Статья логоритмика
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме

Музыкальные занятия с элементами логоритмики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_logoritmika.doc99.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №133 комбинированного вида

Музыкальные руководители МДОУ д/с № 133 г.Твери

Сафонова О.А., Горошкова С.В.

 Статья: «Дифференцированное использование элементов логоритмики

на музыкальных занятиях в детском саду»

Современная жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным воспитанием в детском саду. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: слабое физическое здоровье, неблагополучие внутри семей и дефицит общения со взрослыми, экологические катастрофы, чрезмерное загрязнение города вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое.

Анализируя процесс музыкального образования в детском саду на практике «Пробные музыкальные занятия в ДОУ», мы со студентами заметили, что с каждым годом увеличивается количество детей со сложными речевыми расстройствами, для устранения которых требуется комплексное воздействие логопедов и музыкальных руководителей дошкольных учреждений. Исходя из этого, было решено адаптировать модель логоритмики к традиционной программе музыкального воспитания дошкольников,  дополнив тем самым её содержание.

Логоритмика – это система музыкально - двигательных, речедвигательных,  музыкально - речевых заданий и упражнений, она основана на использовании связи слова, музыки и движения.

Музыка, движение и слово в логоритмике сочетаются различным образом. Но какова бы ни была доля музыки и слова, музыки и движения и т.д., в упражнениях в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребёнка, его деятельность, положительно влияют на личность. Важно то, что бы у ребенка эти процессы нормализовались неосознанно, естественно.

Музыка является могучим средством в решении коррекционных, воспитательных, развивающих задач. Организация последовательной, систематической работы на музыкальных занятиях в детском саду над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решением коррекционных,  является в наше время актуальной проблемой.

Внедрение новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в процесс музыкального образования в детском саду – является одной из основных целей нашей работы.

Речь ребёнка формируется постепенно, к 5-ти годам ребенок должен овладеть не только четким произношением всех звуков, но и справляться с несложными ритмическими структурами  речи.  Недостатки ритмического развития корректируются, поэтому вводить элементы логоритмики в занятия можно начиная со среднего дошкольного возраста. На музыкальных занятиях мы используем дифференцированный подход к средствам логоритмики. Нами были выбраны комплексные музыкально – ритмические задания и упражнения,  так как осознание выразительного значения музыкального ритма имеет большой развивающий эффект.

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств.

Музыкально – ритмический слух формируется, прежде всего, в музыкально - рит мических движениях, поэтому в нашей работе большое внимание мы уделяем вопросу развития двигательных навыков дошкольников средствами логоритмики. 

Структура занятий по логоритмике для дошкольников содержит Лого и речедвигательные игры для развития всех видов моторики у детей. Игровой массаж и пальчиковая гимнастика помогают снимать излишний мышечный тонус и развивают мелкую ручную моторику. Игрогимнастика позволяет почувствовать и развить определенные группы мышц, необходимых для развития координации, пространственной ориентировки.

Достижение эмоционального раскрепощения, открытости происходит через эмоциональную разминку. А эмоционально-волевой тренинг направлен в первую очередь на развитие эмпатии и коммуникативных навыков.            

Рассматривая возрастные и психолого-педагогические особенности  дошкольников старшего возраста, мы пришли к выводу, что дети с общим недоразвитием речи и здоровые дети имеют различия в обучаемости.

Дети в логопедических группах отстают от здоровых по физическим показателям. У них плохо сформирована система управления движениями, поэтому страдает быстрота, точность, координация движений и техника их выполнения. В основных и танцевальных движениях у детей с общим недоразвитием речи  страдают  ритмичность и способность удерживать заданный темп. Эти дети  малоэмоциональны и  неуверенны в себе, застенчивы и замкнуты, что сказывается на выразительности и пластичности их исполнительской деятельности.

Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-речевой материал создают на музыкальном занятии положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные музыкально-ритмические навыки, но нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей.

В заключении хочется отметить, дифференцированное использование на музыкальных занятиях в детском саду элементов логоритмики, развивает у дошкольников музыкальность, обеспечивает формирование двигательной сферы в целом, а также повышает эффективность коррекционного воздействия на восприятие ими ритмической структуры речи.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №133 комбинированного вида

Автор. Муз.рук. Сафонова О.А.,

 Горошкова С.В.

