Конспект НОД "Закружись, мой хоровод"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) по теме

Дьячкова Ольга Алексеевна

Хоровод - это народное искусство. Дети узнают, что хоровод бывает линейным, круговым. Но самый красивый хоровод - орнаментальный. На занятии дети выполняют хороводные движения, фигуры, построения, узнают, как выводить из хороводного построения "завиток". Обыгрывают сюжетные хороводные песни, сопровождают пение игрой на шумовых русских-народных инструментах. Знание закрепляются в форме интерактивной мультимедийной игры-презентации "Что мы знаем о хороводе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakruzhis_khorovod.docx25.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Закружись, мой хоровод!

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе.

Автор: Дьячкова Ольга Алексеевна, музыкальный руководитель СП ГБОУ ООШ №2 п.г.т. Новосемейкино Д/С №17

Цель: Развитие музыкальных и творческих способностей посредством приобщения к русской народной культуре.

Задачи: Воспитывать у детей устойчивый интерес к произведениям народного творчества, отзывчивость на народную музыку, расширять музыкальные впечатления. Совершенствовать певческие умения (напевность, слаженность, выразительность) и движения хоровода. Разнообразить хороводные движения (хороводный , дробный шаг;  шаг с припаданием, «корзиночка», «петелька»); хороводные построения («змейка», «улица», круг, «цепочка», «завиток», «ручеёк»,). Формировать умения игры на ложках и других шумовых русских народных инструментах. Обогатить словарный запас:  хор, орнаментальный, хороводница, сени, горница. Создать условия для самовыражения ребёнка, актуализация его личных качеств.

Материал и оборудование:  Деревянные русские народные инструменты, элементы русских народных костюмов, платочки.  Музыкальный центр, диски с записью хороводных песен. Компьютер, интерактивная доска. Игра-презентация «Что мы знаем о хороводе». Часть зала оборудована под горницу.

                                Ход занятия

Музыкальный руководитель встречает  детей словами:  Прислушайтесь к музыке, которая сейчас звучит, и входите в зал так, как она велит.

Звучит русская народная мелодия «Вдоль да по речке».  Дети небольшими группами, образовав цепочки, входят в зал хороводным шагом. С окончанием музыки останавливаются.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята, эта музыка очень подходит для движения хороводным шагом. А давайте пройдём хороводным шагом в ворота, да только помните, тот, кто будет ведущим, пусть нарисует разные хороводные рисунки. Какие хороводные рисунки вы знаете?

Ответы детей:  змейка, круг, цепочка, завиток.

Танцевально-игровое упражнение «Пройди в ворота» (по принципу «Змейка с воротцами» русская народная мелодия «Заплетися, плетень» обр. Н. Римского-Корсакова).

 После того как дети выполнят хороводный рисунок «завиток» музыкальный руководитель спрашивает: Как по-другому  можно назвать «завиток»

Дети: «Капустка», «Улитка».

Музыкальный руководитель: Как ведущая может выводить?

Дети: В воротики или обратным ходом.

Музыкальный руководитель: А как сейчас выводить будете?

Дети: В воротики.

Под русскую народную мелодию «А я по лугу»  хороводница выводит хоровод из «завитка» в «цепочку».

Музыкальный руководитель: А сейчас попрошу я вас, проходите в мою горницу светлую, присаживайтесь на лавки деревянные, расписные. Сегодня, как вы уже догадались, мы будем говорить о хороводе, петь хороводные песни. А называться вы будете добрыми молодцами да красными девицами, как в старину на Руси.

Со стороны может показаться : что же тут сложного? – хороводы водить. Это же занятие для маленьких. Но мы с вами знаем, что хоровод – это народное искусство. Это не просто движения в кругу под музыку. Что же такое хоровод?

Ответы детей:  Хоровод – это песня.

                        Это – пляска.

                        Это – игра.

Музыкальный руководитель:  Верно, но не только. Хоровод  - это даже целая сказка. Послушайте хороводную песню «Комара женить мы будем»

Инсценировка песни «Комара женить мы будем» русская народная мелодия.

Музыкальный руководитель:  Похоже на сказку или на рассказ? (ответы детей). Верно, в песне рассказана целая история, да ещё, скорее всего, выдуманная. Вы заметили в сказке шутку? В чём она? Верно, комар только притворился неживым, чтобы всем было смешно. У этой сказки счастливый конец. Главный герой остался живым и невредимым.

А сейчас представьте себе долгий зимний вечер. В избе собрались девушки – подруженьки. Они занимаются рукоделием и тихо поют. И тут одна из девиц, задумавшись, посмотрела в окно.  А на стёклах такой узор, что глаз не отвести! Понравился узор всем. Одна перенесла его на своё кружево, другая украсила им пирог, а третья взяла веточки созревшей рябины и повела узорным рисунком своих подружек в хоровод.  И назвали такую ведущую хороводницей. Вот и наши Красны девицы  заведут сейчас хоровод «Рябинушка». А поведёт их за собой хороводница Анечка.

(девочки берут веточки рябины, в это время музыкальный руководитель читает стихи)

                Выходили Красны девицы

                Из ворот гулять на улицу.                

                Ой люли, ой люли из ворот гулять на улицу.

                Выносили Красны девицы

                В белых рученьках рябинушку.

                Ой люли, ой люли в белых рученьках рябинушку

Девочки исполняют девичий хоровод «Рябинушка»  муз. Ю.Михайленко.

Музыкальный руководитель: Любой хоровод начинается с песни. Послушайте русскую народную хороводную песню «Травушка – муравушка».

Исполняется русская народная песня «Травушка – муравушка».

Музыкальный руководитель:  (как бы продолжая слова песни)

«Как взойду я в сени новые.

                        Заиграю я на балалаечке».

Знаете, что такое сени? (ответы детей).

Перед входом в главную комнату – горницу – и располагаются сени. Немного похожи на коридор, только не такой длинный. Сейчас мы с вами тоже построим сени. Коридорчик. Хороводное построение, похожее на коридор, называется «ручеёк». Мы будем проходить в ручеёк (сени) и образуем широкий круг (горницу).

Дети парами образуют хороводное построение «ручеёк».  Воспитатель в паре с ребёнком входят в ворота, а, выходя, перестраивается в круг. В записи звучит песня  «Травушка – муравушка».

Музыкальный руководитель: Такое хороводное построение очень красиво смотрится с разноцветными шалями. Девочки, возьмите шали, давайте  еще раз выполним «ручеёк».

Музыкальный руководитель: Ребята, а вы не задумывались, что означает само слово «хоровод»? (предполагаемые ответы детей).

Хор – это круг. Так в старину говорили.  Хорс – бог Солнца, красное солнышко. А солнышко круглое. Поэтому хоровод поначалу был только круговым. Зато какой круг – загляденье!

                Видеозапись хоровода «Весна-красна» (фрагмент из к\ф «Ледяная внучка»).

Музыкальный руководитель: Какое хороводное построение вы видите?

Дети: круг, завиток.

Уже впоследствии стали водить линейные хороводы. Как вы думаете, это какие хороводы? (ответы детей). Верно, в таких хороводах двигались по прямой линии. Эту фигуру так и называли «улица». Почему?

Дети: Потому что улица прямая.

Музыкальный руководитель: Сейчас мы поведём  хоровод «Чёрный баран». Этот хоровод выполняется в построении «улица». Мы споём по ролям. Мальчики будут петь свою партию, девочки свою, а главную роль Чёрного барана исполнит солист (выбираем солиста).

        Хоровод «Чёрный баран» русская народная мелодия.

Музыкальный руководитель: Но самый красивый хоровод – орнаментальный. От слова орнамент. Что означает слово орнамент? (ответы детей). Верно, орнамент – это узор. Наш любимый хоровод,  «Как у наших у ворот», - орнаментальный.  Значит, узорный. Давайте заведём орнаментальный хоровод «Как у наших у ворот». Я предлагаю вам подойти к стульям. Они расставлены тройками. На каждом первом стуле лежит красный платок. Он  - для хороводницы или хороводника. В орнаментальном хороводе не одна хороводница, их несколько. Стройтесь в цепочку, ребята, начинайте хоровод.

Музыкальный руководитель: (пока дети строятся в цепочку)

                                Вы подруженьки любимые,

 Вы красавицы - забавницы

                                .Вы сходитесь на лужок

                                Да вставайте во кружок.

                                Вы сцепитеся за рученьки

                                Да возьмите и молодчиков с собой.

        Хоровод «Как у наших у ворот». Русская народная мелодия.

Музыкальный руководитель: Как называется хороводное движение, которое вы сделали в конце хоровода?

Дети: Корзиночка.

Музыкальный руководитель: Для сопровождения хороводных плясок в старину использовали деревянные инструменты. Какие?

Дети: Ложки, вертушка, рубель, трещотка, коробочка, колотушка, бубенцы, ложки – веера, копытца.

Музыкальный руководитель: Сейчас мы сыграем мелодию русской народной песни «Утушка». Разбирайте инструменты.

Ансамбль ложкарей «Перестуки» (в коллективе участвуют дети всей группы) исполняют русскую народную песню «Утушка луговая» под аккомпанемент оркестра русских народных инструментов.

Музыкальный руководитель:  Молодцы, ребята. А сейчас мы проверим ваши знания о хороводе. Рассаживайтесь перед экраном. Поиграем в игру «Что мы знаем о хороводе?» (приложение).

Интерактивная игра – презентация «Что мы знаем о хороводе?»  проходит в форме викторины. Особенности презентации с использованием интерактивной доски заключается в том, что помимо текстового материала (формулировку вопросов и заданий зачитывает педагог), на экран выводятся соответствующие иллюстрации. К каждому вопросу или заданию даётся 3 варианта ответов, один из которых  - правильный. Переход к следующему заданию осуществляется по стрелке «вперёд».

Музыкальный руководитель: Забыли у нас сейчас хороводы. Только и увидишь, что на сцене да по телевидению. А ведь это наше прошлое. Вот и мы сегодня попробовали веселиться как наши прабабушки. Вам понравилось? Помните об этом, ведь мы живём в России.

                Красоту, чистоту мы у старших берём.

                Сказки, песни из прошлого тащим.

                Потому что добро остаётся добром.

                В прошлом, будущем и настоящем.

А сейчас вас ждёт угощение. (входит воспитатель с подносом , на нём блины). Блин круглый, он, как и хоровод – олицетворение солнца.

Приложение

Игра – презентация «Что мы знаем о хороводе?»

1.Как называется русский танец, исполняемый в кругу? («Яблочко», «Барыня», Хоровод)

2. День рожденья отмечай хороводом …(«Поздравляй», «Каравай», «Запевай»)

3.Отгадайте загадку: Не играет фортепьяно,

       Нет ни скрипки, ни баяна,

       Потому что песню пела

       Наша группа…( а капелла, анданте, аллегро,)

4.Как по-другому называется хороводное построение «завиток» («помидорчик», «капустка»,«репка»)

5.Как называется хоровод, в основе которого узор? (красочный, разноцветный, орнаментальный)

6.Назовите музыкальный инструмент, который у каждого человека всегда с собой? (балалайка, баян, голос)

7.Как называется хороводное движение в орнаментальном хороводе? («корзиночка», «лукошко», «сеточка»)

8.Отмечая этот праздник, наши предки в хороводах закликали  Весну. (Покров, Масленица, Рождество)

9.Какое хороводное построение особо красиво исполняется с шалями в руках? (круг, цепочка, ручеёк).

10.Как в старину на Руси называли Бога Солнца (Хорс, Ярило, Перун).

11. В каких нарядах танцевали Красны девицы в хороводе? (зипун, сарафан, кацавейка).

12.Вокруг кого водили хороводы на Масленицу? (Блин, Весна – Красна, Маслёна).

13.Каким способом можно выводить хоровод из хороводного построения «завиток»? (улицей, закоулочком, в воротики)

14.как называется девица, которая заводит хоровод? (солистка, хороводница, кружевница).

25.03.2012г.

© Дьячкова Ольга Алексеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - игровое развлечение для детей младшей группы «В хоровод, в хоровод, собирайся маленький народ»

Цель:• развивать двигательную активность детей;• воспитывать любовь к танцам;• способствовать созданию эмоционального благополучия....

Конспект НОД «Новогодний хоровод» в старшей группе

Цель: Изготовление кукол в национальных костюмах (русской, татарской, чувашской).Задачи:1)     Воспитывать у детей чувства любви и уважения к народам разных национальностей, их обы...

Конспект музыкального досуга «Хоровод заводи и друзей приводи» для детей младшего дошкольного возраста

Расширять знания, музыкальные и творческие способности детей через знакомство с музыкальным народным фольклором, русских народных праздников....

Конспект НОД «Снежинок хоровод»

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) в старшей группе....

Конспект НОД "Нотный хоровод"

Конспект занятия "Нотный хоровод" для детей старшей группы...

конспект по теме: "Хоровод дружбы".

Тема: "Хоровод дружбы".Цель:воспитание толерантного отношения к людям.Задачи: 1.Формировать элементарные представления о традициях, обычаях народов, проживающих на территории России, нашего ...