Тема занятия: «Сказка в музыке».
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

Емельянова Татьяна Михайловна

 

Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке.  Музыка и литература взаимообогащают друг друга, помогая   нам глубже чувствовать, становиться чище и мудрее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_konkurs.docx27.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №377

Конспект урока музыки

Тема занятия: «Сказка в музыке»

Подготовительная группа

                               Выполнила:

                                                              Емельянова Татьяна Михайловна

                                                           Музыкальный руководитель

г. о.  Самара, 2013 год.

Тема занятия: «Сказка в музыке».

Цели занятия: 

дать представление о содержании и музыкальной драматургии фрагментов из оперы  Н.А.Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане»;

Задачи занятия:

Образовательные:

  1. формировать понимание взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них;
  2. формировать абстрактно-логическое и образное мышление учащихся.

Развивающие:

  1. развивать умение находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства;
  2. развивать умение размышлять о музыке и выказывать личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым музыкальным произведениям;
  3. развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства музыкальной выразительности;
  4. развивать вокально-хоровые навыки, которые являются основой для     достижения выразительного, грамотного и художественного исполнения.

Воспитательные:

  1. воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать чувствам, настроениям, переданным в музыке;
  2. воспитывать  устойчивый интерес к различным видам искусства.

Структура занятия:

  1. Организационный момент                                                                  2м
  2. Ознакомление с темой урока                                                              5м
  3. Изучение нового материала через повторение и актуализацию

 опорных знаний                                                                                     20м

  1. Итоговое обобщение урока                                                                3м

Планирование занятия с помощью метода эмоциональной драматургии:

Вид деятельности

Музыкальный материал

Место в драматургии занятия

Время

1

Организационный  момент

2

Ознакомление с темой занятия

Завязка

3

Изучение нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний

Слушание

«Сказка о царе Салтане» Тема Белочки Н.А. Римский-Корсаков;

«Сказка о царе Салтане» Тема «Тридцати трех богатырей»  Н.А. Римский-Корсаков;

«Сказка о царе Салтане» Тема Царевны-Лебеди Н.А. Римский-Корсаков.

Кульминация

20м

4

Итоговое обобщение

Выводы

Оборудование занятия: аудиозапись, мультимедийные средства, музыкальные инструменты: пианино.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

М. рук.        -Литература и музыка…. Сколько проникновенных слов сказано об их связи! Ведь как часто переживаемые человеком чувства выливаются затем в строки литературных произведений.

Но иногда случается еще одно чудо – эти строки превращаются в музыку.

Слова и звуки… Звуки и слова

Блаженство, радость, муки,

Любовь, вражду – всё

Облекаем в них.

В словах и звуках вечный ключ сердец!

 (Е.Ростопчина «Слова и звуки»). (Слайд)

2.        М. рук.        Почему музыка и литература не только живут рядом, но и даже нужны одна другой?

           На первый  взгляд они очень далеки друг от друга.  Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой. Слова, прежде всего, воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Но не всегда можно передать словами то, что хочет сказать нам собеседник, какие картины рисует он нашему воображению. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке.  Музыка и литература взаимообогащают друг друга, помогая   нам глубже чувствовать, становиться чище и мудрее.

           Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. Случается, что музыкальное произведение возрождает к жизни поэтическое, которое, не прикоснись  к нему великий композитор, давно было бы предано забвению. Такое «чудо прикосновения» произойдет и у нас на уроке.

3.        Мы знакомы с  оперой Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» (слайд), в котором музыка рассказывает  нам о сказочных персонажах.

- Какое по жанру литературное произведение лежит в основе этой оперы? (сказка).

- Кто является автором этой сказки?

Сказку сочинил Александр Сергеевич Пушкин. (Слайд)

Александр Сергеевич Пушкин(26 мая 1799, Москва — 29 января 1837, Санкт - Петербург) Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.

         А мы уже сказали, что Н.А.Римский - Корсаков написал на сюжет этой сказки оперу, которая так и называется «Сказка о Царе Салтане».

Это русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик. Автор пятнадцати разных и самобытных опер, симфонических произведений, камерной и хоровой (в том числе духовной) музыки. Так же он является композитором - сказочником, потому что он сочинил много опер на сказочные сюжеты. (Слайд)

М. рук.        - А что такое «опера»? (Слайд)

И так, опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

«Мы объехали весь свет

                        За морем житье не худо

                        В свете ж вот какое чудо

Остров на море лежит,

                        Град на острове стоит,

                        Со златоглавыми церквами,

                        С теремами и садами.

                        В городе житье не худо,

                        Вот такие там три чуда», – писал А.С.Пушкин.

Слушание темы белочки.

М. рук.        - Чья тема только что прозвучала?

Дети                - Прозвучала тема белочки.

М. рук.-         -  А как вы догадались? Каким голосом поет белка?

Дети                - Белочка поет звонким, высоким голосом. Музыка в пьесе веселая, живая, игривая, легкая.

М. рук.- Может быть, кто-то из вас уже слышал мелодию этой песни раньше?

Дети                - Мелодия р.н.п. «Во саду ли, в огороде».

М. рук.-         - Верно, русская народная песня «Во саду ли, в огороде».

Вот как про белочку пишет А.С.Пушкин:

«Есть там белка, что при всех

                        Золотой грызет орех

                        Изумрудец вынимает,

                        А скорлупку собирает,

                        Кучки ровные кладет

                        И с присвисточкой поет

                        При честном при всем народе

                        «Во саду ли в огороде». (Слайд)

Слушание темы «Тридцать три богатыря»

М. рук.        - А это что за чудо?

Дети                -Прозвучала тема богатырей.

М. рук.        - Какая здесь музыка?

-  Как она звучит?

- Кто исполняет эту тему?

Дети                -Звучит громко, сильно, мужественно, гордо, в низком регистре. Она похожа на шествие и исполняет ее симфонический оркестр.

М. рук.        Послушайте, как про богатырей написал А.С.Пушкин:

«А второе в граде диво:

                        Море вздуется бурливо,

                        Закипит, подымет вой,

                        Хлынет на берег пустой,

                        Разольется в шумном беге

                        И останутся на бреге

                        В чешуе, как жар горя,

                        Тридцать три богатыря». (Слайд)

Слушание темы «Царевны- Лебеди».

М. рук.        - А это что за чудо?

Дети                - Прозвучала тема «Царевны – Лебеди».

М. рук.        -  Каков характер темы «Царевна – Лебедь»?

- Что изображает музыка?

Дети                - Характер  плавный, нежный, ласковый, красивый. Музыка напоминает плеск волн.

М. рук.        И вот как написал про царевну лебедь наш автор сказки:

«Третье: там царевна есть,

                        Что не можно глаз отвесть,

                        Днем свет Божий затмевает,

                        Ночью землю освещает,

                        Месяц под косой блестит

                        А во лбу звезда горит». (Слайд)

М. рук.        Мы с вами прослушали все три темы. И на примере этой оперы убедились, что  музыка и литература взаимообогащают друг друга, помогая   нам глубже чувствовать, становиться чище и мудрее.

Продолжая тему занятия, мы разучим песню, которая  называется   «Зимняя сказка» муз. И Шаинского. (Слайд).

Разучивание песни.

-Какие чувства вызывает эта песня?

-Какое настроение передает эта музыка?

-Вокально-хоровая работа над песней:

  1. слушание;
  2. работа  по фразам;
  3. выявление трудностей и работа над ними;
  4. целостное исполнение песни.

4.Итоговое обобщение темы занятия:

-Музыку какого композитора мы с вами слушали?

- Фрагменты из какой оперы Н.А. Римского-Корсакова слушали?

-Какая тема вам больше всего понравилась и запомнилась?

М. рук.        Мы с вами выяснили, что музыка и литература живут рядом и даже нужны одна другой. Слова воздействуют на ум, а музыка воздействует на чувства.

Спасибо за работу. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия " Сказка в музыке" на примере балета П.И.Чайковского " Лебединое озеро"

конспект занятия по ознакомлению детей с жанром " балет" и творчеством П.И.Чайковского....

Конспект музыкального занятия "Сказка в музыке"

Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка интегрированного занятия «Сказка в музыке». Добро и зло в музыкальных сказках

Методическая разработка: Интегрированное занятие «Сказка в музыке». Добро и зло в музыкальных сказкахЦель: расширение диапазона знаний детей старшего дошкольного возраста на основе восприя...

Конспект музыкального занятия «Сказка в музыке».

Его съесть хотели все,Но попал он в пасть к лисе.Сдобный, маленький клубокВ сказке звался ......

Музыкальное занятие "Сказка в музыке"

Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста....

Технологическая карта занятия "Сказка в музыке"

Цель: Формировать у детей музыкальную культуру, как часть общей духовной культуры.Задачи:1) Образовательные.1. Создать условия для развития музыкальных способностей детей.2. Вызвать эмоционально &nda...