Знакомство детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Вискова Надежда Семеновна

Материал предназначен для музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Знакомство детей дошкольного возраста с народными музыкальными инструментами

Цель: познакомить детей с русскими народными инструментами.

Задачи:

  • Прививать любовь к своей культуре, истории.
  • Обогащать знания детей о свойствах и особенностях русских народных музыкальных инструментах; учить различать их тембровую окраску.
  • Познакомить с определениями: «симфонический, народный оркестр».

Художественная литература:

  1. В. Бычков «Основы художественного ремесла. Музыкальные инструменты».
  2. Д.А. Рытов «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей».

Музыкальный репертуар:

  1. Русский народный наигрыш «Барыня».
  2. Русский народный наигрыш «Светит месяц».
  3. Русский народный наигрыш «Камаринская».
  4. Русская народная мелодия «Ах, ты, береза».
  5. Й. Штраус «Вальс».
  6. Локтев «Попрыгушки».

Материалы:

Музыкальные инструменты: гусли, окарина, жалейка, гармонь, баян, рубель, домра, балалайка, ложки, трещотка.

Оборудование: ширма, музыкальный  центр, мультимедийная система, пазлы с изображением русских народных инструментов (балалайка, домра).

Ход занятия

Дети входят в музыкальный зал и садятся на стульчики.

Звучит русский народный наигрыш «Барыня».

Из-за кулис выходят две барышни в русских народных костюмах и исполняют веселый танец с платочками.

1-я барышня: Здравствуйте, гости дорогие!

Дети: Здравствуйте.

2-я барышня: Сегодня мы с вами познакомимся с русскими народными музыкальными инструментами.

На земле у каждого 
Есть родимый дом. 
Хорошо и весело, 
И уютно в нем. 
У собаки – (дети отгадывают)… конура, 
У лисы –… нора, 
У малиновки – …гнездо, 
У совы –… дупло.

1-я барышня: Ребята, а как вы думаете, где живет наш друг – музыкальный звук?

Может в крике чайки?... (ответы детей)
В клетке у орла? …
Или в трубном зове 
Доброго слона? …

Дети: Музыкальный звук живет в музыкальных инструментах.

1-я барышня: Правильно. Посмотрите ребята, у меня в руках ложки.

2-я барышня: А у меня трещотка.

Вместе: Это русские народные музыкальные инструменты.

Барышни предлагают детям поиграть.

Проводится музыкально-дидактическая игра «Веселый ритм».

Описание игры:

Первая барышня отстукивает ритмический рисунок на ложках, дети повторяют, отхлопывая  ритм ладошками.

Вторая Барышня играет ритмический рисунок на трещотке, дети повторяют ритм, топая ножками.

Выходит ребенок и читает стихотворение про ложки.

Не кастаньеты мы – всего лишь ложки,
Но все ж прекрасны хохломские с плошкой.
К примеру, или с росписью другой
Сравнимы цветом с радугой-дугой.
Нам музыкант оказывает честь,
А также нами можно просто есть
Еще мы ценимся в подарок за границу,
Особенно когда подстать жар-птице.
Раскрашен ярко круглый черпачок
И с золотой каемкою бочок.
Но все ж печально просто нам висеть,
Ведь стрекотать нам хочется и петь.
Мы станем кастаньетами для вас
И ноги пустятся в веселый пляс.

Дети исполняют «Танец с ложками» под русскую народную мелодию «Ах, ты, береза» (описание движений З. Роот из сборника «Музыкальный сценарий для детского сада», 2006 г.)

1-я барышня: А сейчас внимание на экран. Перед вами оркестр (демонстрируется оркестр русских народных инструментов). Давайте внимательно посмотрим на инструменты и послушаем, как они звучат.

В записи звучит русский народный наигрыш «Светит месяц».

А сейчас мы с вами послушаем еще один оркестр (на экране демонстрируется изображение симфонического оркестра).

В записи звучит «Вальс» Й. Штрауса.

2-я барышня: Ребята, кто знает, как называются эти оркестры и чем они отличаются?

Ответы детей…

Симфонический оркестр – большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки. В состав симфонического оркестра входят четыре группы инструментов: струнные смычковые, деревянные и медные духовые, ударные.

Оркестр русских народных инструментов — оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты.

1-я Барышня подходит к столу где лежат инструменты: гармонь, рубель, жалейка, гусли, окарина. 

1-я барышня: Ребята, посмотрите какие здесь удивительные инструменты.

2-я барышня: Интересно, как же они называются и как на них играют?

В это время из-за кулис, играя на гармошке, выходит музыкант (специальный гость):

В гости к вам пришел ребята,
Музыкант я не простой.
Вижу много инструментов,
Поиграю вам с душой.

Первый инструмент, на котором я сыграю называется окарина. Окари́на  древний духовой музыкальный инструмент. По своей форме он напоминает яйцо с отверстиями для пальцев. Обычно окарину изготавливают из керамики, но иногда из дерева, стекла или металла. Послушайте, как он звучит.

А это жалейка. В старину на этом инструменте играли пастухи. Жалейка  духовой язычковый музыкальный инструмент. А почему язычковый? Потому что внутри специальные маленькие пластинки язычки или пищики. Пищики делают  из тростника, бересты и даже из гусиных перьев. Жалейка похожа на свирель. Свирель – это дудочка с отверстиями (показать свирель на экране). В отличие от свирели, у жалейки есть расширяющийся рожок (показать раструб). Послушайте жалейку.

Следующий инструмент – гусли. Гусли  струнный музыкальный инструмент. На гуслях  более тысячи лет назад  играли  наши предки-славяне. Люди, которые играли на гуслях, назывались гуслярами, они одновременно играли на гуслях и рассказывали былины. Гусли имеют треугольную форму и от 5 до 17 струн. Послушайте, как звучат гусли.

Рубель – относится к предметам домашнего быта. В старину его использовали для глажения белья, наматывая белье на валик и раскатывая. Рубель использовали также в качестве музыкального инструмента. При игре рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад-вперёд по его рубцам деревянной ложкой или палочкой. Получается характерный «трещащий» звук. Сыграть на рубеле.

Но  самый мой любимый инструмент – гармошка и баян. Эти инструменты родственники. У них есть общие название – гармоники. Гармонику изобрели в Германии, почти 200 лет назад. В Россию её сначала привозили, как необычный сувенир, но очень скоро гармошка стала настоящим народным инструментом. Один тульский купец на ярмарке купил гармонику. Привез домой, разобрал и изучил его устройство и понял, что ничего в нём сложного нет и сделал своими руками новую гармошку. И очень скоро во всей Туле и в других российских городах стали делать тысячи гармошек. Послушайте гармошку.

1-я барышня: Ребята, вам понравились истории про русские народные инструменты? Давайте похлопаем нашему музыканту.

Звучит русский наигрыш «Светит месяц» в исполнении баяна.

Барышни предлагают детям взять инструменты и поиграть на них. После игры дети прощаются с музыкантом.

1-я барышня: Будем праздник продолжать, выходите поиграть!

Проводятся игры:

Первая игра «Ищи свой инструмент».

Звучит 2-х частная музыка («Попрыгушки» В. Локтева). Дети, стоя в 3-4-х кружках, берутся за руки. В центре кружков стоят водящие с муз.инструментами. На 1-ю часть музыки дети идут по кругу пружинящим шагом, водящие играют на муз.инструментах. На 2-ю часть дети легко бегают врассыпную поскоками. Водящие перебегают на другие места. С окончанием музыки дети находят «свой» инстумент, образуя круг.

Вторая игра «Собери свой инструмент».

Дети делятся на две команды. Нужно собрать картину из пазлов, чтобы получились народные музыкальные инструменты – балалайка и домра. Кто быстрее соберет картинку.

2-я барышня: Ребята, молодцы, справились с заданием! А сейчас давайте отгадаем, как называются инструменты, которые вы собрали.

2-я барышня подходит к картинке с изображением балалайки:

А всего-то три струны,
Ей для музыки нужны.
Всех игрою веселит!
Ой, звенит она, звенит,
Кто такая? Отгадай-ка…
Это наша…(балалайка).

1-я барышня подходит к картинке с изображением домры:

Балалайкина подружка,
Хохотушка, веселушка!
Веселится до утра,
А зовут её…? (ответ детей) Домра!

2-я барышня: Молодцы, ребята! А сейчас сюрприз. Садитесь поудобнее и встречайте апплодисментами маленьких музыкантов из детской школы искусств, которые вам сыграют на домре и балалайке.

После концерта барышни прощаются с детьми до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание мини-музея в музыкальном зале для насыщения РППС и знакомства детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами» (статья из опыта работы)

Введение ФГОС ДО требует модернизации РППС. Предлагаемый материал описывает опыт музыкального руководителя по созданию и использованию в своей работе ресурса мини-музея музыкальных инструментов. Матер...

Консультация для воспитателей на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами в свободной деятельности»

Музыка - из поколения в поколение со времен рождения человечества живет это великое и прекрасное искусство, и каждый из нас был свидетелем волшебства, когда человек берет в руки музыкальный инструмент...

Доклад "Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах".

Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.Игра на детских музыкальных инструментах. Чтобы ребенок мог сочинить мелодию, создат...

Проект для детей среднего дошкольного возраста "Наши музыкальные инструменты"

Проектдля детей среднего дошкольного возраста"Наши музыкальные инструменты"...

Методика знакомства детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора.

Презентация о видах музыкального фольклора и методика знакомства с ними....

Конспект занятия по музыкальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Страна музыкальных инструментов"

Конспект занятия по музыкальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Страна музыкальных инструментов» Цели: Эмоциональное и творческое раскрепощение детей, развить тонкость и чу...

Консультация для воспитателей "Методика знакомства детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора".

Консультация для воспитателей "Методика знакомства детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора"....