«Организация проектно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему ««Музыкально-ритмическое воспитание детей дошкольного возраста по средствам игроритмики
методическая разработка по музыке по теме


Развитие музыкальных способностей по средствам проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon homichuk_proekt.doc190.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Организация проектно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему ««Музыкально-ритмическое воспитание  детей дошкольного возраста по средствам игроритмики»

Содержание

1.Актуальность

2. Цели, задачи и принципы проекта

3. Планируемые результаты

4.Диагностика уровня музыкально-двигательного развития ребенка

5.Структура проекта

6.Работа над проектом с воспитанниками

7. Работа над проектом с родителями

8. Работа над проектом с педагогами

9. Заключение

10.Библиографический список. Информационные ресурсы

11.Приложение

1.Актуальность

«Возможно, самое лучшее, самое совершенное

 и радостное, что есть в жизни – это

свободное движение под музыку.

И научиться этому можно у ребенка

и вместе с ним»

                                                       А.И.Буренина.

Музыка - самое эмоциональное искусство (Д.Б.Кабалевский). Ее воздействие на формирование личности огромно. «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы не полна, глуха, бедна…Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся». Эти слова крупнейшего композитора современности Д. Шостаковича как нельзя более полно отражают основной взгляд на  музыкальное воспитание и развитие ребенка. Можно не редко услышать такую фразу: «Мой ребенок пошел в отца, у него нет совсем музыкального слуха». Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери. Однако все в действительности несколько иначе. Педагоги - музыканты пришли к мнению о том, что задатки к  музыкальной деятельности, т. е. физиологические способности организма, например, органа слуха или голосового аппарата имеются у каждого. Именно он составляет основу развития музыкальных способностей. И поэтому считается доказанным, что если для музыкального развития созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

Природа дала человеку все, для того чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным  шорохам леса, листьев, завыванием ветра, люди учились различать интонацию, высоту звука, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность - природой данное человеку свойство. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о том, что начинать музыкальное развитие ребенка нужно как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка будет невосполнимо.

Что же такое музыкальность? Это комплекс способностей, позволяющих человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании, пении, движении.

Музыкально-ритмические движения - Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак - Далькроз. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей, a также пластичности и выразительности движений. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания - в ее гуманном характере. Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях, вместе c тем считал, что музыка является первоосновой. Синтез музыки и движений конкретизирует игровой образ. C одной стороны, музыкальный образ способствует более точному и эмоциональному исполнению движений, c другой – движения поясняют музыку, основные средства выразительности. Такие сложные явления, как метроритм, регистр, музыкальная форма, которые трудно объяснить детям словами, дошкольники воспринимают не только ухом, но и всем телом, это увеличивает музыкальное переживание, делает его более осознанным.
          Занятия движениями имеют неоценимое значение, а особенно для соматически ослабленных детей, детей с неустойчивой нервной системой, незрелостью эмоционально-волевой сферы. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. Поэтому так важно приобщать к движению под музыку неловких, заторможенных в двигательном отношении детей, которым необходимо помочь обрести чувства уверенности в свои силы или, наоборот, расторможенных и гиперактивных детей, чтобы научить их контролировать свои эмоции и чувства. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика, координация движений, развивается произвольность движений, невербальные коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки и движений.

Научными исследованиями доказано, что любой звук вызывает y человека сокращения мускулатуры. Весь организм отвечает на действие музыки. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Профессор-музыковед Л. Медушевский писал: «Бесконечно богатая информация, заключённая в музыке, считывается не рассудком, a динамическим состоянием тела - соинтонированием, пантомимическим движением». Известно, что движение оказывает влияние на характер восприятия образов музыки.
        Б. М. Теплов также доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев
и т.д.).

Также исследованием проблемы музыкально-ритмического воспитания занимались известные отечественные и зарубежные пед агоги и психологи. Среди них:  Д. Б. Кабалевский, Б. М.Теплов,  Е.А. Флерина, М. А. Румер, Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю. А. Двоскина, А. В.  Кенеман, С. Д. Руднева, Н.А. Ветлугина, О. П. Радынова, А. И. Бурёнина и многие другие.
         Таким образом, восприятие музыки - активный слухо-двигательный процесс. Через движение ребёнок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, чувствует смену её настроения, закрепляет знания o средствах музыкальной выразительности, понимает и ощущает её, развивает эмоции, интересы, вкусы, т.е. приобщается к музыкальной культуре, обогащается его духовный мир.
 

         В последнее время в дошкольных учреждениях всё чаще стали применять нетрадиционные методы музыкально-ритмического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастикой, игрового стретчинга, танцев и другие. Наиболее популярной является ритмическая игроритмика с элементами гимнастики . В ней ценятся такие компоненты – ритм, игра с ритмом, элементы гимнастики, гимнастические этюды и  ритмический танец.

