Диагностика уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей дошкольного возраста
статья по музыке (средняя группа) на тему

Жесткова Ксения Борисовна

 

Цель: определение уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников. 

Задачи:

1) разработка комплексов вопросов для интервьюирования специалистов, работающих с дошкольниками с целью выявления проблемы необходимости развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей 4-6 лет;

2)  разработка анкеты для родителей дошкольников с целью выявления индивидуальных особенностей детей и музыкальных интересов в семье;

3) проведение беседы с детьми с целью выявления их музыкальных интересов;

4) определить показатели уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников;

5) разработка диагностических заданий с использованием игровых приемов для определения эмоциональной отзывчивости на музыку у детей 4-6 лет.

  В начале опытно-экспериментальной работы было проведено интервьюирование с педагогами-музыкантами, работающих с дошкольниками, выразивших готовность участвовать в анкетировании и поиске эффективных условий для развития эмоциональной отзывчивости на музыку в процессе обучения пению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnaya_otzyvchivost-diagnostika.docx26.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Диагностика уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей дошкольного возраста

               Цель: определение уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников.  

Задачи:

1) разработка комплексов вопросов для интервьюирования специалистов, работающих с дошкольниками с целью выявления проблемы необходимости развития эмоциональной отзывчивости на музыку у детей 4-6 лет;

2)  разработка анкеты для родителей дошкольников с целью выявления индивидуальных особенностей детей и музыкальных интересов в семье;

3) проведение беседы с детьми с целью выявления их музыкальных интересов;

4) определить показатели уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников;

5) разработка диагностических заданий с использованием игровых приемов для определения эмоциональной отзывчивости на музыку у детей 4-6 лет.

  В начале опытно-экспериментальной работы было проведено интервьюирование с педагогами-музыкантами, работающих с дошкольниками, выразивших готовность участвовать в анкетировании и поиске эффективных условий для развития эмоциональной отзывчивости на музыку в процессе обучения пению.

Анкета

Содержание вопросов для интервьюирования

1.Ф.И.О.

2. Образование, стаж работы с дошкольниками

3. Считаете ли Вы певческую деятельность важным средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников?

4. В чем, на Ваш взгляд, заключается характерные особенности этого вида музыкальной деятельности для развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников?

5. Какие виды музыкальной деятельности используете  на занятиях певческой деятельностью  и с какой целью?

6. Какие  средства, методы и приемы музыкальной деятельности  Вы считаете наиболее эффективными для развития эмоциональной отзывчивости на музыку?

7. Что Вы вкладываете в понятие "певческая деятельность"?

8. Какие затруднения Вы испытываете в работе по обучению пению дошкольников?

9. Какой программный материал по развитию эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников используете в процессе обучения пению?

Подробный анализ ответов педагогов помог выявить положительные и отрицательные стороны работы на уроке пения. Положительным моментом можно считать осознание преподавателями вокала необходимости развития эмоциональной отзывчивости на музыку и их желание работать в этом направлении. Выявлены недостатки в организации урока пения, которая в большинстве случаев сводится к разучиванию музыкального репертуара к праздникам. Уделяется внимание в основном только отработке чистоты интонирования мелодии песни, а эмоциональная отзывчивость на музыку остается на втором плане, поэтому уровень исполнения оставляет желать лучшего.

Ответы респондентов анкетирования позволили сделать следующие выводы:

-все педагоги считают вокальное воспитание важным средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников, отмечая, что данный вид музыкальной деятельности является доступным и любимым детьми;

-более 50% педагогов считают, что традиционное разучивание песен не представляет особого интереса как для дошкольников, так и для педагогов.

Анкетированный опрос родителей, был направлен на выявление примерного объема и характера имеющихся у детей опыта музыкальной деятельности. Эта информация для нас важна, поскольку она дает представление об отношении родителей к рассматриваемой нами проблеме, а также степени их заинтересованности в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку и процессе обучения пению детей.

Анкета

Содержание вопросов для анкетирования родителей детей 4-6 лет

1. ФИО

2. Считаете ли Вы важным музыкальное воспитание в общем развитии ребенка?

- да

- нет

3. Существуют ли в Вашей семье традиции домашнего музицирования (пения или игры на музыкальном инструменте) в присутствии ребенка?

-да

-нет

4. Посещаете ли Вы с ребенком какие-либо музыкальные мероприятия (детские музыкальные спектакли)или специальные занятия?

-да

-нет

5.Смотрите по телевизору  музыкальные программы вместе с ребенком?

-да

-нет

6. Обсуждаете их?

-да

-нет

7. Какую роль Вы придаете (отводите) развитию эмоциональной отзывчивости на музыку Вашего ребенка? нужное подчеркнуть:

-незначительную;

-пусть занимается для общего развития;

- крайне важную для развития его музыкальных способностей.

8. Какая музыка чаще всего звучит у Вас дома? нужное подчеркнуть:

-легкая развлекательная;

-классическая (в том числе и эстрадная классика);

-народная;

-«какая придется - по принципу: не имеет особого значения».

9. Какую музыку Вы сами предпочитаете слушать (или исполнять)? нужное подчеркнуть:

-классическую;

-эстрадную;

-народную;

- не имеет особого значения.

10. Назовите, Ваши любимые произведения или исполнителей, коллективы.

11. Как Вы считаете, любит ли музыку Ваш ребенок?

-да

-нет

12.Если да, то укажите, какую именно он предпочитает слушать (или исполнять)?

-классическую;

-эстрадную;

-народную;

- не имеет особого значения.

13. Считаете ли Вы Вашего ребенка музыкальным?

-да

-нет

14. Если бы у Вас была возможность, уделяли бы Вы больше внимания музыкальному развитию Вашего ребенка?

-да

-нет

15.Любит ли Ваш ребенок двигаться, танцевать под музыку?

-да

-нет

16.Насколько эмоционально реагирует Ваш ребенок на музыку? В чем это выражается?

17. Стремится ли ребенок поделиться своими впечатлениями и переживаниями с Вами?

-да

-нет.

 В процессе обработки результатов исследования выявлялись музыкальные интересы родителей, обуславливающие музыкальные интересы и вкусы дошкольников (известно, что прямое подражание детей поведению значимых для него людей формирует их жизненный, в том числе и музыкальный опыт), а также понимание родителями большого значения музыкальных  занятий и пения в воспитании и развитии эмоциональной сферы ребенка для его дальнейшей жизни.

Результаты анкетирования показали, что большинство родителей заинтересованы в развитии эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников в процессе обучения пению, но во всех семья чаще слушают и поют развлекательную музыку. Среди любимых произведений в основном называли популярные песни современной эстрады. Из этого мы можем сделать вывод, что дети не имеют возможности накапливать положительный музыкальный опыт дома, поют чаще всего под караоке, закрепляя навык неправильного интонирования и звукообразования и т. д.

Для выявления музыкальных интересов детей была проведена беседа.

Беседа

Содержание  вопросов  беседы для детей (4-6 лет)

1. Что такое музыка?  Какую музыку ты любишь слушать?

2. У тебя есть любимые песни? Про что они?

3. Когда у тебя хорошее настроение , какую песню ты поешь?

4. Тебе больше нравится петь самому, или  слушать, как поют другие?

5. Слушаешь ты дома музыку по телевизору или радио?

6. Как ты думаешь у музыки есть характер? Настроение?

7. Ты можешь передать свое настроение через музыку?

8. У тебя есть любимый певец, певица?

9. Что ты больше любишь делать: петь, танцевать, рисовать?

10. Какие музыкальные инструменты ты знаешь?

11.Тебе хотелось бы научиться играть на детских музыкальных инструментах? На каких?

С целью выявления музыкальных предпочтений детей, с ними была проведена беседа, в результате которого выяснилось, что у дошкольников любимыми видами художественного творчества являются рисование, а из музыкальных видов деятельности – пение. Также в ходе беседы определилось следующее:

-какие песни дети знают, любят и поют;

-слушают ли дети музыку дома, какую именно, по чьей инициативе;

-что дети делают, когда звучит музыка;

-какие музыкальные инструменты они знают.

Эти сведения дают основание предположить, что использования певческой деятельности как основы для развития эмоциональной отзывчивости на музыку может стать более эффективным, если оно сочетается с другими видами художественной деятельности детей: изобразительной деятельностью, пластическим интонированием, игрой на детских музыкальных инструментах, театрализацией песен, что позволяет учащимся глубже проникать в эмоциональное содержание исполняемых песен и адекватно отражать его своим исполнением.

Форма диагностических занятий строилась либо как игра, либо как короткое занятие с использованием игровых приемов, в увлекательной форме активного детского музицирования и вызывала у детей живой эмоциональный отклик.

Необходимым условием при выборе диагностических методов была:

1) доступность;

2) соответствие  возрасту и степени музыкальной облученности детей;

3) возможность судить об уровне развития исследуемой способности в совокупности составляющих ее компонентов.

Диагностические наблюдении за детьми 4-6 лет по выявлению эмоционально - волевых и эмоционально - выразительных знаний, умений и навыков.

Эмоциональная общительность.

