Консультация для воспитателей на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами в свободной деятельности»
консультация

Ерёмина Надежда Тимофеевна

Музыка - из поколения в поколение со времен рождения человечества живет это великое и прекрасное искусство, и каждый из нас был свидетелем волшебства, когда человек берет в руки музыкальный инструмент и заставляет этот неодушевленный предмет жить, когда начинает греметь медь труб, когда звучит дерево, когда поют струны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_na_temu.docx27.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Консультация для воспитателей на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами в свободной деятельности»

 

Музыка - из поколения в поколение со времен рождения человечества живет это великое и прекрасное искусство, и каждый из нас был свидетелем волшебства, когда человек берет в руки музыкальный инструмент и заставляет этот неодушевленный предмет жить, когда начинает греметь медь труб, когда звучит дерево, когда поют струны.

Слушая музыку мы не задумываемся о том, откуда пришли к нам барабан, труба, скрипка, балалайка, флейта и фортепиано а между тем, история этих инструментов очень интересна полна загадок и неотделима от истории музыкальной культуры.

История возникновения музыкальных инструментов. Сегодня мы с вами будем говорить об истории возникновения музыкальных инструментов. Если задать вопрос детям: «Когда возникли музыкальные инструменты?», то можно получить  очень разные ответы. (от 100 лет, до десятков тысяч). В действительности же на этот вопрос никто не может ответить, так как это неизвестно.  Но известно, что одному из самых древних инструментов, найденных при археологических раскопках, более 40 тысяч лет (это была флейта, сделанная из кости животного, бедренной кости пещерного медведя).

Но духовые инструменты появились не первыми, значит, музыкальные инструменты возникли еще раньше. Какой же инструмент возник первым? Это трудный вопрос, на  который редко можно получить правильный ответ. Первым прообразом музыкального инструмента были руки человека. Вначале люди пели, прихлопывая в ладоши, которые и являлись как бы его музыкальным инструментом. Затем люди стали брать в руки две палки, два камня, или две ракушки, и вместо хлопков в ладоши, ударять друг о друга этими предметами, получая при этом различные звуки. Таким образом, появляются инструменты, звук на которых извлекается посредством  удара, поэтому такие инструменты называют ударными.

Самым распространенным ударным инструментом является, конечно, барабан.  Но изобретение барабана относится к значительно более позднему времени. Каким образом это произошло, мы сейчас сказать не можем. Можем лишь, что - либо предположить. Например, однажды ударив по дупленому дереву, для того, чтобы выгнать оттуда пчел и забрать у них мед, человек прислушался к необычно гулкому звуку, который получается от удара по дупленому дереву, и ему пришла в голову мысль  использовать это в своем оркестре. Потом люди поняли, что не обязательно искать дупленое дерево, а можно взять какой-нибудь пень и выдолбить в нем середину. Ну а если его обтянуть с одной стороны шкурой убитого животного, то получится инструмент очень похожий на барабан. 

Итак: первыми возникла группа ударных инструментов. Какая же группа инструментов появилась вслед за ударными? Это были духовые инструменты, которые называются так, потому что звук у них извлекается благодаря вдуванию воздуха. Что человека навело на изобретение этих инструментов? Например, дул сильный ветер, человек услышал какой-то звук. Вначале он насторожился, но прислушавшись понял, что звучит сломленный тростник.

Тогда человек подумал: «А что если самому сломить тростник, и вдувая в него воздух, попробовать заставить его звучать?». Успешно проделав это, люди научились извлекать звуки посредством вдувания воздуха. Потом  человек понял, что короткий тростник издает более высокие звуки, а длинный – более низкие. Люди стали связывать тростники разной длины и извлекать, благодаря этому, разной высоты звуки. Еще позже люди поняли, что не обязательно брать несколько трубок, а можно в одной трубке проделать несколько отверстий, и зажимая их определенным образом извлекать звуки различные по высоте.

Таким образом, возникла вторая группа музыкальных инструментов, которые называются духовыми.

Ну а третей группой музыкальных инструментов является струнная группа. И самым первым струнным инструментом был простой охотничий лук. Много раз перед охотой человек проверял, хорошо ли натянута тетива лука. И вот однажды прислушавшись к этому певучему звуку тетивы, человек решил использовать его в своем оркестре. Он понял, что короткая тетива издает более высокие звуки, а более длинная тетива – более низкие. Но играть на нескольких луках неудобно и человек натянул на лук не одну тетиву, а несколько. Если представить этот инструмент, то можно найти в нем сходство с арфой. Так возникли три группы музыкальных инструментов: ударные, духовые и струнные. 