Возможности применения упражнений танцевально-ритмической гимнастики довольно широки и под руководством педагога могут быть использованы в дошкольных учреждениях.

  1. Цели, задачи и принципы проекта

Принципы интеграции и инновационность проекта

Проект составлен на основе принципа интеграции межпредметных связей по видам деятельности:

Инновационность проекта:

•        Понимание и принятие  индивидуальных особенностей ребёнка в качестве важнейшего компонента педагогического  процесса (важна  личность,  а  не коллектив)

•        Использование авторского музыкально-двигательного материала (музыкальные постановки);

•        Распределение музыкально-двигательного репертуара по возрастной категории;

•        Использование разных видов занятий (сюжетное, занятие – импровизация, игровое).

3.Планируемые результаты

К концу проекта дети должны уметь:

  • Передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения;
  • Передавать основные средства музыкальной выразительности;
  • Различать жанр произведения и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове;
  • Передавать в пластике музыкальный образ, используя гимнастические, имитационные, общеразвивающие и танцевальные виды движений;
  • Ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов;
  • Исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;
  • Самостоятельно начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом музыки;
  • Передавать в мимике и пантомиме образы знакомых животных и персонажей;
  • Выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном описании;
  • Выполнять изучаемые в течение года ритмические композиции и танцы-игры;
  • Выполнять изучаемые в течение года ритмические композиции и танцы-игры;
  • Находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами.

Дети должны знать:

  • Назначение музыкального  зала и правила поведения в нѐм;
  • Правила подвижных игр.
  • Элементы  танцевальные позиций рук и ног;
  • Понятия: круг, шеренга, колонна.

4. Диагностика уровня музыкально-двигательного

развития ребенка

Координация, ловкость движений – точность движений, координация рук и ног при выполнении упражнений.

Для проверки уровня развития координации рук и ног применяются следующие задания:

Упражнение 1. Отвести в сторону правую руку и в противоположную сторону левую ногу и наоборот.

Упражнение 2. Поднять одновременно согнутую в локте правую руку и согнутую в колене левую ногу (и наоборот).

Упражнение 3. Отвести вперед правую руку и назад левую ногу и наоборот.

3 балла - правильное одновременное выполнение движений.

2 балла - неодновременное, но правильное; верное выполнение после повторного показа.

1 балл - неверное выполнение движений.

Творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные, оригинальные «па».

Тест на определение склонности детей к танцевальному творчеству. Детям предлагается под музыку (после предварительного прослушивания) изобразить следующие персонажи: ромашку, пчелку, солнечный зайчик и т.п.

3 балла - умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, подбирать слова характеризующие музыку и пластический образ.

2 балла - движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения.

1 балл - ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации;

Гибкость тела – это степень прогиба назад и вперед. При хорошей гибкости корпус свободно наклоняется.

Упражнение «Кольцо» (проверка гибкости тела назад). Исходное положение, лѐжа на животе, поднимаем спину, отводим назад (руки упираются в пол), одновременно сгибая ноги в коленях, стараемся достать пальцами ног до макушки.

Упражнение «Гимнастка». Исходное положение-сидя на бедре, упор рукой об пол,  ноги вытянуты в сторону(одна прямая, другая полусогнутая в колене).Махи свободной рукой над головой-вправо-влево и наоборот, меняя исходное положение. 

3 балл – максимальная подвижность позвоночника вперед и назад.

2 балл – средняя подвижность позвоночника.

1 балл - упражнения на гибкость вызывают затруднения.  

Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения - без показа педагога).

Упражнение «Кто из лесу вышел?»

После прослушивания музыки ребенок должен не только угадать кто вышел из лесу, но и показать движением. Закончить движение с остановкой музыки. (отражение в движении характера музыки).

Упражнение «Заведи мотор».

Дети сгибают руки в локтях и выполняют вращательные движения. Под медленную музыку - медленно, под быструю – быстро (переключение с одного темпа на другой).

Упражнение «Синички».

1 часть. Под лёгкую музыку дети ритмично бегут по кругу.

2 часть. Под смену музыку кружатся на полупальцах ног, держа осанку. Руки подняты вверх «к солнышку» (отражение в движении динамических оттенков).

3 балла – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, передавать основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику)

2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения совпадают не всегда.

1 балла – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.

Эмоциональность – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревогу и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения не выразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям .

Детям предлагается изобразить «усталую старушку», «хитрую лису», «девочку, которая удивляется», «сердитого волка».

Развитие чувства ритма.

Ритмические упражнения – передача в движении ритма прослушанного музыкального произведения. Эти задания требуют от детей постоянного сосредоточения внимания. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; ребенок говорит примитивно используя короткие отрывочные высказывания.

