Русская ярмарка. Интегрированное занятие в старшей группе
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме

Стешина Татьяна Геннадьевна
Фольклор - искусство синкретическое. Объединяя в себе и музыку, и слово, и танец, и народно- прикладное творчество, он наилучшим образом развивает возможности ребенка дошкольника. Интегрированное занятие «Русская ярмарка» помогает детям в игровой форме сформировать мотивацию к творческой деятельности через пение, театрализацию, движение, музицирование на народных инструментах, изобразительную деятельность. На занятии закрепляются знания детей о ярмарке, о русских народных обычаях, традициях, систематизируются знания детей о народных промыслах (гжель, хохлома, дымковская игрушка), совершенствуется умение петь народные попевки и песни, исполнять русские народные танцы, игры, импровизировать в пении, заканчивая мелодию, начатую взрослым; закрепляется умение составления узоров по мотивам этих росписей на объемных фигурах, учитывая цвет и композицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon steshina_russkaya_yarmarka.doc70.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида  № 9 «Земляничная поляна»

 г. Ульяновска

 

Подготовили:

музыкальный руководитель

Стешина

Татьяна Геннадьевна

воспитатель

Лачугина

Галина Николаевна

       

Ульяновск  

  2011

Закрепить знания детей о ярмарке. Продолжать знакомить с русскими народными обычаями, традициями.

Формировать представление о том, что музыка, фольклор и изобразительное искусство не разделимы.

     Приобщать детей к народной музыке, воспринимать ее в исполнении

     квартета русских народных инструментов в записи, в собственном

      исполнении.

Систематизировать знания детей о народных промыслах (гжель, хохлома, дымковская игрушка).

Совершенствовать умение петь народные попевки и песни,  исполнять русские народные танцы, игры, импровизировать в пении, заканчивая   мелодию,   начатую взрослым.

     Закрепить умение составления узоров по мотивам этих росписей на

     объемных фигурах, учитывая цвет и композицию.

Воспитывать интерес, эмоциональную отзывчивость к произведениям русского  фольклора.

Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира.

Формировать художественный вкус.

- Чтение художественной литературы, русских народных сказок, потешек,  поговорок.   Заучивание их наизусть.

- Рассматривание с детьми предметов декоративно – прикладного искусства.                             - Беседа о зарождении народных ремесел.

- Рассматривание

     дымковских игрушек: барышень, водоносок, нянек, свистулек, индюков,  лошадок;

   хохломских изделий:  подносов, панно, ладьи, чаш, бочонков, ложек, мебели;

   посуды гжель: солонки, тарелки, чайника, чашек, супницы, петушков  

- Беседы, уточняющие характерные признаки каждого промысла.                                                  - Лепка и расписывание глиняных заготовок.

- Рассматривание репродукций картин с изображением русской ярмарки.

- Разучивание русских народных игр, песен, танцев

У центральной стены зала - русская изба, печка.

На  стенах красуются павлопосадские платки, детские работы в народном стиле (дымковские барышни, бумажные раскрашенные кони, картины с хохломскими и гжельскими узорами) На большом столе самовар, в окружении подносов с калачами, баранками, конфетами.

На первом столе расставлена яркая сине – белая посуда гжель.                                                       На втором – изделия из хохломы: ладья, бочонок, чашки, ложки разных размеров.  

На третьем дымковские барышни, свистульки, козлики.

По другую сторону зала стоят столы для продуктивной деятельности детей (мастерская): объемные заготовки из глины для раскрашивания, гуашь, кисточки, подставки, салфетки, стаканчики с водой.

Дети и взрослые одеты в русские народные костюмы.

*                           песня «Нынче ярмарка»  русская народная мелодия

Дети поют песню и заходят зал, затем здороваются с гостями

Музыкальный руководитель: Ой, вы гости дорогие, красны девицы, добры молодцы! Слушайте и не говорите, что не слышали!  Глядите, да не говорите,  что  не видели! Приглашаем вас к нам на посиделки с мастерами да мастерицами, потрудиться да повеселиться!  Вы только поглядите вокруг! Вся наша жизнь – дело наших рук, наших мастеров! Хороший товар делали они на Руси, нужный и радостный! Много труда и выдумки, любви вкладывали они в свои изделия. Хотели они и людей порадовать и денег заработать. Где же продавали посуду и игрушки, платки и валенки?

Дети: На ярмарке!

Музыкальный руководитель: Да, в больших городах торги собирали огромное число народу. Народ приходил на ярмарку не только купить что- то, но и повеселиться, людей посмотреть, да себя показать. Ярмарки бывали несколько раз в году, и там торговали всем и понемногу: если мука – то мешками, если дрова – то телегами. Сегодня мы попробуем разыграть веселую ярмарку с танцами, песнями, шутками, прибаутками  так, как раньше было на Руси. Хотите?

Дети: Да

Музыкальный руководитель: Тогда в добрый час!

                         Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ.

1 ребенок: Что за праздник? Что случилось?

                    Просто ярмарка открылась!

*         Под русскую народную мелодию «Коробейники» дети гуляют по ярмарке

                                   

Ребенок: Ой, тари, тари, тари, дудите громче, дудари!

                 Коробейник идет, товар в коробе несет!

Коробейник: Короба–то расписные,  в них игрушки озорные,

                       И посуда звонкая, и свистулька громкая,

                       Ложки расписные, матрешки озорные!

                       Подходите! Подходите! На товар поглядите!  

Дети подходят к первому столу.

Музыкальный руководитель: 

Ну, а это -  сказка просто! Белый снег и синий лен!

Это чудо – гжель зовется,  вот сюда и подойдем!

Музыкальный руководитель берет поросенка, начинает петь  и просит закончить

 *    «Загадка» муз. М. Андреева, сл. Н Френкель

                             Сзади розовый крючок, посреди бочонок,

                             Голос тонок, звонок. Кто же это отвечай!

Дети: (по очереди поют) Это поросенок!

Музыкальный руководитель закрепляет умение закончить песенку на устойчивом звуке, продолжает развивать творческие способности детей.

1 ребенок: Налетайте, покупайте,

поглядите – это Гжель, не из дальних земель.

2 ребенок: Край фарфорового чуда, а вокруг него  леса.

                   Синеглазая посуда – вазы, чайники и блюда –

                    Как река, как небеса!

Воспитатель: Ребята, из чего делают свою посуду Гжельские мастера?

Дети: Из глины.

Воспитатель: Откуда получила свое название Гжель?

Дети: В Подмосковье есть деревня Гжель, где глиняную посуду обжигали в печи. Отсюда и название Гжель.

Воспитатель: Какие цвета используют мастера для росписи своих изделий?

Дети: Все оттенки синего: от светло – голубого до фиолетового.

Воспитатель:  Какие элементы гжельской росписи вы знаете?

Дети: Бутоны, цветы, прямые и волнистые линии, точки, листья

Воспитатель:  На ярмарке не только торговали, но и веселились.

                           На ярмарке веселье, приглашаем покататься на карусели.

* Игра с пением «Карусель» под русскую народную мелодию «Калинка» 

      

Коробейник 1: Кому посуда для кашки, окрошки,

                            чудо – блюдо, чашки да ложки?

Дети подходят ко второму столу

Коробейник 2:  Известно откуда  к нам приехала сама  

                            Золотая хохлома!

Воспитатель: Ну что ж,  хвалите свой товар!

Коробейник 1:  Ладья – цветущий хвост, корма.
                            Нос - петушиная головка.
                            Плывет по лету Хохлома,
                            Расписанная очень ловко.

Коробейник 2: Бочонок солнечен весьма,
                           На нем цветы и земляника.
                           Семеновская Хохлома
                            Вся золотиста-краснолика.

Воспитатель: Дети, давайте вспомним, где родился хохломской промысел?

Дети:  В Поволжье, в деревне Хохлома

Воспитатель:  Из какого материала сделана эта посуда?

Дети:  Из дерева

Воспитатель:  Как вы думаете, почему эти изделия называют золотыми, ведь они сделаны не из золота, а из дерева?

Дети: У одних изделий - золотой фон, у других – золотые листья, цветы, поэтому они кажутся золотыми.

Воспитатель: Какие элементы росписи используют хохломские мастера?

Дети: Плавно изогнутые ветки с ягодами, листья, цветы, встречаются изображения птиц и рыбок.

Воспитатель: Какие главные цвета используют в этой росписи?

Дети: Красный, черный, золотой  

Коробейник 3: Наши ложки знает целый мир,

                           Наши ложки – русский сувенир:

                           Хохломские, псковские, тульские, загорские,

                           Вятские, смоленские ложки    деревенские.

Музыкальный руководитель: При царе да при Горохе озорные  скоморохи                                            

                                                       По дороге в балаган потеряли барабан,

                                                       Бубен потеряли, в ложки ударяли

                                                       Ой, жги – говори, заиграли ложкари!

  1. Танец ложкарей под русскую народную мелодию «Светит месяц» 

Коробейник 3:  Наша ложка хоть куда, ею можно без труда

                            Кашу есть и по лбу бить продадим вам, так и быть!

Продают гостям ложки

Дети  подходят к третьему столу

Воспитатель: Ну, а здесь игрушка – Дымка! Посмотрите–ка  туда!

                          Расскажите поскорее, с чем вы к нам пришли сюда.

Коробейники 1: Налетайте, покупайте!

Посмотрите, как живой, конь красивый, удалой!

Вот индюк нарядный, весь такой он ладный.

И совсем не простой – красный, белый, золотой!

 2: Барашек – свисток,  левый рог – завиток,

    Правый рог – завиток,  на груди - цветок!

  3: Это - девица краса, тугая черная коса.

      Щеки алые горят,  замечательный наряд!

Воспитатель: Ребята, откуда дымковская игрушка взяла свое название?

Дети: На берегу реки Вятка в городе Киров есть Дымковская Слобода.

 Воспитатель: Из чего делают эти игрушки?

Дети:   Вечера зимою длины, и лепили там из глины.

Воспитатель:  Какой узор используют при росписи? 

Дети: Используют всего 5 элементов: круг, прямая,  волнистая линии, точка и клетки

Воспитатель:  А какие краски? 

Дети: Яркие: малиновые, красные, желтые, оранжевые, зеленые, синие.

Музыкальный руководитель: Мы начали учить русскую народную песню «Где ты был, Иванушка?» Помните? Где он был? Что купил? (ответы)

*       инсценировка русской народной песни « Где ты был, Иванушка?»

Продолжается работа над песней веселого, шуточного характера. Музыкальный руководитель учит петь спокойно, в умеренном темпе, негромко начиная запев и более звонко припев, подыгрывая на ложках, трещотках, бубнах

Воспитатель: На ярмарке не только веселье, но и уменье. Я предлагаю вам показать свое уменье. Для этого выберете ту мастерскую, где бы вы хотели потрудиться. Кому понравилась Гжель – подходите к этому столу. Кто выберет хохлому – подходите сюда. А кто захочет расписать дымковскую свистульку – ждем вас здесь. Пожалуйста, проходите на свои рабочие места, задумайте узор и приступайте к расписыванию своих изделий.

*  под  русские народные мелодии дети расписывают объемные изделия

                 

Воспитатель: Кто закончил, давайте подождем других детей. Молодцы, с работой все справились. Сейчас давайте встанем около своих мест и посмотрим все вместе на наши работы. Какие солнечные чашки!  Это хохлома. Синеглазая посуда! Это Гжель. Нарядные, веселые дымковские лошадки! Все это мы оставим на столах, чтобы наши изделия высохли. А потом мы заберем их в группу.

Воспитатель: С мастерством люди не родятся,

                          Добрым мастерством гордятся!

Дети: Всякому молодцу мастерство к лицу!

Вот и пришел конец ярмарке чудес!

Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям! До свидания!

(русский поклон) 

*               танец под русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде»

                                                После танца дети выходят из зала

Список использованной литературы

  1. Рытов Д.А. «У нашего двора нет веселья конца». – Спб: «Музыкальная палитра» 2006
  2. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. «Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях».- М.:  Гном – Пресс, 2000
  3. Фольклор-музыка-театр / Под ред. С. И. Мерзляковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  4. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" под ред. О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой. СПб, 1996
  5. Подвижные игры с песнями в детском саду. Хороводы, инсценировки \ Сост. Н.Н. Доломанова.- М.: ТЦ Сфера, 2002  
  6. На родимой на сторонке: Популярные русские народные песни для детей дошкольного возраста \ Составитель Д.А. Рытов – Ярославль: Академия развития, 2002    

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Диск «Русские народные танцы. Я с комариком плясала»,

    русская народная плясовая «Во саду ли, в огороде» обр. И. Тамарина,  

    запись квартета «Сказ».

         «Светит месяц» обр. М.Фалина, звочатые гусли, баян

        «Калинка» обр. М.Цыганкова, оркестр им. Н.Осипова

  1. Интернет сайт «Музыкальный руководитель»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по русской народной сказке "Гуси - лебеди" с использованием здоровьесберегающих технологий

В данном конспекте предлагается вариант проведения занятия в старшей группе по русской народной сказке "Гуси - лебеди" с использованием здоровьесберегающих технологий в форме игры - путешествия по стр...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (коммуникация - художественное творчество (рисование ) «Русские богатыри»

Программное содержание:Расширять знания детей о богатырях, их силе и славе.Закреплять умение лепить разными способами, правильно передавать пропорции тела.Закреплять умение выделять звуки в слов...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада тема занятия: «Русская матрёшка».

Цель занятия:Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.Задачи:Познакомить детей с историей матрёшки. Развивать интерес детей к народному творчеству.Развивать творческие способности детей ч...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ИЗ ЦИКЛА «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ» НА ТЕМУ: «ЯРМАРКА»

Закрепить знания детей о народных промыслах. Расширить знания о местном декоративно-прикладном промысле "Бабенская игрушка"....

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: «Ярмарка Воронежской игрушки».

Воронежская игрушка имеет большое значение для детей, помогая им не только развиваться физически и умственно, но и погружаться в мир народного искусства и культуры родного края....