Конспекты музыкальных занятий с элементами логоритмики

Цель.  Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания

             и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи.

Развитие:

- музыкального слуха;

- мелодико - интонационной стороны речи,

- речевого дыхания,

- тонкой, общей и артикуляционной моторики,

- слухо - двигательной координации;

- чувства ритма,

- переключаемости с одного поля деятельности на другое,

- умения согласовывать движения с музыкой;

- выразительности движений,

- умения перевоплощаться,

Воспитание положительной установки на занятие.

 

Тематическое занятие «Домок - теремок»

Оборудование: фонограмма, нотный материал.

Шумовые инструменты для детского оркестра.

Наглядность: избушка, плоскостные картинки для театра, ширма.

Элементы костюмов: медведь, гуси, кошка, мышки, лягушка.

Ход занятия:

Дети входят в зал под спокойную мелодию и останавливаются полукругом.

                         (Музыкальное приветствие)

               - Здравствуйте, ребята!  

               - Здравствуйте!

               - И гостям споём мы:

               - Здравствуйте!

Вед.   Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к сказке?

          Для этого нам надо всем вместе, дружно произнести слова.

        - Раз, два, три – сказка к нам приди.

             (Дети проговаривают все вместе)                             

                               Звучит сказочная музыка.

Вед.  Итак, сказка начинается.

В одном лесу жил был бурый медведь.

           (выходит ребёнок «медведь»)

Вед. Давайте про него расскажем песенкой, и не просто расскажем,

         но и покажем.

(перестраиваясь, дети идут по кругу, медведь в кругу противоходом).

«Про медведя» Муз. Д.Кабалевского, сл. К.Некрасовой (движения по тексту)

     Ходит по лесу медведь, хочет сесть и посидеть.

     Где ж такое место есть, чтобы мог медведь присесть?

     То, высок пенёк, то торчит сучок, то мокрый мох, то мох пересох!

     То низкий пень, то густая тень, то узкий ров, то гнездо муравьёв.

     То кричит сорока,  то колючки сбоку,

     То кустарники, то речка – нет хорошего местечка.

     Это сказка о медведе, о медведе – привереде.

(садятся на стульчики)

Вед.  Слушайте сказку дальше. Наступала долгая и холодная зима

         шёл по лесу Миша-медведь и думал «Как зиму зимовать буду?».

         Думал-думал и придумал. Решил себе дом – теремок построить,

         теплый да крепкий. Давайте посмотрим, как медведь себе дом мастерил.

(выходит Медведь и исполняет

Стихотворение с движениями  «Дом» Ю. Соколова)

  Вед.   Давайте и мы научимся строить, будет делать всё, как Мишка. 

             Только не спешите, сначала Мишка нам будет показывать,

             а потом мы дружно будем повторять за ним    

 ( Приём «Эхо», медведь начинает, дети дублируют каждую строчку)

      Молоточком я стучу,                Ударяют кулачками друг о друга.                                                                                         

      Дом построить я хочу.              Соединяют кончики пальцев над головой.                          

      Строю я высокий дом,              Поднимают прямые руки вверх. 

      Буду жить я в доме том.            Хлопают в ладоши.                                

(Ведущий показывает детям избушку, построенную медведем.)

Вед.         Вот построен новый дом, поселился Мишка в нем.

                Очень мишкин дом большой, он и с печкой, и с трубой. 

                Живет Мишка в новом доме, радуется теплу и уюту.

                Да стал он задумываться:

Реб. медведь: «Мне-то хорошо, тепло. А как же мои друзья – приятели?

                          Им-то зимой холодно будет».

Вед.  Решил Мишка пригласить своих друзей в домок-теремок.

         Первыми пришли гуси. У них лапки от холода покраснели.

         Выходите на коврик, ребята, поиграем в игру «Гуси».

Стихотворение с движениями «Гуси»  Ю.Соколова

Гуси серые летели.                  Бегут на носках, взмахивая руками.                                                    

На лужайке тихо сели,            Приседают.

Походили.                                Ходят на носках.

Поклевали.                               Наклоняют голову вперед.

Потом танец станцевали.        Становятся парами

Танец «Приглашение» (движения по тексту)

Лапками мы  топ, топ, крылышками  хлоп, хлоп,

А потом прыг скок, скок, и ещё разок, скок.

Носик, пятка, перетоп, носик, пятка, перетоп,

Покружились малость и начнём сначала.

Вед.   Гуси стали дрова рубить да печку топить,

          чтобы в теремке всегда тепло было.

                А потом пришли подружки — Мышки с Лягушкой.

                Они из муки пекут пироги.

                Хороши у Мышек из печи пышки.
               А у Лягушки — к чаю ватрушки.    
В. Хесин

          Давайте покажем, как надо печь пышные ватрушки.

Пальчиковая игра «Ватрушки»                                              

Тюшки-тютюшки!              Легко хлопают в ладоши перед собой.

Будем печь ватрушки!

Тесто замесили мы,            ложкай «мешают» тесто в лоханке.

Сахар положили мы,          «Посыпают сахарный песок» пальчиками обеих рук.                                      

Ягоды, творог —                пр.руку вперёд и сторону, затем лев.руку  

Лепим пирожок.                «лепим» пирожки аккуратно

Тюшки-тютюшки!              Хлопают в ладоши.

Кушайте ватрушки!           Вытягивают руки вперед, развернув ладони вверх.

                                             

Вед.   Рады Мышки с Лягушкой, что вкусны у них ватрушки.

          Вот и стало в теремке и тепло и сытно.

          Пришла в теремок и кошка и тоже нашла себе дело.

(входит «кошка»)

Послушайте, какое самое любимое занятие было у красавицы-кошки.

                Песня «Я – кошка, хвост пушистый»

                           (исполняет девочка)

         Я – кошка, хвост пушистый, мяу, мяу,

         Умею бегать быстро, мяу, мяу,

         Люблю поспать на крыше, мяу, мяу,

         Меня бояться мыши, мяу, мяу.

Вед.  Я приглашаю вас поиграть в игру «Кот и мышки».

Дети выходят на ковер для игры.

Песня – игра «Мышки».

Мышки под полом сидят        Сидят на корточках, лапки перед грудью.

И за кошкою следят.                Правая рука ставится козырьком.                                                              

Кошка близко, не беда             Разговаривают друг с другом, кивая  головой.                  

Не боимся мы тебя.                   Отмахиваются от неё.

                                                                                                     

Песня «Вышли мышки как-то раз» О.Боромыкова

Вышли мышки как-то раз, посмотреть, который час,

Раз, два, три, четыре, мышки дёрнули за гири,

Вдруг раздался страшный звон, бом, бом,

Убежали мышки вон!

(«Кошка» просыпается и догоняет, убегающих на стулья «мышей»)

Вед.   Вижу вам игра очень понравилась, давайте ещё раз поиграем,

           только кошку выберем считалочкой:  

                        «Раз, два, три, четыре, пять, хотим мы с кошкой поиграть.

                         Лапки, ушки и хвосты, нынче кошкой будешь ты»

                                      (дети играют ещё раз)                                                                                        

Вед.         Дружно и весело живётся всем в домике у Мишки.

                 Как – то раз, сидели они у окна,

                 И постучалась к ним... Весна!

                 Выбежали они все на улицу и запели….                    

(дети выбегают врассыпную и инсценируют песню

«Мы сидели у окна» )

  Мы сидели у окна, постучалась к нам весна,

  Зайчик солнечный блеснул, солнца в лужицу плеснул.

        Прыгнул с ветки воробей, закричал, скорей,  скорей.

       Торопитесь все за мной, поздороваться с весной.

  Если нас гулять зовут, мы готовы в пять минут,

  Солнцем улица полна, здравствуй, милая весна.

                        ( садятся на стульчики)

Вед.     Как здорово, что в лес наконец-то пришла долгожданная, тёплая весна.

            Солнышко стало пригревать, снег растаял. Весна зазвенела своими

            весенними колокольчиками и лес наполнился разными звуками.

            Артисты за ширмой занимайте свои места…

            Музыканты, берите инструменты, готовьтесь к выступлению.                  

( шумовой оркестр и  плоскостной театр на ширме

исполняют композицию  «Колокольчики звонили» по мотивам Т.Тютюнниковой) 

Вед. Вот и закончилась наша весенняя сказка. Вы сегодня дружно пели,

         плясали, играли, научились строительному делу,

        сами повеселились и гостей порадовали.

        А теперь пора прощаться.

                                  (пропевают) «До –сви – да - ния»

Дети спокойно выходят из зала под звучание песни в исполнении С.Ротару

«В доме моем». 

Прогулка в зимний лес.

Оформление зала: сказочный лес, новогодняя ёлка, домики зверей.

Оборудование: фонограмма, нотный материал.

Наглядность: картинки с изображением зайца, лисы, ежа и их следов

Элементы костюмов: медведь.

 Вход: образуют круг  под  музыку М.И.Глинки «Полька».

Муз. рук.: Здравствуйте, ребята!  (музыкальное приветствие)

Дети: Добрый день.

Муз. рук.: Ребята, сегодня я вас приглашаю в сказочный зимний лес, где лесные звери готовятся к Новогоднему празднику. Чтобы отправиться в лес нам нужно теплее одеться.

Муз. рук. и дети: Валенки, валенки                  Ставить ногу вперед на пятку

                                                                                и водить одну ногу

                                                                                из стороны в     сторону                          

                               Не велики, не маленьки  Ноги ставить вместе, руки сначала  

                                                                          разводить в стороны, затем

                                                                          приближать ладони друг к другу,

                               А как раз по ноженьке   Наклонившись вперед, поглаживать

                               Нашему Сереженьке      ноги ладонями снизу вверх.  

                                                                                             

Муз. рук. :  А сейчас я приглашаю вас в лес на прогулку.

                    Возьмёмся за руки и отправимся     в путь.  

Под музыку «В лесу родилась елочка» дети водят хоровод.

Муз. рук.:  Посмотрите, ребята, чьи это следы?

                   Давайте подойдём и рассмотрим поближе.

Дети рассматривают следы. Проводится ритмическая игра «Следы зверей»

Муз. рук. :  Сейчас звери сами расскажут, как они собираются встречать зиму.

Муз. рук. :  (показывает картинку зайца)

                                  Я, заяц, расскажу, как живется мне в лесу.

                                  К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.

                                  Под кусточком присяду, спрячусь под сосной,

                                  Не увидит, не узнает зверь меня лесной.

( показывает заячьи следы,

дети хлопают в ладоши ритмический рисунок восьмыми).

                                        (показывает картинку лисы)  

  

                         Я зимы не боюсь, в шубку теплую ряжусь.

                         Хвост, красивый какой – мне он нравится самой.                                                                                                                                                                                       

                         Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, а затем охотиться начинаю.                                                                                                                  

                         Ищу мышку полевую или живность какую.

                         Хочу зайца поймать, но мне его не догнать.

(дети равномерно четвертями ударяют ладонями по коленям,

показывая  неторопливый шаг лисы).

                 (показывает картинку ежик)

                           Зимой я крепко сплю,

                           Зарывшись в теплую нору.                                                                                                

                           Готовил с осени запас:

Грибы и ягоды припас.                                                                                                   (дети стучат пальчиками по коленям ритмический рисунок

шестнадцатыми  длительностями).

Муз. рук. :  Эй! Весёлые зверята,

                     И дружные ребята,

                     Становитесь в хоровод,

                     Вместе встретим Новый год!

(Хоровод «Новогодние игрушки».

Дети садятся на стулья).

Муз. рук. :  Морозная зима, нынче выдалась, снежная.

                    Мы мороза не боимся,

                    А играем, веселимся.

(Фонопедические упражнения «Мороз» по методу В Емельянова).

                   Вышел на просторы погулять мороз.

                   «Топ-топ! Чап-чап!»

                    два хлопка в ладоши, два хлопка по коленям.

                    Белые узоры в косах у берез.

                   «У!» - короткие, «острые»

                    звуки в высоком регистре на разной высоте.

                    Снежные тропинки, голые кусты.

                   «Ш…» - потирая ладони друг о друга.

                    Падают снежинки тихо с высоты.

                   «П!..П!..» -постепенно опуская руки вниз.

                    В белые метели, утром до зари,

                    В рощу прилетели стайкой снегири.