Упражнения с ладошками.

Педагог говорит детям, что он будет хлопать в ладоши по – разному, а дети должны постараться точно повторить его хлопки.

Педагог сидит перед детьми и четвертными длительностями выполняет разнообразные хлопки. Педагог должен молчать, реагируя на исполнение мимикой.

1. 4 раза по коленями обеими руками (повторить 2 раза).

2. 3 раза по коленям, 1 раз в ладоши (повторять до точного исполнения).

3. 2 раза по коленям, 2 раза в ладоши.

4. 1 раз по коленям, 1 раз в ладоши (с повторением).

3 балла – точно передает ритмический рисунок.

2 балла – выполняет лишь отдельные упражнения, с несложным ритмическим рисунком.

1 балл - с ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок.

Уровни развития ребенка

в музыкально-ритмической деятельности

Первый уровень (высокий 15-18 баллов) предполагал высокую двигательную активность детей, хорошую координацию движений, способность к танцевальной импровизации. Ребенок умеет передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движение на каждую часть музыки. Имеет устойчивый интерес и проявляет потребность к восприятию движений под музыку. Хлопками передает ритмический рисунок.

Второй уровень (средний 10-14 баллов). Этому уровню свойственна слабая творческая активность детей, движения его довольно простые, исполняет лишь однотипные движения. Воспроизводит несложный ритм. Передаѐт только общий характер, темп музыки. Умеет выразить свои чувства в движении. В образно - игровых движениях легко передает характер персонажа. Верное выполнение упражнений на координацию после повторного показа движений.

Третьему уровню (низкому 6-9 баллов) соответствовали следующие характеристики детей: они повторяют несложные упражнения за педагогом, но при этом их повторы вялые, мало подвижные, наблюдается некоторая скованность, заторможенность действий, слабое реагирование на звучание музыки. Движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения. Мимика бедная, движения невыразительные. Ребенок не способен перевоплощаться в творческой музыкально-игровой импровизации. С ритмическими заданиями не справляется, не может передать хлопками ритмический рисунок. Упражнения на гибкость вызывают затруднения

Диагностика основана на современных диагностиках («Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка» А.И. Буренина, «Тесты для определения специальных хореографических данных» С.Л. Слуцкая, «Обследование уровня развития физических качеств» Н.В. Полтавцева)

  1. Структура проекта

Вид проекта: долгосрочный. Сроки реализации проекта: август 2014-май 2015  года

Участники

проекта

Музыкальный работник - подбирает музыку, танцы, инструментальные произведения, связанные с тематикой проекта, готовит с детьми пластические этюды, организует и проводит праздники.

Родители – непосредственные участники совместной образовательной деятельности.

Этапы реализации проекта

Этапы проекта

Мероприятия, проводимые в рамках проектной деятельности

I этап (август – сентябрь 2014 г.),  Подготовительный

Проведение мероприятий, направленных на организацию и подготовку совместной деятельности по развитию музыкально-ритмических дошкольников  в течение учебного года.

  • Изучение современных программ, технологий, литературы, опыта работы по данной проблеме. 
  • Работа с сайтами по дошкольному музыкальному воспитанию через  Интернет
  • Анкетирование родителей, подборка необходимого информационного материала для родителей.
  • Работа с педагогами – проведение консультаций для воспитателей группы.
  • Подготовка дидактических пособий, музыкальных уголков, разработка конспектов занятий, анкет.
  • Составление сценариев досугов и развлечений.
  • Проведение первичного мониторинга обследования  сформированности музыкальных способностей детей.
  • Обсуждение данной проблемы в блоге  с коллегами  на педагогическом форуме в социальной сети работников образования.

II  этап  

(октябрь2014  – май 2015г.) –

Основной

Непосредственное проведение мероприятий.

  • Создание развивающей среды (индивидуальные коврики, ритмические палочки, ритмические кубики, создание дидактических игр,  музыкальных уголков в групповых комнатах)
  • консультации воспитателей по индивидуальной подготовке ребенка к выступлению на праздниках и развлечениях; как правильно оформить музыкальный уголок
  • привлечение родителей к работе по изготовлению музыкально-дидактических игр для групповых комнат, созданию костюмов для выступлений
  • Проведение занятий, развлечений, досугов.
  • Участие в городских танцевальных фестивалях конкурсах, концертах, праздничных мероприятиях
  • Размещение на персональном сайте в социальной сети работников образования  методических разработок по развитию музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста.

III этап (май 2015г.)  – Заключительный

Подведение итогов реализации проекта.

  • Подведение итогов мониторинга обследования   сформированности  музыкальных способностей детей; анкетирование родителей.
  •  Дальнейшее планирование работы по развитию музыкально-ритмических движений у детей с перспективой на сотрудничество  с хореографом.
  • Отчётный концерт «Танцуют все!»

