КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ГРУППЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
статья по музыке по теме

Статья из опыта работы, раскрывающая подходы к оснащению развивающей среды группы для самостоятельного музицирования детей в свободной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_ispolzovat_muzykalnye_instrumenty.doc45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Как использовать музыкальные инструменты в группе для развития ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО творчества

Виноградова Марианна Вилениновна

Музыкальный руководитель ГБДОУ д/с № 65

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Для того чтобы дети могли самостоятельно или с помощью воспитателя заниматься музицированием, нужен музыкальный уголок, где инструменты находятся в досягаемости детей и в соответствии с возрастом. Но сами музыкальные инструменты - это только часть развивающей среды. Предлагаю варианты  развивающей музыкальной среды по каждой возрастной группе.

Первая младшая группа.

  1. Магнитофон, кассеты или диски для слушания музыки.
  2. Картотека хороводов, игр с пением – т.е. тексты песен.
  3. Музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты (бубенчики, шарманки, детское пианино, барабан, погремушки), шумовые игрушки – это те игрушки, которые издают нефиксированный звук.

(Чем младше возраст, тем больше должно быть инструментов, для раздачи.)

  1. Образные игрушки (разные по величине), элементы костюмов.
  2. Музыкально-дидактические игры:

«На чем играю?»

«Кукла шагает и бегает»

«А что это?»

«Тихо – громко»

«Петрушка и Мишка».

  1. 3-х ступенчатая лесенка.

II младшая группа

1.Магнитофонные кассеты или диски для слушания музыки.

2.Картотека хороводов, игр с пением.

3.Сюжетные картинки по содержанию песен.

4.Музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты:

Дудочка

Домра

Металлофон

Бубен

Барабан

Треугольник

Колокольчик

Балалайка

5.Самодельные шумовые игрушки: баночки с разной крупой, песком, камешками, бумага разного качества для различения звука и на ощупь.

6.Образные игрушки, картинки с изображением животных.

7.Музыкально-дидактические игры:

«Весело – грустно»;

«Быстро – медленно»;

«Тихие и громкие звоночки»;

«Где мои детки?»;

«Чудесный мешочек»;

«Нам игрушки принесли».

8.Плоскостные клавиатуры.

9.5-ти ступенчатая лесенка.

Средняя группа.

  1. Магнитофонные кассеты, диски для слушания музыки народного, классического и современного репертуара.
  2. Картинки с изображением музыкальных инструментов.
  3. Картинки для определения жанра музыки (колыбельная, плясовая, маршевая).

Музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты:

  1. Дудочка,

Домра,

Металлофон,

Бубен,

Барабан,

Треугольник,

Колокольчик,

Триола,

Балалайка.

  1. Самодельные шумовые ирушки:

Баночки, бутылочки, пластмассовые коробочки, шуршащая бумага, фольга, песок, вода.

  1. Музыкально-дидактические игры:

«Кто в домике живет?»

«Найди игрушку»

«Прогулка»

 «Наш оркестр»

«Узнай инструмент»

«Птицы и птенчики»

«Эхо»

  1. Театр игрушек.
  2. 5-ти ступенчатая лесенка.

Старшая группа

  1. Магнитофонные кассеты, диски для слушания народного, классического и современного репертуара.
  2. Картинки с изображением музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных.
  3. Картинки для определения жанров музыки и их видов (песня – колыбельная, плясовая, хоровод; танец – народная пляска, полька, вальс; марш – для игрушек, солдатский марш).
  4. Картотека колядок, частушек, потешек.
  5. Костюмы или их элементы для инсценирования песен.
  6. Портреты композиторов.
  7. Музыкальные игрушки:

Ударные, не имеющие звукоряда:

        Стучащего тембра: деревянные ложки

                                трещетки

                                кастаньеты

                                палочки (лежат отдельно)

                                барабан

                                бубен.

        Звенящего тембра: треугольник

                                тарелки

                                колокольчик

                                бубенцы

        Шуршащего тембра: маракасы

                                погремушки

                                коробочки.

Ударные, имеющие звукоряд:

                                металлофон

                                ксилофон

                Духовые: флейта

                                Кларнет

                                Триола

                Струнные: цитра

                                Гусли

                                Балалайка

                                Домра

                                Арфа

                Клавишные: пианино

                Клавишно-язычковые: аккордеон

                                Баян

                                Гармонь

                Электромузыкальные.

  1. 8-и ступенчатая лесенка
  2. Музыкально-дидактические игры
  3. Театр игрушек

Подготовительная группа

  1. Магнитофонные кассеты, диски для слушания музыки народного, классического и современного репертуара.
  2. Картинки с изображением музыкальных инструментов (современных и старинных).
  3. Картотека музыкальных произведений, колядок, частушек, потешек.
  4. Картинки для определения жанров музыки и их видов.
  5. Картотека игр на развитие музыкально-сенсорного восприятия.
  6. Костюмы и их элементы для инсценировок песен.
  7. Портреты композиторов.
  8. Музыкальные игрушки (см. ст. группу).
  9. Нотный стан.
  10. Музыкальная лесенка 5 и 7 ступеней.
  11. Музыкально-дидактические игры.
  12. Исследовательские игры.
  13. Театр игрушек.

Исходя из всего перечисленного, мы уже можем переходить к нашей теме – использование музыкальных инструментов в группе.

  1. Во время режимных моментов. Например: Сережа, позови нас на занятие с помощью бубна. И Сережа, взяв бубен будет отбивать определенный ритм. Исходя из тех инструментов, которые есть в группе.

Таким же образом «позвать» можно на прогулку (одевание), обедать, мыть руки.

Спать ложиться – конечно же нужен не шумовой инструмент. А металлофон, на котором дети могут сыграть колыбельную. В старших группах – цитры очень подходят, как и нежные колокольчики.

  1. Во время занятий для любых превращений подходит металлофон.
  2. Когда вы слушаете музыку (по ТСО), конечно же есть произведения, любимые детьми больше, то, что они просят включать чаще. И, исходя из характера музыки, раздаются инструменты по подгруппам: ложки, маракасы, колокольчики и др., т.к. произведение знакомо, то сыграть в оркестре можно без труда. Это, конечно, в подготовительной группе. В старшей раздавать вначале 1 вид инструментов, пусть они найдут свой общий ритм, затем другой подгруппе другие инструменты – и мы имеем 2 подгруппы, играющие на разных инструментах различный ритм или мелодию. В I и II младшей группы – все по показу.

Я предлагаю включать классические музыкальные произведения в различные моменты на  занятиях рисования для создания настроения, в беседах об окружающем мире для усиления эффекта напр. ветра, дождя, Музыка ведь действует на подсознание, и ребенок оказывается под её влиянием.

Это отдельная очень обширная тема, которую мы не будем развивать сегодня.

Перед сном – очень хорошо прослушать колыбельную Моцарта, Чайковского.

На занятии, например при рассмотрении рыбок или знакомство с подводным миром, можно включить муз. Сен-Санса «Аквариум».

В средней группе воспитатель может поиграть с детьми так:

Исполняется произведение на металлофоне.

Что это за звук, на что он похож?

Детям надо назвать как можно больше ассоциаций:

Колокольчики, капельки дождя и др.

Второй инструмент - ложки. Вопросы те же.

За каждый ответ – приз.

И конечно же, слушая и зная прекрасную классическую музыку ,умея играть на детских музыкальных инструментах ,дети и  сами  придумывают новые мелодии , и сами играют в оркестре ,и сами выбирают дирижёра, что показывает на высокий уровень музыкального развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие во II младшей группе с использованием детских музыкальных инструментов

Музыкальное занятие по теме "Развитие чувства ритма через игру на детских музыкальных инструментах во II младшей группе"...

Развитие музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах

В данной статье рассказано о влиянии игры на ДМИ на музыкальное развитие детей дошкольного возраста...

Развитие музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах

Детское творчество – это создание ребенком субъективно нового продукта и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития дошкольника в процессе творческой деятельно...

Конспект открытого музыкального занятия в старшей группе «Игра на детских музыкальных инструментах».

Конспект открытого музыкального занятия в старшей группе«Игра на детских музыкальных инструментах»....

Развития музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах

Элементарное музицирование открывает перед детьми новый мир звуков и красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке. Материал предназначен для педаг...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "Развитие музыкальности детей посредством обучения игры на детских музыкальных инструментах "

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Через восприятие красоты окружающего мира ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых формируются чувст...

Музыкальный бизиборд – развивающая сенсорная доска с детскими музыкальными инструментами на развитие музыкальных способностей, мелкой моторики и тактильного восприятия у детей.

Бизиборд знакомит детей с музыкальными инструментами, со звукми, которые они издают, развивают навыки игры на детских музыкальных инструментах....