                    Прижать руки к груди и, произнося «Фр-р-р…»,          

                    резко разводить их в стороны.

Муз. рук. :  А теперь, ребятки, отгадайте-ка загадку.

                    Он белый и яркий, в шубке и в шапке,

                      У него красный нос. Кто он?

Дети: Дед Мороз.   

Муз. рук. :  Правильно, ребята, это Дед Мороз.

                    Он приносит подарки на Новый  год не только нам,

                    но ещё лесным зверятам.

                   Зайчатам – морковку, бельчатам – орешки, ежатам – яблочки.

(Исполняется хоровод «Ты пришел к нам в гости, Дед Мороз»)

 Муз. рук. :  Мы с вами так громко пели и плясали,

                     что разбудили медведя, и он на нас рассердился.

Выходит ребенок в костюме медведя.

                      Сонный мишка не рычи, на ребяток погляди ,

                      Вкруг скорее ты вставай, с нами весело играй.

Проводится игра «Догонялка».

Дети: Мишка, Мишка хватит спать!               Подходят, громко топая ногами. 

            Выйди с нами поиграть!

            Нас тут много,                                         Разводят руками в стороны.

            Ты один,                                                  Показывают указательный палец.

            Спать тебе мы не дадим!                       Грозят пальчиком. 

Мишка просыпается и догоняет ребят

Муз. рук. :  С Мишкой мы поиграли, узнали, как звери готовятся к празднику.

                    А теперь спросим наши пальчики, где они побывали?

(Пальчиковая игра «Пальчики – мальчики»)

      Пальчик – мальчик, где ты был?      Пальцы левой руки сжимаются в кулак,

      Где ты с братцами ходил?                выпрямляют и сгибают большой палец.

   - С этим - я в снегу валялся,                Поочередно массируют пальцы, начиная 

     С этим - с горочки катался,               с указательного.   

     С этим - в парке я гулял,

     С этим - я в снежки играл.

     Все мы пальчики – друзья,                Сжимают и разжимают пальцы. 

     Где они,                                               Показывают 4 пальца, прижав

                                                                  большой палец к ладони.

     Там и я!                                               Показывают большой палец,

                                                                  подняв его вверх,

                                                                  остальные пальцы прижаты к ладони.

Муз. рук. :  А теперь пора возвращаться домой. Садитесь в саночки.

                    Санки сами катят, сами ехать хотят.

                    Ехать хотят сами расписные сани.

Дети встают в пары. Первый ребенок поворачивается спиной ко второму. Отводит руки назад и берет за обе руки второго ребёнка, образуя санки. Дети парочками бегут  друг за другом на носочках, «уезжают на санках» из      

Литература:

  1. М.Ю. Картушина «Логоритмика для малышей» (сценарии занятий с детьми 3-4 лет); М. Творческий Центр «СФЕРА», 2005 г.
  2. М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет»; М., Творческий Центр «СФЕРА», 2007г.
  3. А.Е. Воронова «Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет» (методическое пособие); М., Творческий Центр «СФЕРА», 2006 г.
  4. «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика», под редакцией Е.А. Медведевой; М., «Академия», 2002 г.

                                                                                                                                                                                                                                                          



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика .Статья.

Статья, которую я написала по самообразованию....

Статья: ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье затрагиваются проблемы развития речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В качестве одного из средств коррекции рассматривается логоритмическая ритмика....

Статья: ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

В статье затрагиваются проблемы развития речи детей раннего возраста. В качестве одного из средств коррекции рассматривается логопедическая ритмика....

Рекомендую статью "ЛОГОРИТМИКА В СИСТЕМЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ"

https://www.defectologiya.pro/Очень интересная статья!Демакова И.Г. Учитель – логопед высшей квалификационной категории...

Статья -Логоритмика на совместных занятиях инструктора по ФИЗО и учителя логопеда

Логоритмика на совместных занятиях инструктора по ФИЗО и учителя логопеда с примерами игровых упражнений...

Статья. Логоритмика, как средство воздействия на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Логоритмика, как средство воздействия на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи....

Статья "Логоритмика как средство развития речевых, музыкальных, двигательных способностей детей дошкольного возраста"

Для того, чтобы речь ребёнка была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматическими, а этому может научить только взрослый....