  1. Работа над проектом с воспитанниками

За основу выбрана программа по танцевально-игровой гимнастике для детей «Са-фи-дансе» Фирилевой Ж.Е., Сайкиной Е.Г. , программа А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика»  и Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей».

В проекте  представлены разделы:

Содержание проекта реализуется через разные виды музыкальной деятельности:

1.        Тематическое занятие.

Оно состоит из подготовительной, основной и заключительной частей.

Цель занятия:

Воспитание интереса, потребности в движениях под музыку, развитие гибкости, пластичности, развитие способности к выразительному исполнению движений. На занятие используются:

1.        Основные виды движений:

а) Ходьба бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоки подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба гусиным шагом.

б) Бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.), широкий («волк»), острый (бежим по «горячему песку»).

в) Прыжковые движения – на двух ногах на мест, с продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», легкое поскакивание.

2.        Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц.

Упражнения на развитие гибкости, пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.

3.        Плясовые движения. Элементы народных плясок, доступных по координации. Например, поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой «выбрасывание» ног, полуприседание для девочек, и полуприсядка для мальчиков и др.

4.        Разучивание танцевальных упражнений: шаг польки, приставной шаг, поскоки и др., а также разучивание музыкально-ритмических композиций.

 II. Сюжетные занятия.

Сюжетное занятие выстраивается в соответствии с содержанием русских и зарубежных сказок.

В сюжетном занятии преобладают имитационные движения – разнообразные, образно-игровые движения, жесты раскрывающие понятный детям образ, динамику его настроений или состояний (в природе, в настроениях человека и животных, в вымышленных игровых ситуациях)

 Цель занятия: развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать другим людям и животным – персонажем сказок. Развивать художественно-творческие способности по средством ритмической пластики.

Сюжетное занятие проводится по заданному сценарию сказки, или произведения.

Занятие состоит из основных трех частей.

Подготовительная часть: сюда входят разминка и общеразвивающие упражнения, в которых отражен сюжет занятия, т.е. «сказочная зарядка»

Основная часть: это кульминация – наивысшая точка развития сюжета. В основную часть входят музыкально-ритмические композиции, соответствующие сценарию.

Заключительная часть – развязка на достижение целей, которые были поставлены в начале занятия перед детьми.

Использовать  следующие сюжетные темы:

«На лесной опушке», «Новогодняя сказка», «Путешествие по сказкам», «Теремок», «Осень в гости к нам пришла», «Весенняя карусель».

III. Игровые занятия.

Игровое занятие по структуре напоминает сюжетное занятие.

Цель занятия: способствовать развитию у детей творческих и физических способностей. Содействовать развитию прыгучести, ловкости, координации движений, ориентирование в пространстве. Занятие состоит из трех частей: подготовительная, основная, заключительная.

В подготовительной части проводится разминка и общеразвивающие упражнения.  Характер упражнений соответствует теме предлагаемой педагогом по типу зарядки.

Основная часть занятия включает в себя подвижные игры, отражающие тему занятия.

В заключительной части используется музыкально-ритмические композиции, соответствующие анной теме занятия.

Можно использовать следующие темы игровых занятий:

«В гостях у трех поросят», «Путешествие в Морское царство», «Поход в зоопарк», «В гости к Чебурашке» и др.

IV.  Импровизация

Импровизация, проходит в конце учебного года. У детей развиты двигательные навыки, накоплен разнообразный музыкально– ритмический репертуар, что способствует творческому мышлению, воображению и фантазии. Занятия импровизации проходит в свободной импровизированной форме.

Цель занятия: повторить изученный материал по ритмическим танцам. Учить импровизировать под музыку. Способствовать развитию импровизации, творческих способностей детей.

Проект предполагает проведение одного занятия по дополнительному образованию (кружок «Ритмическая карусель») в неделю,  как часть традиционной музыкально-ритмической деятельности, индивидуальную работу, а также работу    в свободное от занятий время и работу  во вторую   половину дня.

Продолжительность занятия –25-30 минут.

Методы и приемы

Чтобы добиться развивающего эффекта обучения необходимо использовать различные методы :наглядный, словесный и практический.

         Наглядный метод может быть наглядно-слуховым (исполнение музыки) и наглядно-зрительным (показ иллюстрации, картинок, совместное исполнение движений, применение наглядных пособий).

Музыка на  занятиях должна  звучать, как в «живом» исполнении, так и в записи. Использование записи позволяет  подобрать самую разнообразную музыку - от детских песен, народных мелодий до эстрадных и классических произведений в оркестровом исполнении. Это расширит кругозор детей, разовьёт художественный вкус. Следует отметить ещё одно важное преимущество фонограммы. Всем известно непроизвольное «приспособление» аккомпанемента к движению. Желая помочь детям (и, как правило, совершенно невольно), музыкальный руководитель ускоряет или замедляет темп, дополняет лишними аккордами вступление или заключение музыкального произведения. Такая «помощь» исключена при использовании фонограммы, и это способствует более внимательному вслушиванию в музыку, концентрации слухового внимания.  Важно заострять внимание детей на разнице звучания, отмечать изменения характера музыки, нюансов настроения в зависимости от ее исполнения. Симфоническую музыку лучше слушать в записи, чтобы сохранить при восприятии оркестровую красочность.

Зрительная наглядность имеет также большее значение, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы , близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы. Приемы применения зрительной наглядности (картин, рисунков, цветных карточек, игрушек) рассмотрю ниже.

Словесный метод. С помощью интересной беседы детям прививается любовь к музыке, расширяются представления о некоторых явлениях действительности, обогащается их внутренний мир, чувства, формируются  нравственные качества, интересы.

Практический метод в развитии музыкального восприятия также очень важен. Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, сочетаю восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания.

Использовать движения,  как приемы, активизирующие осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений.

Говоря о развитии музыкального восприятия с помощью движения, важно отметить, что речь идет не о выработке качественного выполнения движений, а о возможностях выразить переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и способов действий.

Методы музыкального воспитания тесно связаны между собой.

Показ с пояснением. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя. Все пояснения, описание игровых ситуаций должны быть немногословными и очень точными, емкими, яркими.

Игровые приемы  делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность. Данный метод является доминирующим, поскольку процесс игры облегчает процесс запоминания и освоения упражнений дошкольниками, а также вызывает интерес к занятиям. Учитывая, что основным видом деятельности ребенка является игра, весь материал преподносится детям через образ, характер. Игровой метод объединяет все разделы программы

Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. Игры способствуют развитию памяти ребенка, вырабатывают устойчивость произвольного внимания, совершенствуют творческую активность. Использование на занятиях игрушек, ярких атрибутов помогает детям более выразительно исполнять движения и украшает любой танец, делает его ярким и радостным.

Суть данного метода в том, что я подбираю для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности детей.  Это использование игрушек, картин, иллюстраций, дидактических игр, игровой приём «Зеркало» «Эхо»)

Приём погружения в музыку воплощение в движениях музыки, с которой дети впервые знакомятся на занятии.

Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того с какой целью задан вопрос (беседа, вступительное слово, закрепление).

Оценка качества детского исполнении неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

Основные направления  деятельности по развитию

музыкальных движений.

Обучение танцам – является приоритетным направлением деятельности по развитию музыкальных движений. В проекте были выделены следующие направления:

  • Музыкально-ритмические упражнения.  В музыкально-ритмических упражнениях дети осваивают отдельные виды движений: всевозможные повороты, вращения, кружения, наклоны, покачивания, разновидности шага, бега, прыжков, подскоков. В данный раздел ритмики входят также  упражнения на разнообразные построения, движения по кругу, квадрату, диагонали, «змейками», цепочками, парами, тройками и т.д.

Перечисленные упражнения относятся к разряду общеразвивающих и связаны с физическим воспитанием ребенка, развитием его ловкости, координации, умения владеть своим телом и ориентироваться в пространстве.

В контексте занятий ритмикой эти упражнения получают новую смысловую окраску. Движения упражнений связываются с яркими музыкальными образами (скачущие галопом лошадки, прыгающие зайчики, крадущиеся кошечки и т.п.), расцвечиваются фантазией детей, будят их творческое воображение. В этих упражнениях ребенок творчески познает возможности своего тела, соотносит свои действия с действиями других, приобретает навыки общения, учиться ориентироваться в осваиваемом им мире – мире вещей, живых существ, людей и их взаимоотношений. Звучащая музыка помогает ему в этом, ритмически организуя деятельность, делает познаваемый ребенком мир ярким и эмоционально насыщенным.

  • Танцы, пляски и хороводы. Танцы, пляски и хороводы – также весьма привлекательный для детей раздел занятий ритмикой. Основу программ музыкально-ритмического воспитания в ДОУ составляют несложные танцы разных народов, характерные танцы.

 Музыкальная форма, структура народного танца, как правило, ясная, четкая, доступная детскому восприятию. Часто музыкальная форма основывается на противопоставлении контрастных частей (быстро – медленно, тихо – громко и т.д.). Контраст звучания музыки  реализуется в танце через контрастную смену характера движений, что легко осваивается детьми.

В характерных танцах плясовые элементы соответствуют манере движений различных персонажей (снежинок, куколок, клоунов, пингвинов и т.п.). Сам же характерный танец часто связан с забавным сюжетом, где есть завязка, развитие, кульминация и развязка. Яркие образы и сюжеты характерных танцев помогают детям ориентироваться в музыкальной композиции.

Процесс разучивания и исполнения танцевальных движений – по сути, процесс освоения закономерностей музыкальной формы, действенное средство развития у детей музыкально-слуховых представлений. С помощью движений ребенок может «войти» в звуковой поток, ощутить, прочувствовать и телесно пережить движущие его закономерности:

-метрическую пульсацию;

-чередование, сопоставление или контраст фраз, разделов, частей;

-смысловые интонационно-ритмические акценты; кульминации и спады мелодических «волн» –  линий и т.д.

Движения помогают ребенку выявить эмоции, связанные с музыкальным образом, воплотить, реализовать заложенные в интонационной драматургии музыкального произведения пространственные, двигательные, тактильные, зрительные ассоциации.

Народные танцы можно рассматривать и как своеобразные тренинги-упражнения по развитию навыков общения у детей. В фольклорной традиции танец связан с определенным ритуалом, жизненным событием. Поэтому рисунок народного танца всегда наполнен глубоким смыслом, прочными нитями связан с жизнью, с культурой взаимоотношений людей. В фигурах народного танца запечатлена особая пластика, свойственная национальному характеру, а главное – запечатлены определенные модели поведения, способы выражения эмоций в рамках принятых в культуре народа норм.

Движения и фигуры в народных танцах, представленных в программах по ритмике для детей, очень простые, несложные для запоминания. В основе танцевальных сюжетов – образы дружелюбия, партнерской поддержки, одобрения  индивидуальных решений в рамках коллективного взаимодействия. В таких танцах часто есть игровые сюжеты, что, во-первых, облегчает их запоминание, а во-вторых, способствует выработке выразительных движений, соответствующих определенным эмоциональным состояниям.

Фигурами танцев в основном являются естественные жесты и движения, которые  в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое  отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Освоенные в танце, эти движения могут стать для детей своеобразными моделями, эталонами этикета в естественном процессе общения. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.

  • Музыкальная игра. Музыкальная игра как раздел ритмики приобретает особое значение в развитии детей. В музыкальной игре дети могут проявить творчество, комбинируя известные движения: составить из них простейшие танцевально-игровые сюжеты и композиции, включить по своему усмотрению шумовые, речевые, изобразительные эффекты, мимические и пластические сценки.

         Разделы ритмики, связанные с музыкально-ритмическими упражнениями и танцами для детей довольно подробно и тщательно проработаны в методической литературе, снабжены в программах ДОУ апробированными методиками и музыкальным репертуаром, соотнесенным с возможностями детей каждого возрастного этапа.

В то же время технология организации на занятиях с детьми творческих музыкально-двигательных игр на сегодняшний день находится в стадии становления. Педагоги, работающие с детьми, испытывают потребность в методическом осмыслении, систематизации творческих идей и приемов, «разлитых» в практической педагогической деятельности. Подтверждением тому является всплеск интереса к проблемам творческого музицирования, к игровым технологиям в музыкально-педагогической практике современности.        

Помимо  основных разделов (упражнение, композиция, игра) на протяжении всего года ведется работа над импровизационной, творческой деятельностью ребенка.

Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для поиска характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения. Выразительность исполнения образных движений, воссоздавая образ в целом. В основном это мир природы, окружающей нас, игрушки, добрые сказочные персонажи. Детям предлагаются этюды, небольшие по содержанию рассказы, яркие короткие музыкальные произведения для освоения образа, задания для импровизации танцевальных движений, игры с импровизациями.

Детям предлагается найти характерную пластику персонажа:

  • беззаботная птичка
  • кукла ожила
  • важная утка
  • радостный или грустный зайчик

Детям предлагается освоить композиционные перестроения (ориентировка в пространстве):

  • движение друг за другом по кругу
  • движение змейкой
  • движение в двух колоннах
  • переход из двух колонн в два круга
  • движение врассыпную
  • из общего круга в пары

Все эти задания сочетаются в разных формах работы: в свободных играх, при подготовке к праздникам и развлечениям, индивидуальной работе с ребенком, в театрализованной деятельности.

Однако необходимо учитывать не только возрастные особенности детей, но и их индивидуальные особенности, возможности, корректировать задачи в условиях работы дошкольного учреждения («Учебно-тематический план» приложение №2,  «Календарно-тематическое планирование» приложение №3).

  1. Работа над проектом с родителями

        Одними усилиями музыкального руководителя на занятиях без поддержки воспитателей и родителей трудно добиться желаемого результата.

Цель работы с родителями: приобщение семьи к формированию положительных эмоций и чувств ребёнка, поддержание заинтересованности, инициативности родителей к жизни детского сада.

        Музыкальное воспитание и развитие  ребёнка в семье зависит от условий, которые определяются врождёнными музыкальными задатками, образом жизни семьи её традициями, отношением к музыке, общей культурой. Изучить эти условия помогает анкетирование родителей в начале проектной деятельности.

Анкетирование родителей «Мой ребёнок и музыка»

Вопросы

Результаты

1.Какое место в жизни вашего ребёнка занимает музыка?

2.Любит ли он её слушать? Какую музыку предпочитает?

3.Какое самое любимое произведение вашего ребёнка? А ваше?

4.Любит ли он под эту музыку двигаться, танцевать?

5.Понимает ли он содержание музыки?

6. Передаёт ли в движении характер музыки, её ритм?

7. Насколько эмоционально ребёнок реагирует на музыку?

8. В чём это выражается?

9. Стремится ли ребёнок поделиться впечатлениями и переживаниями с вами? Как вы на это реагируете?

10. Каково ваше участие в музыкальном развитии ребёнка: Есть ли дома фонотека детской музыки? Посещаете ли вы детские спектакли? Смотрите ли вы по телевизору музыкальные программы вместе с ребёнком? Обсуждаете ли вы их?

Не знаю-60%, любит петь(танцевать)-30%, никакое-10%

2.любит-80%, не любит-20%,предпочитает детскую-15%, современную-85%

3.не знаю-70%, назвали любимые произведения детей-30%

4.любит-90%, не любит-10%

5.да-40%, нет-50%, не знаю-10%

6. да-70%, не знаю-10%, да-20%

7.очень-65%, не реагирует-10%, не знаю-25%

8.разные ответы

9.да-60%, не всегда-20%, никогда-20%

10.разные ответы

Вывод: большинство родителей не интересуются музыкальным воспитанием детей, не знают их любимых музыкальных произведений, не видят их музыкальных способностей.

Решение проблемы: правильно организовать работу по музыкальному воспитанию в семье, проводить беседы, консультации о музыке, совместные праздники и досуги, привлекать родителей к активному участию в жизни ОУ и группы в частности. По результатам анкетирования выбираются формы сотрудничества.

Составляется план работы с родителями (Приложение №4),  успешное выполнение которого зависит от активности и инициативы со стороны родителей, целенаправленности и дифференцированного подхода к сотрудничеству с семьёй со стороны ОУ. 

  1. Работа над проектом  с педагогами

Одной из важнейших задач по работе с педагогами является
согласованность действий.

Цель: Совместное решение задач воспитания и развития детей посредством музыки и музыкальной деятельности.

Месяц

Форма работы

Сентябрь

  • Индивидуальные и общие консультации по организации и проведению праздника, посвященного Дню Знаний «Хочу все знать!»
  • Подготовка ко Дню пожилых людей
  • Разучивание нового репертуара на I квартал
  • Подготовка к проведению кукольного театра «Колобок»
  • Консультация «Без музыки тоска и болезни»

Октябрь

  • Обсуждение сценариев осенних утренников
  • Подготовка костюмов и атрибутов к празднику
  • Консультация «Педагог и музыкальный руководитель: вопросы сотрудничества и сотворчества»

Ноябрь

  • Рекомендации по проведению индивидуальной работы с детьми
  • Подготовка и проведение театрализованного представления «Зайчик - черный носик, короткий хвостик»
  • Консультация «Музыка в повседневной жизни детского сада» (

Декабрь

  • Разучивание нового репертуара на  II квартал
  • Обсуждение сценариев новогодних утренников. Индивидуальные и общие  консультации  по организации и проведению праздников
  • Диагностика музыкальных способностей детей и творческих способностей  одаренных детей
  • Консультация  «Праздники и развлечения. Роль воспитателя в их подготовке»

Январь

  • Подготовка к проведению кукольного спектакля «Рукавичка»
  • Консультация «Музыкально-ритмическая деятельность детей, как яркий и эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний»

Февраль

  • Работа с инструктором по физическому воспитанию о проведении совместного праздника «Аты-баты, мы-солдаты!»
  • Обсуждение сценариев к празднику 8 Марта. Подготовка костюмов и атрибутов к празднику.
  • Консультация «Роль воспитателя в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах»

Март

  • Разучивание музыкального репертуара на III квартал
  • Индивидуальные  и общие консультации по организации и проведению праздников, посвященных 8 Марта
  • Подготовка и проведение кукольного спектакля «Заюшкина избушка»
  • Консультация «Эмоциональное развитие дошкольников на музыкальных занятиях»

Апрель

  • Индивидуальные и общие консультации по организации и проведению  Праздника Улыбки  и Праздников Земли
  • Консультация «Чувашский фольклор, как средство воспитания дошкольников»

Май

  • Индивидуальные и общие консультации по организации и проведению Дня  Семьи «МЫ  ВМЕСТЕ!»
  • Отчет по итогам музыкальной диагностики  
  • Подготовка к проведению отчётного концерта «Танцуют ВСЕ!»

Июнь

  • Индивидуальные и общие консультации  по организации и проведению праздника «Счастливы дети на всей планете!»
  • Консультация «Театрализованные игры - путь к детскому творчеству»

  1. Заключение

Таким образом,  в результате проектной деятельности, благодаря регулярным и дополнительным занятиям по развитию музыкально-ритмических движений у детей  возрастут показатели в развитии  двигательных качеств и умений, общеразвивающих движений, имитационных движений, ориентировки в пространстве, творческих способностей,  нравственно-коммуникативных качеств личности.  Для этого будут созданы соответствующие условия : дидактические игры, музыкальные уголки, инструменты с помощью которых можно работать с ритмами (деревянные палочки, «волшебные» кубики, бубны, колотушки, трещотки, ритмические таблицы), костюмы.

Для достижения поставленных целей  деятельность по развитию музыкально-ритмических движений проводится индивидуально, по подгруппам, фронтально,   а также в интеграции с использованием синтеза различных видов деятельности: музыкальная, художественно-речевая, изобразительная. Проводятся  игры-драматизации, организуется совместная деятельность детей и взрослых в  танцевальных ансамблях с участием родителей и педагогов, проведение совместных праздников  с детьми, родителями и сотрудниками ОУ, выступления на сценах города, участие в городских танцевальных конкурсах.

При успешной реализации проектной деятельности по развитию музыкально-ритмических движений  у детей дошкольного возраста планируется:

  • продолжить научный поиск по изучению и внедрению эффективных технологий по приобщению детей к музыкально-ритмическому воспитанию;
  • внедрять авторскую программу А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика» более углубленно в старших и подготовительных группах.
  • принять участие в ежегодном окружном детском фестивале «Фа-Солька».
  • Обобщить и распространить опыт работы по данной теме в печатных изданиях.

10.Библиографический список. Информационные ресурсы

1. АрсеньевскаяО.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду.-Волгоград: Учитель, 2011.-204с.

2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб, 2000. - 220 с.

3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 203 с.

4. Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. Учебно–методическое пособие. –М.: Аркти, 2005. – 108 с.

5. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Вако, 2006. -240 с.

6. Зарецкая Н., Роот З.,Танцы в детском саду.  М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.

7. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. –СПб.: Композитор, 2005. - 76 с.

8. Картушина М.Ю. Логоритмика для дошкольников  

9. Косицина М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. – М,:Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 216с.  

10. М.Л. Лазарев программы «Здравствуй» М.Л. Лазарева.  

11. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 112 с.

12. Сауко Т.Н, Буренина А.И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально–ритмического воспитания детей 2-3 лет. – СПб., 2001.-120 с.

13. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.: Линка-пресс, 2006. - 272 с.

14. Суворова Т.И. Танцуй, малыш!. – СПб.:Музыкальная палитра, 2006. – 44с.

15. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей 4. – СПб.: Музыкальная палитра, 2006. – 44 с.

16. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2006. -352 с.

17. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г Лечебно-профилактический танец «Фитнес-Данс»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-пресс, 2007-384с.

18. http://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie

19. http://prostatitusnet.ru/studentu/teoriya/kartoteka-muzykalno-didakticheskih

20. http://tema-play.ru

21. http://www.1umka.ru 

22. http://bukashka.org

23. http://teramult.org.ua/

24. http://www.multirussia.ru  

25.http://teremoc.ru/ 

26.http://pochemu4ka.ru/ 

27.http://internetenok.narod.ru/

28.http://www.kinder.ru - http://www.solnyshko.ee 

29.http://library.thinkguest.org 

30.http://owl21.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая концепция Тема: «Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного возраста с использованием инновационных технологий»

Музыка и движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка, выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки. Они помогают ребёнку подружиться с друг...

Отчет по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы.

Ведущими задачами являются: -  развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к   самостоятельному познанию;    ...

Проектно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной группе на тему: "Огород на подоконнике"

Огород на подоконнике в детском саду является очень познавательным и интересным занятием; способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает им лучше познать, как появляют...

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Дорогою добра».

воспитывать у детей чувство доброты и дружбы, вежливое и внимательное отношение к окружающим.воспитывать желание заботиться и помогатьпобуждать детей высказывать собственное мнениеучить детей видеть к...

Материал выступления на городских педагогических чтениях на тему: «Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного возраста средствами дидактических пособий и игр».

Материал статьи посвящен разработанным мной играм и пособиям для развития музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста.В статье раскрыты актуальность, цель, задачи, практическая знач...