Теперь давайте более подробно поговорим о русских народных музыкальных инструментах.

В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных: (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, цитры (гусли) баян, аккордеон); другие - по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон, гобой, кларнет). Среди детских музыкальных инструментов и игрушек есть все основные группы: ударные, духовые, струнные, клавишно-язычковые. (Показ слайдов)

Характерной особенностью русских народных ударных инструментов является то, что некоторые из них были предметами быта. Пожалуй, одним из самых распространенных русских народных инструментов являются ложки. Деревянные ложки - обычно делают из клёна, берёзы. Исполнителей на ложках называют ложкарями. Ложкари - виртуозы играют тремя или пятью ложками. Две ложки зажимают между пальцами левой руки, а третью держат правой, и этой ложкой бьют скользящим движением по двум другим. Есть очень искусные ложкари, они играют на большем количестве ложек, которые воткнуты и в сапоги и за пояс.

Ложки инструмент ударный, поэтому используется всегда в сочетании с другими инструментами в ансамбле, в оркестре.

Давайте послушаем игру профессионального ложкаря в ансамбле с гармонистом. (Звукозапись «Ложкари» «Ложки с гармонью»)

Следующим русским народным ударным инструментом, является трещотка.

Трещотка - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши, обладающий характерным трескучим звуком. Трещотка состоит из набора 18-20 - тонких пластин, сделанных обычно из дуба, разделённых небольшими деревянными планками, которые нанизываются на веревку. Держат трещотку перед собой, как гармошку и играют, сжимая и разжимая ладонями пластины. Широкое применение получили в оркестрах не только русских народных, но и других народов.

Давайте послушаем Чувашскую народную мелодию с использованием трещоток. (Звукозапись «Трещотки Чувашия»)

А сейчас небольшой фрагмент звучания трещоток в оркестре (звукозапись «Трещотки в оркестре»)

Не менее популярным ударным народным инструментом является бубен. Бубен – музыкальный ударный инструмент в виде деревянного обруча, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. В прорезях обруча парами прикрепляются тонкие пластинки, на них подвешиваются бубенчики. На нем играют, встряхивая его в воздухе и ударяя по его коже ладонью

Послушайте фрагмент звучания бубна в оркестре (Звукозапись «Бубен в оркестре»)

Россию с ее огромными просторами нельзя представить без троек лошадей, без ямщиков. Вечером, в снежную пургу, когда видимость была очень плохая, нужно было, чтобы люди слышали приближающуюся тройку. Для этой цели под дугой у лошади вешали колокольчики и бубенчики. Колокольчик представляет собой открытую книзу металлическую чашечку с подвешенным внутри ударником (язычком). Звучит он только в подвешенном состоянии. Звук колокольчика может имитировать такой ударный инструмент, как Треугольник.

Бубенчик же является полым шаром, в котором свободно катается металлический шарик (или несколько шариков), при встряхивании ударяющихся о стенки, в результате чего извлекается звук, но более тусклый по сравнению с  колокольчиком.

Русской тройке и ямщикам посвящено так много песен и инструментальных сочинений, что возникла необходимость ввести в оркестр народных инструментов специальный музыкальный инструмент, имитирующий звучание ямщицких колокольчиков и бубенчиков. Этот инструмент так и назвали – бубенцами. Встряхивая бубенцами или ударяя ими о колено, играющий извлекает звуки, напоминающие звон колокольчиков русской тройки. Послушаем фрагмент звучания бубенцов в оркестре из к-ма «Морозко». Мы с вами познакомились с первой группой русских народных инструментов – ударных.

- Следующая группа русских народных музыкальных инструментов - духовые инструменты, звук у которых возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента. Это – рожок, жалейка, свирель, кувиклы.

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью отверстиями сверху и одну снизу. Изготовляют рожок из березы, клена и можжевельника. Звук у рожка сильный, но мягкий. На рожках в старину играли пастухи. (звукозапись «Во кузнице» (Рожечный хор)

Разновидность рожка - Жалейка - небольшая трубочка из ивы или бузины, длиной 100 - 150 мм, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. В стволе имеется от 3 до 7 игровых отверстий. Жалейка звучит печально пронзительно и жалостливо. Поэтому некоторые исследователи связывают название инструмента с “желями” или “жалениями” - поминальным обрядом. (звукозапись «Жалейка» и «Рожок и Жалейка в оркестре»)

Свирель - представляет собой простую деревянную (иногда металлическую) дудку она похожа на флейту. На одном конце её есть свистковое устройство в виде клюва, а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий (обычно шесть). Изготавливается инструмент из крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады – Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы. (звукозапись «Свирель», «Ай, заинька» и Хор «Свирель, рожок и колокольчик»)

Флейта «Пана» (Репродукция М. Врубеля «Пан») Здесь четко показан инструмент “флейта Пана”, на котором играл бог лесов Пан. Известна она в народе как кувиклы, которая представляет собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним. (Звукозапись «Кувиклы» «Одинокий пастух»)

Следующая группа народных инструментов - струнные: звук возникает от прикосновения пальцами или медиатором к струне (Гусли, домра, балалайка, цитра, арфа,). Гусли – народный музыкальный инструмент. Существует несколько версий происхождения этого слова. По одной из них славянское слово “гусли” выражает совокупность струн (от старославянского гудеть). Гудением в старину называли именно звук струн. Древнерусские гусли по преданиям имели горизонтальное положение, их обычно сравнивали с лежачей арфой. На гуслях играли богатыри Добрыня Никитич и Соловей Будимирович и новгородский гость Садко. Струны у старинных инструментов - латунные, а у более современных - стальные. Количество струн колеблется от 55 до 66. Звукоизвлечение производится путем защипывания струн пальцами обеих рук. Звук гуслей яркий, довольно сильный и долго не затухающий.

Давайте послушаем, как звучат гусли (Звукозапись «Гусли клавишные, дуэт»)

Еще один народный инструмент, относящийся к группе струнных - Домра. Термин “домбра” тюркского происхождения. Предком домры явился египетский инструмент “пандура”, проникший к нам через Персию, торговавшей с Закавказьем. В Европе она получила название “лютня”.

Домра – струнный щипковый музыкальный инструмент с тремя или четырьмя струнами, с полусферическим корпусом. Звук извлекается с помощью медиатора. В оркестре домры - основная мелодическая группа. (Звукозапись «Домра»)

Следующий струнный русский народный инструмент - Балалайка представляет собой треугольный корпус, склеенный из нескольких сегментов, три струны, чуть отогнутый назад гриф. Впервые название “балалайка” встречается в письменных памятниках времен Петра Великого. В 1715 г., при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов упоминается и балалайка. (Звукозапись «Балалайка», «Баяны, домры, балалайки, ложки, бубны в оркестре)

Ещё одна группа русских народных инструментов Клавишно-язычковые: (гармонь, баян, аккордеон). Звук возникает, когда нажимают клавишу. Гармонь - Звук разной высоты издает тонкий металлический язычок, обдуваемый воздухом из мехов. У гармони две клавиатуры. На правой клавиатуре играют мелодию, а левая предназначена для аккомпанемента. Баян отличается от гармони большой полнотой и силой звука, на нем возможно исполнение сложных музыкальных произведений. Аккордеон является синтезом гармони и фортепиано. Звуки при игре на аккордеоне издают металлические язычки, которые являются тонкими пластиночками, колеблющимися под действием струи воздуха, которую нагнетают меха.

А сейчас давайте послушаем ансамбль народных инструментов, который включает в себя все группы инструментов, а именно : ударные, духовые, струнные и клавишно – язычковые (угадай инструмент)

(Звукозапись «Ансамбль народных инструментов»)

Музыкальные инструменты такие, как металлофон и ксилофон относятся к группе ударно-клавишных инструментов. Звук у таких инструментов вызывает удар молоточка по пластинам (у металлофона – металлическим, у ксилофона – деревянным) Ксилофон и металлофон чаще используются в симфонических оркестрах. (Звукозапись Металлофон «Г. Гладков Медленная тема» и «Ксилофон»)

Слушаем в исполнении виртуозного русского народного оркестра прекрасную тему из кинофильма –сказки «Морозко» (все группы инструментов)

А сейчас я расскажу о наиболее известных ударных инструментах других народов. Давайте познакомимся с очень известным испанским ударным инструментом – кастаньетами. Кастаньеты  — ударный музыкальный инструмент, представляющий собой две вогнутые пластинки-ракушки, в верхних частях связанные между собой шнурком. Кастаньеты получили наибольшее распространение в Испании, Южной Италии и Латинской Америке. Подобные простые музыкальные инструменты, пригодные для ритмического сопровождения танца и пения.(Звукозапись «Кастаньеты»)

Название кастаньеты в русском языке заимствовано из испанского, где они называются castauelas («каштанки») из-за сходства с плодами каштана. Пластины традиционно изготавливались из твёрдой древесины, хотя в последнее время для этого все чаще используется металл или стеклопластик. В мировой культуре кастаньеты прочнее всего ассоциируются с образом испанской музыки, особенно с музыкой испанских цыган. Поэтому данный инструмент часто используют в классической музыке для создания «испанского колорита»; например, в таких произведениях как опера Ж. Бизе «Кармен» (Звукозапись « Песня и танец с кастаньетами из оперы Дж.Верди «Кармен»).

Очень распространенным латиноамериканским инструментом являются маракасы. (Звукозапись)

Маракас или марака  — древнейший ударно-шумовой инструмент коренных жителей Антильских островов — индейцев таино, разновидность погремушки, издающей при потряхивании характерный шуршащий звук. В настоящее время мараки популярны на всей территории Латинской Америки и являются одним из символов латиноамериканской музыки. Как правило, музыкант, играющий на мараках, использует пару погремушек — по одной в каждой руке.

В русском языке название инструмента чаще употребляется в не вполне правильной форме «маракас».  Более правильной формой названия является «марака».

Первоначально для изготовления марак использовались высушенные плоды горлянкового дерева, известного на Кубе под названием «гуира», а в Пуэрто-Рико — «игуэро». Для изготовления марак использовались плоды небольшого размера правильной округлой формы. После удаления мякоти через два просверленные в корпусе отверстия и сушки плода внутрь насыпали мелкую гальку или семена растений, количество которых в любой паре марак различно, что обеспечивает каждому инструменту неповторимо индивидуальное звучание. На последней стадии к полученной шарообразной погремушке приделывали ручку, после чего инструмент был готов.

Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Когда дети начинают ходить и способны маршировать под музыку (первая младшая группа), воспитатель может сопровождать звучание марша, играя на ударных инструментах: бубне, барабане, чтобы подчеркнуть ритм, разнообразить звучание. Бег можно сопровождать игрой на деревянных палочках, ложках, колокольчике. По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях ритм музыки, им поручают самим играть на этих инструментах. Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик), потом их действия становятся все более самостоятельными. Игра на ударных музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном. В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Приемами игры на металлофоне (стаккато, глиссандо) Детей учат приемам звукоизвлечения: правильно держать молоточек (он должен свободно лежать на указательном пальце, его лишь слегка придерживают большим), направлять удар на середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мячик). Когда играются длинные ноты, молоточек должен подпрыгивать повыше, короткие ноты — пониже. Разнообразие шумовых и ударных инструментов, обычно находящихся в уголках для музицирования, трудно даже перечислить: - треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними; - пальчиковые тарелочки, ручные тарелки; - бубны, трещотки, деревянные коробочки, ложки, маракасы, кастаньеты, ручные барабаны, и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа. Это самые древние инструменты, пришедшие к нам из глубины веков. Дополняют этот ансамбль ксилофоны и металлофоны. Обычно их называют «орфовскими» инструментами: идея их создания и использования в детском музицировании принадлежит Карлу Орфу. Орфовские инструменты являются скорее аккомпанирующими, чем мелодическими. Они чудесно дополняют негромкое детское пение.

             В старших и подготовительных группах дети стараются ритмично играть на шумовых и ударных инструментах, а так же играть несложные попевки на духовых и орфовских инструментах (металлофон, ксилофон). Орфовские и шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребенку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль. Дети знакомятся с различными группами музыкальных инструментов, учатся различать их по звучанию (духовые, ударные, струнные, клавишно-язычковые), овладевают звукоизвлечением. Игра на музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка, стимулирует интерес к инструментальной музыке, совершенствует эстетическое восприятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа творческой группы воспитателей по теме: «Ознакомление детей дошкольного возраста с Нижним Новгородом»

Предлагаю выступление на районном методическом объединении о создании творческой группы воспитателей по созданию наработок по ознакомлению дошкольников с Нижним Новгородом....

Консультация для воспитателей на тему: « Ознакомление детей дошкольного возраста с народно-декоративным искусством России. »

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслужи...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов по теме: Ознакомление детей дошкольного возраста с социальным миром

Особенности социально-личностного развития детей по возрастным группам....

Консультация для воспитателей на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни»

Специфика моей деятельности как  воспитателя  заключается в том, что, прежде всего, я – ВОСПИТАТЕЛЬ и  люблю детей , независимо от того, что все они разные.  При этом  ф...

01_Консультация для родителей на тему Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых.docx

01_Консультация для родителей на тему Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых.docx...

Консультация для воспитателей "Методы организации ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями"

Консультация для воспитателейМетоды организации ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями....