реакцией, развитие выдержки.

Дети свободно стоят в зале, перед ними - педагог с куклой - Петрушкой. Игрушка представляет собой конус на палочке, передвигая которую можно регулировать уровень видимости куклы - либо игрушка выдвигается полностью, либо до половины, либо совсем прячется в конус.

Игра проводится без музыкального сопровождения. Педагог манипулирует игрушкой, дети следят за Петрушкой - выдвинут полостью или спрятан в конусе.

Условия игры:

Петрушка виден полностью и танцует (двигается в руках педагога), дети танцуют вместе с ним.

Спрятался Петрушка – дети замирают, нет движений

В домашних условиях Петрушку можно заменить на любую - игрушку (кукла, мягкая игрушка), которую есть возможность прятать, например, за импровизированную щирму.

4. Игры на формирование схемы тела и распределение внимания

 

В этих играх ребёнок учится осознавать себя, границы собственного тела, нахождение себя в пространстве.

Игра «Вперёд!»

Ребёнок сидит на стульчике, взрослый - напротив него. Он ритмично ударяет ладонями по коленкам и одновременно говорит слово «Вперёд!». Ребёнок повторяет вместе с ним. После того, как взрослый назовёт часть тела, ребёнок должен быстро дотронуться до неё.

«Вперёд, вперёд, вперёд… носик!»

«Вперёд, вперёд, вперёд… ушки!»

«Вперёд, вперёд, вперёд… животик!» и т.п.

Можно поиграть в путаницу - называть одну часть тела, а показывать на другую. Условие правильного выполнения - показать именно то, что называет взрослый.

Игра «Хмурилка» Мимическая зарядка

                          Самомассаж

Здесь живёт Хмурилка

Здесь живёт Дразнилка

Здесь живёт Смешилка

Здесь живёт Страшилка

Это носик Бибка

А где твоя улыбка?

Ребёнок нахмурился, указательные пальцы возле сведённых бровей

Нос, как у Буратино

Указательные пальцы на щеках, ребёнок улыбается

Глаза широко открыты, руки вытянуты вперёд, пальца растопырены, рот открыт

Указательные пальцы сведены на кончике носа

Ответить улыбкой на вопрос педагога

Массажируется точка на лбу между бровями

Точка по краям крыльев носа

Точка по срединной линии лица на нижней челюсти между нижней губой и подбородком

Широко раскрывая рот, вытащить как можно дальше язык, при этом потягивая с умеренной силой руками мочки ушей сверху вниз

Поочерёдно подушечками указательных пальцев касаться кончика носа

Подушечками указательных пальцев массажировать точки в углах рта

    

 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №144» ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА

 

Конспект мастер-класса для родителей

«Развитие произвольной регуляции поведения у старших дошкольников в музыкальной деятельности»

Подготовила:

                                          музыкальный руководитель Кондратюк Н.С.

2024г.

Цель: Повышение родительских компетенций и формирование практических навыков родителей.

Задачи:

1. Сформировать у родителей представление о возможностях музыкально-ритмических игр для развития произвольной регуляции поведения у старших дошкольников.

2. Установить партнерские отношения с родителями дошкольников;

3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

4. Активизировать и обогатить знания, практические навыки и умения родителей по вопросам развития произвольности у дошкольников».

Оборудование: музыкальные инструменты для каждого участника (шумовые - маракасы, бубенцы, колокольчики, бубны и т.п.), кукла Петрушка, барабан.

Ход мероприятия:

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы с вами поговорим о развитии произвольной регуляции поведения у старших дошкольников. Мы немного пообщаемся на тему саморегуляции, я расскажу, как решаю задачи развития произвольной регуляции в музыкальной деятельности с детьми, и вместе мы поиграем в игры, которые помогают детям научится управлять своим поведением и действиями, и в которые вы сможете поиграть с ними, например, дома.

Давайте сначала с вами поговорим, что же такое саморегуляция, что обозначает этот термин. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Саморегуляция это ….

Теперь посмотрим какое определение дают психологи. Саморегуляция - это процесс управления ребёнком собственными психологическими и физиологическими состояниями, поступками, способность владеть и управлять собой, сознательное, активное следование определённым нормам и правилам.

Развитие у ребенка старшего дошкольного возраста произвольности является одним из основных показателей готовности к школе. Если у ребенка недостаточно сформирована саморегуляция, он плохо включается в процесс обучения, что при нормальном уровне интеллектуального развития может привести к отставанию в освоении школьной программы. Поэтому развитию саморегуляции в дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание.

Существуют разные способы и приемы для развития саморегуляции: аутотренинг, дыхательная гимнастика, релаксация и, конечно же игры с правилами. Об этих играх мы сегодня поговорим и конечно поиграем.

Психолог Лев Семёнович Выготский назвал игру школой произвольного поведения. Следуя правилам игры, ребенок подчиняет свое импульсивное поведение заданным правилам. Сегодня я представлю игры, направленные на развитие произвольности, которые я разделила на пять направлений. В эти игры мы с ребятами играем как на музыкальных занятиях, так и в группе, в совместной деятельности.

1. Игры-встраивания

Основная цель игр этого блока - привлечение внимания детей, концентрация внимания на педагоге, регуляция (нормализация) активности. Игры помогают привлечь внимание детей к музыкально-ритмической деятельности, не прибегая к речевой инструкции совсем или используя речь в минимальном объёме.

Игра «Играй, барабан (бубен, ксилофон)»

Игра основывается на телесной реакции на музыку. Педагог – водящий, задаёт ритм и темп движения. При активном восприятии музыки физиологические ритмы человека резонируют и непроизвольно подстраиваются под ее частотные и динамические показатели.

Первое движение всегда достаточно чётко различимое, в среднем темпе – шаги (чёткий удар на каждый шаг), подскоки (синкопированные удары), стремительный бег (быстрые громкие удары), лёгкий бег на носочках (быстрые тихие удары), кружения, плавные перетекания (шуршание по мембране) и т.п.

Впоследствии, когда игра хорошо усвоена детьми, игра усложняется – уже каждый ребёнок может попробовать себя в роли ведущего, своей игрой задавая ритм движениям детей. Ребёнок может, как повторить способ игры педагога, так и придумать свой ритм или последовательность действий.

В домашних условиях вначале водит родитель, затем роль водящего передаётся ребёнку), задаёт ритм и темп движения. В руках у него - любой звучащий предмет, с фактурой, способной издавать разнохарактерные звуки - крышка от кастрюли, пластиковая тарелка и ложка и т.п. Можно заранее устроить с ребёнком эксперимент «Как звучат предметы» и выбрать самый необычно и ярко звучащий.

2. Игры с паузами (стоп - сигналом)

Эти игры очень полезны для развития саморегуляции, так как детям в них приходится быть внимательными и преодолевать двигательный автоматизм, контролируя свои действия. Детям достаточно трудно осуществлять контроль за движениями, в частности, начинать и заканчивать движения вместе с музыкой. Многие продолжают двигаться несмотря на то, что музыка уже закончилась. И в решении этой задачи на помощь приходит музыкальная пауза.

Игра «Шаг – побежали»

Игра обогащает глагольный словарь, формирует контроль за движениями, речедвигательные координации

Пауза в игре, предваряет смену направления движения, смену характера движения. Взрослый начинает движение, обозначая в речи шаги и бег.

Шаг, шаг, шаг – тс-с-с-! (Остановка-замирание-пауза) - 4 раза

Побежали, побежали, по-бе-жа-ли! 3 р

Побежали, побежали и на месте стоп!

Повтор 2-3 раза.

Можно двигаться как вперёд лицом, так и вперёд спиной, т.е. осваивая новое движение. Также можно шаги и бег подкреплять хлопками - чёткими, ритмичными на шаг, быстрыми, лёгкими на бег.