1. Понимает ли ребенок эмоционально-выразительную речь на предметно-бытовые темы.

2. Идет ли ребенок на эмоциональный контакт.

3. Проявляет ли он интерес к новой обстановке.

4. Смог ли адаптироваться к новой обстановке.

5. Адекватно ли его поведение ситуации, в которую он попал.

6. Как быстро он утомляется.

7. Понимает ли ребенок условия игры.

8. Принимает ли ребенок условия игры.

Эмоционально-выразительная мимика.

1. Упражнение "два шарика" (надули щечки).

2. Упражнение "лопнул шарик" (указательные пальцы касаются надутых щек).

3. "Подули на цветок" ( тонкая выдуваемая струя воздуха).

Праксис артикуляционного аппарата.

1. Упражнения с язычком - "как язычок делал ремонт". Язычок касается нёба - "красит потолок", губ -" красит окна" и т.д.

2. Пощелкали язычком ( "как скачет лошадка").

3. " Зарядка для губ" - вытянули губы вперед, растянули губы в улыбке.

Эмоционально-выразительные жесты.

1. Под какую музыку хочется: шагать, укачивать куклу, плясать. Педагог играет или включает на магнитофоне музыкальные фрагменты.

2. Двигательная импровизация. Движения под музыку: изобразить мишку, птичку,  киску и т.д. Импровизируя, дети старались передать заданное направление мелодии, осваивая при  этом элементы музыкальной выразительности, но большинство всех участников эксперимента, стеснялись, не могли повторить или придумать движения, соответствующих настроению музыки и и определить характер музыкального образа. Здесь наблюдались и различные виды психологических и мышечных зажимов, а также недостаточно-быстрая реакция на изменения ритма музыкального сопровождения,  движения соответствовали характеру музыки, но исполнялись вяло, с маленькой амплитудой, невыразительно.

Диагностические задания по выявлению у детей знаний, умений и навыков в певческой деятельности и в музыкальном искусстве.

Диагностическое задание №1

Цель:  определить певческие возможности  детей 4-6 лет.

Тип дыхания: определяется преимущественный тип дыхания   (нижнерёберное, брюшное, грудное, ключичное) на фоне смешанного. Проверка проходит при пении, в игровой форме, внимание ребенка ни в коем случае не фиксируется на процессе дыхания.

Атака звука: придыхательная, мягкая, твердая, определяется на слух во время самостоятельного пения ребенка.

Время фонационного выдоха фиксируется в секундах. Например, применяется игра - соревнование " кто дольше прогудит".

Диагностическое задание №2 " Песенка настроения"

Цель: определить способности детей к передачи эмоционального настроения с помощью голоса, выразительных движений, мимики.

 Проводилось в форме игры "Песенка настроения" и состояла в выявлении у детей 4-6 лет умения определить эмоциональные состояния людей на основе представлений о внешних проявлении эмоций человека и передать их. Для этого задания нами был сделан кубик из фетра с изображением эмоций (радость, страх, гнев, удивление, расстройство, горе) и была взята для примера маленькая песенка - попевочка. В начале просто пропевали  эту попевочку, затем каждый ребенок бросал кубик и в соответствии с выпавшей именно ему эмоцией должен был пропеть песенку- попевочку с определенной эмоциональной выразительностью.

Анализируя результаты задания, мы зафиксировали, что половина детей контрольной и экспериментальной групп не имеют элементарных представлений о собственных эмоциях и эмоциональных переживаниях, и не владели способами выразить эмоции и сопоставить своё эмоциональное состояние с их графическим изображением.

Диагностическое задание №3 игра "Ладошки".

Цель: выявление уровня метроритмических способностей.

Ребенку предлагалось спеть и прохлопать вместе с педагогом русскую народную песню "Во поле береза стояла". А затем "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.

Анализируя результаты задания, мы зафиксировали, что половина детей контрольной и экспериментальной групп не  могут верно повторить ритм знакомой им песни.

Исходя из общедидактической структуры любого учебного процесса, структурными составляющими процесса обучения пению являются:

- мотивационный;

- содержательный;

- операциональный.

Мотивационный компонент обучения пению включает в себя: внимание на уроке, интерес к певческой деятельности, готовность выполнить любое задание педагога, проявление инициативы.

Содержательный компонент обучения пению включает в себя:

- знания основ вокальной установки (правильное положение корпуса и головы при пении стоя и сидя; как брать бесшумно дыхание, не поднимая плеч; петь лёгким звуком, без напряжения, "тянуть" звук);

- элементарные знания о музыке (названия нот; пауза; понятие высоты звука; временное понятие звука, его долгота; обозначения темпа: быстро-медленно; обозначение динамики форте и пиано; ознакомление с различными музыкальными инструментами; музыкальные жанры: песня, танец, марш).

Операциональный компонент обучения пению включает в себя умения и навыки:

-вокальные навыки (чистота звукового интонирования; пение напевным, протяжным звуком, пение на одном дыхании небольших фраз, умеет петь соло, со всеми, с сопровождением и без него, правильно пропевает ритм песни, четко пропевает слова, умеет петь напевно и отрывисто, знание учебного репертуара);

-слуховые навыки (умеет различать на слух малые жанры (колыбельная песня, плясовая, марш). Различает выразительные особенности музыки: настроение, характер (весело - грустно), темп (медленно – быстро), динамику (громко – тихо), регистр (высоко –низко);

- навыки эмоциональной выразительности (эмоциональное исполнение песенного репертуара, умение двигаться в процессе пластического интонирования, умение в процессе исполнения песни играть на детских музыкальных инструментах -треугольнике, ложках, бубенчиках).

На основе наблюдения за детьми и их уровня эмоциональной отзывчивости на музыку, были выявлены три уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку: высокий - 3 балла, средний - 2 балла и низкий - 1 бал.

Мотивационный компонент:

Высокий уровень: внимание на занятиях произвольное, которое включает в себя (наличие внутреннего интереса, осознанности, ответственности, включение в практическое дело); ребенок проявляет устойчивый интерес к певческой деятельности и освоению новых песен.

Средний уровень: внимание на занятиях произвольное, но не устойчивое; у ребенка сформирован интерес к певческой деятельности, но он довольно сдержан в эмоциях.

Низкий уровень: внимание на занятиях непроизвольное (нет активизации внутреннего интереса, привлекает внимание только яркое,  звучное, контрастное, новое, внимание удерживается не больше 2 минут); ребенок не проявляет интереса к певческой деятельности и не хочет осваивать новые песни.

Содержательный компонент:

Высокий уровень: ребенок знает основы вокальной установки (правильное положение корпуса и головы при пении стоя и сидя; как брать бесшумно дыхание, не поднимая плеч; "тянуть" звук); знает название нот, имеет знания о динамики звука форте и пиано, ознакомлен с различными музыкальными инструментами.

Средний уровень: ребенок не знает основы вокальной установки, но знает название нот, имеет знания о динамики звука форте и пиано, ознакомлен с различными музыкальными инструментами, знает обозначение темпа: быстро - медленно.

Низкий уровень: ребенок не знает основы вокальной установки и не имеет элементарных знаний  о музыке.

Операциональный компонент:

Высокий уровень: у ребенка правильное звуковысотное интонирование без опоры на внешнее звучание.

Ребенок умеет петь напевным, протяжным звуком, петь на одном дыхании небольшие фразы.  Умеет различает выразительные особенности музыки: настроение, характер (весело - грустно), темп (медленно – быстро), динамику (громко – тихо), регистр (высоко –низко). Эмоционально -выразительно исполняет песни.

Средний уровень: у ребенка звуковысотное интонирование правильное только с опорой на внешнее звучание или с помощью педагога.

Певческие умения не развиты и требует помощи педагога. С помощью взрослого различает выразительные особенности музыки: настроение, характер (весело - грустно), темп (медленно – быстро), динамику (громко – тихо), регистр (высоко –низко). Эмоционально - выразительное исполнение песен только с помощью педагога и имеет подражательный характер.

Низкий уровень: у  ребенка не правильное звуковысотное интонирование даже с опорой на внешнее звучание и помощь педагога.

Не умеет различать выразительные особенности музыки: настроение, темп, динамику, регистр даже с помощью педагога. Пассивное, не выразительное исполнение песен.

Таким образом, после проведение всего комплекса диагностических заданий, анализа анкет педагогического состава и родителей, а также беседы с детьми мы можем сделать вывод, что уровень развития  эмоциональной отзывчивости на музыку в процессе пения у дошкольников экспериментальной и контрольной групп до начала обучения оказался примерно одинаковым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста

Музыкально-ритмическиедвижения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образ...

«Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста»

Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), с...

Консультация для родителей "Взаимосвязь уровня развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развивать речевую деятельность и подготовить ребенка к школе....

Диагностика и развитие творческих способностей и одарённости детей дошкольного возраста.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.О...

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку дошкольников раннего возраста.

Музыка начинает привлекать внимание детей раннего возраста и у большинства из них вызывает постоянный интерес....

Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей. Обобщение опыта работы: «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку детей дошкольного возраста»

Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно  воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, явля...