Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей. Обобщение опыта работы: «Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Людмила Николаевна Попова

Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно  воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, является важнейшим, незаменимым средством духовного развития личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emotsionalnoy_otzyvchivosti_na_muzyku.docx447.81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Колокольчик»

Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей. Обобщение опыта работы:

«Развитие эмоциональной отзывчивости  на музыку детей дошкольного возраста»

Разработала:         Попова Людмила Николаевна,

музыкальный руководитель

г. Камень – на – Оби

2021 год

Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно  воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, является важнейшим, незаменимым средством духовного развития личности. Восприятие выразительного значения музыкального языка, проникновение в содержание произведения, в его эмоциональный смысл, возможно только при наличии способности эмоционально отзываться на музыку, поэтому воспитание в детях любви к музыке, умения сопереживать заключенному в ней образно-эмоциональному смыслу является одной из основных задач музыкального воспитания детей.

В психологии эмоциональную отзывчивость воспринимают

  • как свойство индивида легко, быстро и гибко эмоционально реагировать на различные воздействия – социальные события, процесс общения, особенности партнёров и т.д.
  • как эмоциональную реакцию на состояние другого человека, как основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающую сопереживание и сочувствие;
  • как показатель развития гуманных чувств и коллективистских отношений.

Эмоциональная отзывчивость на произведения искусства понимается:

  • как умение откликаться на события, явления, произведения разных жанров;
  • как способность сопереживать героям, соотносить литературные факты с жизненным опытом;
  • как способность эмоционального сопереживания музыке; 
  • как эмоциональный отклик на произведения искусства.

Эмоциональная отзывчивость выступает отправной точкой развития эстетических чувств, отношений, потребностей, а также эстетических вкусов и интересов личности.

Эстетические чувства и эстетические эмоции составляют высший этап развития человеческих чувств, являются показателем уровня духовной жизни человека.

Дошкольный возраст это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить душу трудиться: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. 

Эстетическое воспитание направлено на развитие умений дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Одним из ярких средств воспитания является музыка. Эмоциональная отзывчивость на музыку – основа музыкальности. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в отношениях с людьми, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Музыка есть эмоциональное познание. Поэтому основным признаком музыкальности  выступает переживание музыки, при котором постигается ее содержание. Эмоциональное переживание тесно связано с художественным образным мышлением.

Эмоциональное переживание человека предусматривает проявление:

1) направленности переживания: позитивного или негативного;

2) активности, т.е. степени выраженности состояния: слабо, умеренно, сильно;

3) насыщенности,  детализации, разработанности оттенков, нюансов и  состояний, определяющих творческий характер  творческого образа.

Во время исследований динамики психофизиологических реакций на музыку, установлено, что одни слушатели переживают музыку на всем протяжении ее звучания, у других эмоциональный отклик во время звучания музыки приглушен и ее переживание наступает тогда, когда произведение уже отзвучало.

Первоначальные формы эмоциональной отзывчивости выявляются довольно рано.

С первых месяцев нормально развивающейся ребенок отвечает на характер музыки так называемым «комплексом оживления», радуется или успокаивается. Реагирует на звуки музыки непроизвольными движениями, возгласами. Постепенно двигательные реакции становятся произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными. Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего возраста. В этот период уже закладываются основы музыкального мышления и памяти.

 С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым «комплексом оживления», радуется или успокаивается. Реагирует на звуки музыки непроизвольными движениями, возгласами. Постепенно двигательные реакции становятся произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными. Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего возраста. В этот период уже закладываются основы музыкального мышления и памяти.

Второй год жизни. При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Различают общее настроение музыки, ее характер, следовательно, воспринимают эмоциональное ее содержание.

Третий и четвертый год жизни. В силу неустойчивости внимания дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Способны очень активно откликаться на музыку, вслушиваться в интонации, настроение песен, активно переживая и воспроизводя интонации.

Пятый год жизни. Имеют некоторую эмоциональную устойчивость, очень живо, иногда бурно и весело откликаются на плясовую мелодию. Произведения легкого подвижного характера вызывают у них более спокойное состояние. Появляется заинтересованность содержанием произведений, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка.

Шестой и седьмой год жизни. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой. Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему.

Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности – восприятии, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения.

Успешность узнавания мелодии должна в первую очередь зависеть от эмоциональной чувствительности к томузвуковысотному иритмическому движению, которое образует мелодию, т.е. от ладового чувства и чувства ритма.

Эмоциональная отзывчивость на музыку не может быть зафиксирована в навыках и умениях. Она проявляется в наибольшей степени в двух способностях: ладовом чувстве  и чувстве ритма

Ладовое чувство – это способность эмоционально отзываться на общий характер произведения, смену настроений в нем, чувство тяготения звуков (от неустойчивых к устойчивым). Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки (предшествующем и сопутствующем всем видам музыкальной деятельности), а также в музыкально-ритмических движениях.

В  процессе восприятия ладовое чувство может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков.

В дошкольном возрасте характерным проявлением ладового чувства являются любовь и интерес к музыке.

Интерес к музыке выражается во внимании детей во время слушания музыки, внешних проявлениях (двигательных, мимических, пантомимических), т.к. у ребенка дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых, просьбах повторить произведение, наличие любимых произведений и т.д. В какой-то мере показателем могут быть высказывания детей о прослушанной музыке, о ее характере, смене настроений.

Наряду со слушанием музыки,  музыкально-ритмические движения представляют собой тот вид деятельности, в котором наиболее успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку. Ритм – одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляют основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Поскольку восприятие музыки – это активный слухо - двигательный процесс, одним из средств, помогающих развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, являются движения (мелкие движения рук, танцевальные и т.д.). К показателям развитости чувства ритма относятся соответствие движений характеру и ритму музыки, выразительность движений.

Ритмически упорядоченные движения под музыку являются лучшим средством развития эмоционального отклика на воспринимаемую музыку и формируют чувство ритма.

Способность эмоционально отзываться на музыку может развиваться и в других видах исполнительской и творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах) при условии ведущей роли выразительности в детском исполнении, творческих импровизациях.

Музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Не может быть одной способности при полном отсутствии других.  Все музыкальные способности возникают и развиваются в деятельности, нередко путем продуманной и совершенной педагогической работы.

Важно, чтобы содержание музыки было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик. Доступность содержания музыки понимается не только как использование близких детям программно-изобразительных средств и образов (природа, сказка, образы животных и т.д.), но, прежде всего – как соответствие чувствам, которые дети способны пережить в данный момент в том или ином возрасте.

 Методы «уподобления характеру музыки»:

1.Словесное уподобление характеру музыки.

 Для углубления эмоциональных переживаний необходимо в процессе занятия создать определенный эмоциональный настрой с помощью беседы, художественного слова.В.А. Сухомлинский писал: «Слово должно настроить чуткие струны сердца…Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово  музыке».

2. Мимическое и интонационное уподобление. Педагог уподобляет звучанию музыки свою мимику и интонацию.

3. Тактильное уподобление. Нежное прикосновение к руке ребенка.

4. Двигательное, ритмопластическое уподобление. Побуждение выразить характер музыки в музыкально-ритмических движениях, ритмопластикой.

5. Темброво-инструментальное уподобление. Педагог помогает детям выбрать инструмент и с помощью оркестровки передать настроение в произведении.

6. Вокальное уподобление. Подпевание мелодии голосом.

Одной из форм непосредственного отклика на музыку может являться детский рисунок.

 Рисунок ребенка несет в себе информацию о психическом развитии, возрастных, половых и индивидуальных особенностях, условиях жизни, воспитания и обучения

Диагностическое обследование дошкольников показало, что цвето - слуховые ассоциации возникают у детей на пятом году жизни. Они легко улавливают связь между высокими звуками и светлыми красками и низкими, мрачными звуками и темными красками.

Настроение музыки в рисунках детей чаще всего передаётся  с помощью колорита, цвета, громкости, силы звучания.

Выражение характера музыки в предметном, сюжетно-образном рисовании предполагает достаточно высокий уровень владения изобразительными умениями. В противном случае все внимание в момент рисования будет направлено не на выражение музыкального характера, а на освоение сложной художественной формы.

Беспредметное рисование наиболее доступно детям, т.к. не отвлекает на решение сложных изобразительных задач, позволяя каждому подстраиваться к музыкальным интонациям на уровне чувствования «кончиком пера». Здесь линии и цвета действительно поют, скачут, кружатся вместе с кисточкой. Однако даже такой нехитрый способ рисования дети должен хорошо освоить еще до того, как он станет средством передачи музыкального образа, примет на себя функцию своеобразного усилителя эстетических переживаний.

Серия заданий для выявления особенностей проявления эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности:

1. Музыкальное лото

Цель: Различать характер музыки (веселая – спокойная – грустная).

Оборудование: Карточка из плотного картона разделена двумя линиями на три квадрата: на первом изображен ребенок с веселым, улыбающимся лицом; на втором – со спокойным выражением лица; на третьем – с грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.

Музыкальный репертуар:  Д. Шостакович «Вальс-шутка», Л.В. Бетховен «Колыбельная», П. Чайковский «Болезнь куклы»

Инструкция к проведению. Дети слушают пьесу веселого, грустного или спокойного характер и с помощью карточек определяют ее характер (закрывают фишкой соответствующее изображение на одном из квадратов карточки). Цифры на фишках показывают последовательность исполнения пьес.

2. «Танцующая кисточка» (беспредметное рисование)

Цель: Выразить в рисунках контрастные эмоциональные состояния (радость, грусть).

Оборудование: Листы бумаги формата А4; акварельные краски, широкие колонковые или беличьи кисти №8,10.

Музыкальный репертуар:  Л. Делиб «Пиццикато», Л. Бетховен «Лунная соната» первая часть.

Методические приемы. Дети слушают музыку с закрытыми глазами. Затем открывают глаза и рисуют под музыку (два, три повтора).

3. «Полянка»

Цель: Передавать характер звучания музыки в цветовых ассоциациях.

Оборудование: Два больших листа ватмана, тонированные в зеленый цвет, с прорезями для цветов. Насекомые разного цвета по два набора для мальчиков и девочек (бабочки, муравьи, стрекозы и др.).

Музыкальный репертуар. Э. Григ «Утро»

Методические приемы. Обратить внимание детей на летние полянки, которые нужно оживить с помощью насекомых. Насекомые разложены на столе.

4. Двигательная импровизация под музыку

Цель: Передавать характер звучания музыки в танцевальных движениях.

Оборудование : (предметы для импровизации): лоскутки материи, полоски бумаги разного цвета, разных размеров, шифоновые шарфики, шишки, палочки, цветные листья.

Музыкальный репертуар:   «Рондо Венециано» «Гармония».

Методические приемы. Детям предлагается представить себя осенним листьями, танцующими под музыку.  Но прежде чем включится в движение вместе со звучащей музыкой, им нужно выбрать предметы, которые у них будут в руках,  и которые смогут украсить их танец. Эти предметы заранее разложены на стульях, стоящих вдоль стен зала. На протяжении импровизации дети могут менять выбранные предметы, постепенно подбирая к музыке. После завершения звучания детям предлагается повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети с выбранными предметами в руках встают в общий круг. С началом звучания музыки каждый из них по очереди на короткое время становится ведущим в центре круга, импровизируя движения. Стоящие в кругу дети копируют движения ведущего.

5. Оркестровка

Цель: Передавать характер звучания музыки через игру на детских музыкальных инструментах.

Оборудование:  Колокольчики, бубенцы, треугольники, палочки, маракасы, барабаны, тарелки, бубны.

Музыкальный репертуар.  П.И. Чайковский «Камаринская»

Методические приемы. Детям предлагается послушать музыкальное произведение. После прослушивания подумать, на каких музыкальных инструментах можно сыграть эту музыку. Выбрать музыкальный инструмент для оркестровки. Оркестровка музыкального произведения.

6. Автопортрет

Цель: Выражать эмоциональную отзывчивость на музыку через рисование своих эмоций.

Оборудование:  Листы бумаги формата А4, цветные карандаши.

Музыкальный репертуар. П.И. Чайковский «Подснежник»

Методические приемы. Детям предлагают послушать музыкальное произведение и нарисовать себя так, чтобы было понятно настроение, появившееся после прослушанной музыки. После работы мальчики и девочки поясняют свои рисунки.

В ряде работ последних лет  исследователи отмечают, что при создании определенных психолого-педагогических условий дети, откликаясь на музыку и адекватно воспринимая ее содержание, активируют не одну – две реакции, а пользуются «палитрой» эмоциональных переживаний.

Список литературы

1. Анисимов, В. П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры [Текст] / В. П. Анисимов // Музыкальная палитра. – 2006. -  №4. – С. 5-6.

2. Кожохина, С. К. Растем и развиваемся с помощью искусства [Текст] / С. К. Кожохина. – СПб. : Речь, 2006. – 211 с.

3. Палавандашвили, М. Л. Формирование чувства ритма у детей 5-7 лет [Текст] / М. Л. Палавандашвили. – М., 1972.

4. Петрушин, В. И. Музыкальная психотерапия [Текст] / В. И. Петрушин. – М.: Владос,  2000. – 176 с.

5. Радынова, О. П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры [Текст] / О. П. Радынова // Музыкальный руководитель. – 2005. – №1. – С. 4.

6. Теплов, Б. М. Избранные труды. [Текст] // Соч.: В 2 т. – М.: Педагогика, 1985. – Т. 1. – 328 с.

7. Фресс, П. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / П. Фресс, Ж. Пиаже. М., 1990.

E:\ВЕСНА2021\DSCN0711.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста

Описание опыта работы по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе родного края...

Консультация музыкального руководителя для педагогов ДОУ "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах"

Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом.Даже природа без ритма не существует. Волны, накатывающие на берег, стук дятла в лесу,...

Выступление на методическом объединении. Мастер - класс "Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста»

Выступление на методическом объединении. Мастер - класс "Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей дошкольного возраста»...

Обобщение опыта работы по теме "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста".(Подготовительная группа.)

Обобщение опыта работы по теме "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста".(Подготовительная группа.)         Ранняя профориентация – одн...

Обобщение опыта работы по теме «Формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к питанию, как одной из составляющих культуры здорового образа жизни»

Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для формирования основ культуры здорового образа жизни. Одной из задач современного стандарта дошкольного образования, является формирование общей к...