3. Игры с предметами в роли ведущего

Управление игрой осуществляется опосредованно, с помощью предмета, игрушки или детского музыкального инструмента. Действиями ребёнка управляет, например, кукла Петрушка (и ничего, что он в руках взрослого).

Игра «Петрушка - музыкант»

Игра развивает умение концентрировать внимание, тренирует реакцию соотнесения зрительного стимула с двигательной реакцией, развитие выдержки.

Дети свободно стоят в зале, перед ними - педагог с куклой - Петрушкой. Игрушка представляет собой конус на палочке, передвигая которую можно регулировать уровень видимости куклы - либо игрушка выдвигается полностью, либо до половины, либо совсем прячется в конус.

Игра проводится без музыкального сопровождения. Педагог манипулирует игрушкой, дети следят за Петрушкой - выдвинут полостью или спрятан в конусе.

Условия игры:

Петрушка виден полностью и танцует (двигается в руках педагога), дети танцуют вместе с ним.

Спрятался Петрушка – дети замирают, нет движений

В домашних условиях Петрушку можно заменить на любую - игрушку (кукла, мягкая игрушка), которую есть возможность прятать, например, за импровизированную щирму.

4. Игры на формирование схемы тела и распределение внимания

В этих играх ребёнок учится осознавать себя, границы собственного тела, нахождение себя в пространстве.

Игра «Вперёд!»

Ребёнок сидит на стульчике, взрослый - напротив него. Он ритмично ударяет ладонями по коленкам и одновременно говорит слово «Вперёд!». Ребёнок повторяет вместе с ним. После того, как взрослый назовёт часть тела, ребёнок должен быстро дотронуться до неё.

«Вперёд, вперёд, вперёд… носик!»

«Вперёд, вперёд, вперёд… ушки!»

«Вперёд, вперёд, вперёд… животик!» и т.п.

Можно поиграть в путаницу - называть одну часть тела, а показывать на другую. Условие правильного выполнения - показать именно то, что называет взрослый.

Игра «Хмурилка» Мимическая зарядка

                          Самомассаж

Здесь живёт Хмурилка

Здесь живёт Дразнилка

Здесь живёт Смешилка

Здесь живёт Страшилка

Это носик Бибка

А где твоя улыбка?

Ребёнок нахмурился, указательные пальцы возле сведённых бровей

Нос, как у Буратино

Указательные пальцы на щеках, ребёнок улыбается

Глаза широко открыты, руки вытянуты вперёд, пальца растопырены, рот открыт

Указательные пальцы сведены на кончике носа

Ответить улыбкой на вопрос педагога

Массажируется точка на лбу между бровями

Точка по краям крыльев носа

Точка по срединной линии лица на нижней челюсти между нижней губой и подбородком

Широко раскрывая рот, вытащить как можно дальше язык, при этом потягивая с умеренной силой руками мочки ушей сверху вниз

Поочерёдно подушечками указательных пальцев касаться кончика носа

Подушечками указательных пальцев массажировать точки в углах рта

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение музыкального руководителя на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности"

Сообщение на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности"...

мастер - класс для педагогов ДО Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством метода проектирования.

Самая нужная черта личности - активность познавательная. Это отношение к действию, постоянное состояние готовности к нему, усвоение социального опыта, накопление знания, способов действия, навыков и у...

Мастер-класс для родителей с детьми " Развитие речи детей дома с помощью музыкальной деятельности".

Музыка сопровождает детей ежедневно, в том числе и дома. Музыкальную деятельность необходимо напрввить на развитие речи дошкольника....

Буклет для родителей "Игры для развития произвольной регуляции поведения у старших дошкольников"

Данный буклет адресован родителям  и направлен на информирование о различных играх и упражнениях, ориентированных на развитие произвольной регуляции и самоконтроля старших дошкольников....

Мастер- класс для педагогов ДОУ «Обеспечение эмоционального благополучия и оздоровления дошкольника в музыкальной деятельности»

Одной из главных задач ФГОС дошкольного образования  является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия....