НОД для детей 6-7 лет в подготовительной группе ДОУ.Позновательно-речевое развитие с элементами музыки и рисования.
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

Чумарикова Анна Леонидовна

НОД для детей 6-7 лет в подготовительной группе ДОУ.Позновательно-речевое развитие с элементами музыки и рисования.                                                                            

                                                                                                            

Тема: Как можно услышать музыку. Цвет – настроение. Цвет – музыка.

Цель:  Восприятие настроений заложенных в музыке и литературе. Осмысление впечатлений от того, что услышано в музыке, стихе, как это можно представить в цвете. Цветомузыкальное моделирование на музыкальное произведение.

Под музыку   И. Штрауса «Сказки Венского леса»  дети входят в группу.Приветствие.

-Сегодня мы будем говорить с вами о таком понятии как  НАСТРОЕНИЕ. Посмотрите вокруг себя: как много предметов нас окружает, у каждого своя форма и цвет, предназначение и настроение, стиль и фактура. А сколько живого в окружающей нас живой природе: растения, птицы, животные. Посмотрите друг на друга. Какие вы все разные! Ведь у каждого сейчас разное настроение, кто - то серьезен, кто-то подвижен и весел, некоторые из вас опечалены или озабочены чем – то. Загляните друг другу в глаза, улыбнитесь. Смотрите, как у многих из вас потеплел взгляд. От простого действия улыбки все вдруг изменилось! В природе, которая нас окружает, тоже нет постоянства настроений,- все меняется. Ну, например: вчера еще был ясный, морозный, солнечный день, снег радовал ослепительной белизной, а сегодня ветер пригнал тяжелые тучи, небо изменилось? Что происходит? Как описать это настроение?

Дети:     Печальное, скучное, все кругом как бы замерло.

-А какие цвета нам говорят о грусти?

Дети:  Потемневшее небо, серые и тяжелые облака, лес потемнел, снег стаял с ветвей и опал от собственной тяжести.

-Да, воздух стал как будто тяжелым. Вернемся  немного назад во времени, еще какое время года тоже навевает грусть?

Дети: Осень.

-А почему? Что происходит?

Дети:   Потому что осенью становится меньше солнца, природа постепенно увядает, постепенно меняют цвет и опадают листья.

-Падает с дерева лист…. Если бы я попросила вас сочинить музыку к этим словам, как бы она зазвучала?

 Дети:  Медленно. Плавно. Постепенно. Как кружится и переворачивается падающий лист.

-Покажите рукой, жестом эти движения сверху в низ. (Передаем плавными, ступенчатыми движениями падение листьев на землю). А теперь под музыку, придайте своей руке больше плавности, грациозности. (Звучит отрывок 6-8- тактов)  

-Представьте: подул небольшой ветер, легкий, игривый. Покажите, как листья будут двигаться? ( Имитируем покачивающим движением кисти и пальцев кружение листьев).

-Ветер чуть усилился, постепенно набирает силу. Усиливаем амплитуду движения, теперь включается в работу не только кисть руки, но предплечье и плечи. Свободные,  широкие взмахи.

-Очень хорошо. Скажите, пожалуйста, если бы у вас была волшебница – кисть, в какие цвета вы окрасили бы листья, одели бы деревья в какие тона?

Дети:   В желтый. Оранжевый. Красный.

-ДА! Это яркие, теплые тона. Как будто они вобрали в себя солнышко, взяли на память  теплые летние дни, когда все еще было зелено, ярко.

                                      Смотрите, смотрите! падает лист!

А воздух осенний прозрачен и чист

Весной, разрывая клейкие почки

на ветках взрывались хлопушки – листочки.

Смотрите, смотрите! Падает лист

желтый, сухой, он теперь неказист

листья писали мазками теней

портреты июльских солнечных дней.

- Посмотрите, ребята, на эти иллюстрации. Как прекрасна природа в своем величавом спокойствии. Послушайте внимательно, как его передают звуки?   Видеопрезентация « Осень» (фотоиллюстрации и картины художников под музыку А.Вивальди)

-Что можно сказать о том, как звучит музыка?

Дети:   Кругом тишина. Музыка звучала медленно, хрустально,печально, неторопливо, таинственно.

-А что происходит в природе?

Дети:  Покой. Тишина. Ветра нет. В лесу хозяйничает волшебница – осень.

-Хорошо. Прислушайтесь к словам: «Воздух осенний прозрачен и чист». А какого цвета вы нарисовали бы воздух, что бы он получился «прозрачен и чист»?

Дети:  Светло – голубой.

-Возьмите  кисть, нанесите на бумаге акварелью голубой тон. Самостоятельно выбирайте манеру наложения тона. Что здесь подходит: растушевка или мазки?

( Музыка А.Вивальди «Осень» все это время звучит фоном). Обозначаем цветом землю. Каким? Почему?

Дети:  Трава пожелтела, посерела, высохла, стала реже. Сквозь травинки просвечивается темная почва, кое – где уже желтеют первые  опавшие листья.

-Давайте пофантазируем: прислушайтесь к звукам? Что слышится вокруг?

Дети:  Осень шагает, осматривает, -готов ли лес к зиме. Запаслись ли белки и птицы. Ходит тихо, осторожно, что бы не вспугнуть никого, только кое – где хрустнет сухая ветка.

-Настоящая волшебница – осень! Мне кажется, каждое деревце приветствует ее покачиванием ветки. А скажите, какую пору осени мы с вами прослушали и описали?

Дети:   Пора золотой осени.

-Правильно. Золотая пора. Еще впереди серые дожди и заморозки. Природа замерла в прощании с последними солнечными днями.

                             Золотая, осенняя ранница,

                          Красотой ты на свете одна

                          Солнце в пуще глубокой купается

                          и никак не достанет до дна.

                         Закружится листва по околице,

                         словно рой золотых лепестков

                         то взлетит она, то успокоится

                         и расстелется вдоль берегов.

                         А они берега  бережистые

                         подхватили осенний напев,

                         льется, льется мелодия чистая

                         среди желтых осенних дерев.

                         Притяни, обними  на прощание,

                         и поверь в этот день золотой

                         что под ними при ярком свидании

                          прошумел золотою листвой.

 -И так: своими словами, что можно сказать о работе, которую мы проделали? Дети:  Настроение можно передать в цвете.

-Правильно, настроение музыкального произведения, его художественное  содержание можно передать в красках, запечатлеть цвет звуков рисующих осеннее настроение в природе. А еще как?

Дети:   движениями. ( показываем  движением рук)

-Давайте еще раз прислушаемся к звукам  уходящего тепла и солнца, а потом перенесем все это на бумагу, все краски осени.

Релаксация – слушание, выполнение рисунков акварелью – сюжетное или бессюжетное рисование.

 

 

 

 

                                    ИСПОЛЬЗОВАЛОСЬ:

                                       М. Стефанович  « Смотрите, падает лист»

                                      В.Дубовка  « Золотая осенняя ранница»

                                      Фотоиллюстрация И.Игнатова « Клены»

                                      Репродукция « Осень» Левитан

                                      А. Вивальди «Осень»

                                      Картина (масло) Ю.Скорик  «Осень».

                                    Видеопрезентация   «Прощание с летом»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 НОД для детей 6-7 лет в подготовительной группе ДОУ.Позновательно-речевое развитие с элементами музыки и рисования.                                                                            

                                                                                                           

Тема: Как можно услышать музыку. Цвет – настроение. Цвет – музыка.

Цель:  Восприятие настроений заложенных в музыке и литературе. Осмысление впечатлений от того, что услышано в музыке, стихе, как это можно представить в цвете. Цветомузыкальное моделирование на музыкальное произведение.

Под музыку   И. Штрауса «Сказки Венского леса»  дети входят в группу.Приветствие.

-Сегодня мы будем говорить с вами о таком понятии как  НАСТРОЕНИЕ. Посмотрите вокруг себя: как много предметов нас окружает, у каждого своя форма и цвет, предназначение и настроение, стиль и фактура. А сколько живого в окружающей нас живой природе: растения, птицы, животные. Посмотрите друг на друга. Какие вы все разные! Ведь у каждого сейчас разное настроение, кто - то серьезен, кто-то подвижен и весел, некоторые из вас опечалены или озабочены чем – то. Загляните друг другу в глаза, улыбнитесь. Смотрите, как у многих из вас потеплел взгляд. От простого действия улыбки все вдруг изменилось! В природе, которая нас окружает, тоже нет постоянства настроений,- все меняется. Ну, например: вчера еще был ясный, морозный, солнечный день, снег радовал ослепительной белизной, а сегодня ветер пригнал тяжелые тучи, небо изменилось? Что происходит? Как описать это настроение?

Дети:     Печальное, скучное, все кругом как бы замерло.

-А какие цвета нам говорят о грусти?

Дети:  Потемневшее небо, серые и тяжелые облака, лес потемнел, снег стаял с ветвей и опал от собственной тяжести.

-Да, воздух стал как будто тяжелым. Вернемся  немного назад во времени, еще какое время года тоже навевает грусть?

Дети: Осень.

-А почему? Что происходит?

Дети:   Потому что осенью становится меньше солнца, природа постепенно увядает, постепенно меняют цвет и опадают листья.

-Падает с дерева лист…. Если бы я попросила вас сочинить музыку к этим словам, как бы она зазвучала?

 Дети:  Медленно. Плавно. Постепенно. Как кружится и переворачивается падающий лист.

-Покажите рукой, жестом эти движения сверху в них. (Передаем плавными, ступенчатыми движениями падение листьев на землю). А теперь под музыку, придайте своей руке больше плавности, грациозности. (Звучит отрывок 6-8- тактов)  

-Представьте: подул небольшой ветер, легкий, игривый. Покажите, как листья будут двигаться? ( Имитируем покачивающим движением кисти и пальцев кружение листьев).

-Ветер чуть усилился, постепенно набирает силу. Усиливаем амплитуду движения, теперь включается в работу не только кисть руки, но предплечье и плечи. Свободные,  широкие взмахи.

-Очень хорошо. Скажите, пожалуйста, если бы у вас была волшебница – кисть, в какие цвета вы окрасили бы листья, одели бы деревья в какие тона?

Дети:   В желтый. Оранжевый. Красный.

-ДА! Это яркие, теплые тона. Как будто они вобрали в себя солнышко, взяли на память  теплые летние дни, когда все еще было зелено, ярко.

                                      Смотрите, смотрите! падает лист!

А воздух осенний прозрачен и чист

Весной, разрывая клейкие почки

на ветках взрывались хлопушки – листочки.

Смотрите, смотрите! Падает лист

желтый, сухой, он теперь неказист

листья писали мазками теней

портреты июльских солнечных дней.

- Посмотрите, ребята, на эти иллюстрации. Как прекрасна природа в своем величавом спокойствии. Послушайте внимательно, как его передают звуки?   Видеопрезентация « Осень» (фотоиллюстрации и картины художников под музыку А.Вивальди)

-Что можно сказать о том, как звучит музыка?

Дети:   Кругом тишина. Музыка звучала медленно, хрустально,печально, неторопливо, таинственно.

-А что происходит в природе?

Дети:  Покой. Тишина. Ветра нет. В лесу хозяйничает волшебница – осень.

-Хорошо. Прислушайтесь к словам: «Воздух осенний прозрачен и чист». А какого цвета вы нарисовали бы воздух, что бы он получился «прозрачен и чист»?

Дети:  Светло – голубой.

-Возьмите  кисть, нанесите на бумаге акварелью голубой тон. Самостоятельно выбирайте манеру наложения тона. Что здесь подходит: растушевка или мазки?

( Музыка А.Вивальди «Осень» все это время звучит фоном). Обозначаем цветом землю. Каким? Почему?

Дети:  Трава пожелтела, посерела, высохла, стала реже. Сквозь травинки просвечивается темная почва, кое – где уже желтеют первые  опавшие листья.

-Давайте пофантазируем: прислушайтесь к звукам? Что слышится вокруг?

Дети:  Осень шагает, осматривает, -готов ли лес к зиме. Запаслись ли белки и птицы. Ходит тихо, осторожно, что бы не вспугнуть никого, только кое – где хрустнет сухая ветка.

-Настоящая волшебница – осень! Мне кажется, каждое деревце приветствует ее покачиванием ветки. А скажите, какую пору осени мы с вами прослушали и описали?

Дети:   Пора золотой осени.

-Правильно. Золотая пора. Еще впереди серые дожди и заморозки. Природа замерла в прощании с последними солнечными днями.

                             Золотая, осенняя ранница,

                          Красотой ты на свете одна

                          Солнце в пуще глубокой купается

                          и никак не достанет до дна.

                         Закружится листва по околице,

                         словно рой золотых лепестков

                         то взлетит она, то успокоится

                         и расстелется вдоль берегов.

                         А они берега  бережистые

                         подхватили осенний напев,

                         льется, льется мелодия чистая

                         среди желтых осенних дерев.

                         Притяни, обними  на прощание,

                         и поверь в этот день золотой

                         что под ними при ярком свидании

                          прошумел золотою листвой.

 -И так: своими словами, что можно сказать о работе, которую мы проделали? Ученики:  Настроение можно передать в цвете.

-Правильно, настроение музыкального произведения, его художественное  содержание можно передать в красках, запечатлеть цвет звуков рисующих осеннее настроение в природе. А еще как?

Дети:   движениями. ( показываем  движением рук)

-Давайте еще раз прислушаемся к звукам  уходящего тепла и солнца, а потом перенесем все это на бумагу, все краски осени.

Релаксация – слушание, выполнение рисунков акварелью – сюжетное или бессюжетное рисование.

                                    ИСПОЛЬЗОВАЛОСЬ:

                                       М. Стефанович  « Смотрите, падает лист»

                                      В.Дубовка  « Золотая осенняя ранница»

                                      Фотоиллюстрация И.Игнатова « Клены»

                                      Репродукция « Осень» Левитан

                                      А. Вивальди «Осень»

                                      Картина (масло) Ю.Скорик  «Осень».

        Видеопрезентация   «Прощание с летом»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе по позновательно-речевому развитию "Подольск - любимый город."

В конспекте использован краеведческий материал  из истории г.Подольска Московской области....

Комплексное занятие по развитию речи с элементами вырезывания для детей подготовительной группы с задержкой психического развития.

Программное содержание:1. Закреплять знания детей об овощах, об особенностях их произрастания, о способах их использования, о строении, о их полезных качествах.2. Учить детей делать логические выводы ...

Конспект НОД в старшей группе по разделу познавательное развитие (с элементами нетрадиционного рисования) Тема: Как звери к зиме готовятся.

ЦЕЛЬ :  закреплять представления о диких животных в осенний период.Образовательные:Закреплять представления детей о диких животных (внешний вид, части тела, характерные признаки, место обита...

Конспект занятия по аппликации «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа Конспект занятия по аппликации с элементами рисования «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа

Цели:- Закрепить знание детей о животных Северного полюса (белого медведя); создание выразительного образа белого медведя на фоне северного сияния в технике аппликация и рисунок....

Конспект занятия по развитию слухового восприятия детей с нарушением слуха в подготовительной группе «Звук дождя в природе и музыке»

В конспекте представлен пример работы с детьми с нарушением слуха по программе "Развитие слухового восприятия"...

Технологическая карта для детей дошкольного возраста подготовительной группы по художественно- эстетическому развитию( рисование) на тему : " Рисование с натуры керамической фигурки животного".

Технологическая карта для детей дошкольного возраста подготовительной группы по художественно- эстетическому развитию( рисование) на тему : " Рисование с натуры керамической фигурки животного&quo...