«От колокольчика до колокола»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

 

Совместная деятельность музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyati_kolokolchik_2015.doc72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МДОУ д/с № 4 «Буратино»

Совместная деятельность музыкального руководителя

с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «От колокольчика до колокола»

                     

       

                                                   Музыкальные руководители: Батова О.Ю.

г. Тутаев

2015

Задачи приоритетной образовательной области:

  • «Художественно-эстетическое развитие»:   приобщение к музыкальному искусству; воспитание интереса к музыкальной деятельности; развитие эстетических чувств детей; художественного восприятия образных представлений, воображения, фантазии; обогащение музыкальных впечатлений детей; формирование музыкального вкуса; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии  музыки; развитие музыкальных  способностей; развитие детского музыкального творчества; удовлетворение потребности в самовыражении.

Задачи образовательных областей в интеграции:

  • «Социально-коммуникативное развитие»: развитие  общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, социально-эмоционального интеллекта, развитие эмоциональной отзывчивости, сорадости, сопереживания.
  • «Познавательное развитие»: развитие интереса детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, элементарных музыкальных представлений;

     музыкально - сенсорное  развитие, развитие восприятия, внимания, памяти.

  • «Речевое развитие»: владение речью, как средством общения и культуры, обогащение словаря, развитие связной речи.
  • «Физическое развитие»: обогащение двигательного опыта детей, развитие координации движений в танцевально-игровой деятельности.

Предпосылки учебной деятельности:

 умение внимательно слушать музыкальное произведение до конца, эмоционально откликаться на выраженные в музыке чувства и настроения, умение определять характер и настроение музыкальных произведений, выделять отдельные средства музыкальной выразительности: темп, динамику, тембр;

умение слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы; умение различать звучание колокольчиков по тембру; петь без напряжения лёгким звуком с сопровождением и без него; произносить отчётливо слова, правильно передавать мелодию; умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении музыкальный образ; умение действовать самостоятельно, активно в различных видах музыкальной  исполнительской деятельности; играть на ДМИ в ансамбле; умение общаться и взаимодействовать со сверстниками и со взрослыми.

Оборудование:

экран, проектор, музыкальный центр, фортепиано, колокольчики (валдайский, серебряный, глиняный, деревянный, хрустальный, фарфоровый), диатонические и серебряные по количеству детей, бубенцы, дуга с колокольчиками, портрет композитороа п.И. Чайковского.

Музыкальный материал:

Этюд-импровизация «Козлик» (весёлая, тревожная музыка);

Музыкально-дидактическая игра «Узнай колокольчик по голосу». «Колокольцы-бубенцы» , Журнал «Музыкальный руководитель» № 3, 2014;

В. Моцарт «Колокольчики звенят», П. Чайковский «Фея серебра»;

Попевка «Бубенчики»,  муз. Е Тиличеевой. «Развитие музыкальных способностей детей» М.А Михайлова;

П. Чайковский «На тройке»;

«Игра со звоночками», муз. Ю. Ражавской. «Музыка и движение» (упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет).

Песня «Край в котором ты живёшь»

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание НОД

   

Под веселую музыку Моцарт В. Моцарт

 «Колокольчики звенят» или

П. Чайковский «Фея серебра».дети заходят в зал и становятся в круг.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко, падает снежок…(в зависимости от погоды)! Так и хочется пожелать всем «Доброе утро!»

Валеологическая  песня – распевка  «Доброе утро» (сл. и муз. О Арсеневской)

Доброе утро!
Улыбнись скорее!
И сегодня весь день
Будет веселее.
Мы погладим лобик,
Носик и щечки.
Будем мы красивыми,
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!

Муз.  рук-ль:

   - Ребята, я рада  всех вас видеть, и хочу узнать, что вы любите  делать в детском саду больше всего?

 (Ответы  детей)

Муз. рук-ль:

    - А загадки вы  любите отгадывать?

(загадывает загадку про колокольчик)

« Язык есть, речей нет,  а вести подаёт»

 

( если дети не отгадали загадку, музыкальный руководитель  предлагает «волшебный мешочек», в котором лежит колокольчик.  Дети   определяют  его наощупь  и   достают).

- Посмотрите, ребята, у нас сегодня в гостях  – колокольчик. Вот он, какой нарядный, блестит, завязал бантик и голос у него звонкий, задорный, весёлый (показываю колокольчик) 
Колокольчик можно назвать одним из символов России. Он появился на Руси очень давно: 1000 лет назад. 
С тех пор колокольчик так прочно вошёл в нашу жизнь, и мы часто встречаем его.
 

Муз. рук-ль:

-  А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Козлики».

  Этюд-импровизация «Козлики»

Муз. рук-ль:

- Прыгал козлик на лугу, по цветочкам прямо (звучит весёлая музыка, дети изображают весёлых козлят).

Вдруг он замер на бегу, он ушёл от мамы.

Ой, ой, ой-ой-ой, потерял он маму.

(дети замирают).

Муз. рук-ль:

- Что делать?  Как  мы  можем помочь козлёнку?

(педагог комментирует предложенные детьми ответы и подводит их

к выводу, что нужно позвонить  в колокольчик).

Муз. рук-ль:

- Правильно, нужно позвенеть в колокольчик. Так раньше и делали: при выпасе скота вешали на шею животных колокольчик. По резкому, далеко слышному звучанию колокольчика можно было отыскать корову, лошадь или козочку

(за экраном раздаётся звук колокольчика).

Муз. рук-ль:

- Слышите, наш козлёнок где-то рядом (на экране слайд с изображением козы с козлёнком, на шее у них колокольчик)

- Вот и нашёлся наш козлёнок!

Основная часть (содержательный этап)

Муз. рук-ль:

- Ребята, вспомните, где вы слышали ещё звучание колокольчиков?

(ответы детей)

Итак (показ слайдов):

- у коровы на шее (чтобы было легче искать, когда потеряется); 
- на корабле (колокол отбивает время); 
- на рыбалке  (на удочке);
- в храме (на колокольне); 
- на двери (вместо звонка); 
- в школе (зовёт на урок);
- у клоуна на шапочке, на одежде (веселит людей);  
- есть колокольчик музыкальный (он украшает музыку); 
- есть колокол – памятник – Царь- колокол; 
- ёлочные украшения в виде колокольчиков; 
- колокольчик у лошадок на дуге; 

 Вы молодцы, много вспомнили мест, где встречаются колокольчики и колокола. 

Муз. рук-ль:

- А из каких частей состоит колокольчик? 
(купол и язык)
 


Воспитатель: Вместе с нашим колокольчиком в гости пришли его братья– колокольчики: 
- колокольчик глиняный (позвенеть им) 
- колокольчик деревянный 
- колокольчик хрустальный 
- колокольчик маленький металлический 
- У каждого из них необычный голос.

- Главное в колокольчике – его голос. Например, валдайский колокольчик звучит пронзительно и очень звонко. А голосок  серебряного колокольчика - звучит тише и ниже. Слепленный  из глины колокольчик – гремит, звук его приглушённый (показывает, звенит).

Хрустальный  колокольчик звучит нежно, переливается (показывает, звенит). - Дети, а кому может пригодиться хрустальный колокольчик? 

А звук фарфорового колокольчика  глухой, но игривый (показывает, звенит). 

Мы с вами услышали, как звучат колокольчики из разных материалов

Вы слушали внимательно? Давайте поиграем с колокольчиками в прятки, только спрячутся они и будут подавать свой голос.

Музыкально-дидактическая игра «Узнай колокольчик по тембру и станцуй.» (Журнал «Музыкальный руководитель»,  № 3, 2014). 

Муз. рук-ль:

:

- А сейчас я вам расскажу о поддужных колокольчиках, которые подвешивали под дугой русской тройки

(на экране изображение дуги с колокольчиками). 



Когда на Руси не было железных дорог – люди передвигались на лошади или тройке лошадей, запряженной в сани или повозку. Первыми повесили колокольчики на дугу в почтовых повозках и санях, почтовой тройке все должны были уступать дорогу, вот и звенели колокольчики, оповещая о приближении почтовой тройки

( на экране изображение тройки лошадей с колокольчиками).

Почтовой тройке должны были все уступать дорогу и чтобы её было слышно издалека, и кому-то  пришла в голову идея повесить под дугой колокольчик. Поддужные колокольчики понравилась людям -  ехать с ними веселей, да и слышно их далеко, а в непогоду со звенящими колокольчиками легче было не сбиться с дороги.  

Русский композитор П.И. Чайковский передал звон колокольчика под дугой мчащейся тройки в музыкальном произведении «На тройке» из цикла «Времена года».

   Слушание.

П.И. Чайковский «На тройке». Ноябрь.  Из цикла «Времена года».

Муз.рук-ль:

- В пьесе Чайковского «На тройке» композитор передаёт картину поздней осени, когда снег уже выпал и зима совсем близко. Уже  можно прокатиться на тройке по первому пушистому снегу под звон переливчатых колокольчиков.

Муз. рук-ль:

- Ребята, а в какой части музыкальной пьесы вы услышали звон колокольчиков?

Дети: Колокольчики слышны в середине и в конце.

Муз. рук-ль:

-  А какой характер средней части?

(ответы детей – весёлый, игривый, радостный)

Муз. рук-ль:

- Музыка изящная, игривая, бойкая, радостная.  А в конце музыкальной пьесы  колокольчики  уже не позвякивают, а заливаются  вовсю  – тройка помчалась.

- Хотите  поиграть  в оркестре? Я предлагаю вам колокольчики и бубенцы.

 Выбирайте, на каком музыкальном инструменте вы будете играть.

Хотите, мы сейчас будем с вами  оркестром колокольчиков и украсим музыку. 
Дети берут маленькие колокольчики, диатонические, и бубенцы на ручке.


Муз. рук-ль:

Тройка мчится, тройка скачет,

Вьётся пыль из-под копыт.

Колокольчик звонко плачет и хохочет,

и визжит.

По дороге голосисто раздаётся

яркий звон,

То вдали отбрякнет чисто,

То застонет глухо он.

                                     (П. Вяземский)

Игра в оркестре на колокольчиках.

(показ слайда «Звонница»)

Муз. руководитель:

- Мы говорили о колокольчиках, а русские мастера научились отливать большие колокола.  По всей Руси  стоят колокольни с колоколами.

Большие колокола поют низким, раскатистым голосом,  у малых колоколов голос высокий, радостный, переливчатый. Люди, играющие на  колоколах, называются звонарями.

 Давайте сейчас послушаем звон колоколов (колокольные звоны)
(Прослушать диск с записью колокольных звонов) 

- Мы с вами услышали, что звук колокольчика зависит  от его размера.

 Звучат «Колокольные звоны» (ПРЕЗЕНТАЦИЯ  «КОЛОКОЛА  РОССИИ»

Муз. рук.-ль.:

  Люди, которые отливают, изготавливают колокола, называются колокольных дел мастера.  Есть такие мастера и в нашем городе.  Они трудятся на колокольном заводе  нашего  земляка Николая Александровича Шувалова.  Делают колокола  из песка, глины, кирпича, воска, как и 200 лет назад. Шуваловские  колокола  прочные, благозвучные и мощные по звучанию.  Мы гордимся, что в нашем городе есть такой завод,  и колокол стал  брендом нашего города.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Распевка  

Про наш любимый край  мы споём песню  « Край, в котором ты живешь» Г.Гладкова, Ю. Энтина»

  «Игра со звоночками» («Музыка и движения» стр. 88)

Ребята, быстро садимся в саночки и отправляемся в лес, а чтобы наши лошадки быстрее бежали, взрослые гости подыграют нам на колокольчиках. 

Игра с колокольчиками "Дили-дон" 
Дети под музыку легко бегут по кругу, у каждого в руке маленький колокольчик, по сигналу дети останавливаются, ставят на пол колокольчик и поворачиваются в круг спиной, говорят слова: 
Дили- дили- дили -дон! 
Слышится со всех сторон. 
Весело играем мы, 
Звонче, колокол, звени! 
Во время проговаривания слов водящий идет по кругу и одного из игроков забирает колокольчик и все весело звенят. Ребёнок, оставшийся без колокольчика, становится водящим

Муз. рук-ль:

- Ребята, давайте возьмёмся за руки и на счёт 3 поднимем руки вверх. На что похожа наша фигура?

(ответы детей – на один большой колокол).

1,2,3 – колокольчик наш звени!

На счёт 3 опустим руки вниз. Колокольчик затихает, руки все мы опускаем.

Скажите, пожалуйста, что вам  сегодня запомнилось? Что мы сегодня сделали???

(ответы детей)

Что понравилось больше всего?

Ну вот. Пришла пора прощаться.

До свидания! С. Коротаев.

Прощаться, как известно,

Не очень интересно.

Но мы кивнём головкой,

Помашем на прощанье

И дружно, дружно скажем «До свиданья!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по духовно-нравственному воспитанию с элементами экспериментальной деятельности "Колокола и колокольчики"

Интегрированное занятие, включающее в себя беседу, опытническую деятельность, музыкальную составляющую....

Конспект занятия "Колокола и колокольчики"

Воспитание любви к родному городу. умение понимать музыку. в том числе и колокольную, развивать ассоциативное мышление - основные направления данного мероприятия...

Презентация к проекту "Дети в музее" "Колокола и колокольчики в музыке"

Презентация посвящена всеми известному музыкальному инструменту колокольчику: от истоков до наших дней. После презентации дети посетили мини-музей колокольчики. После посещения дети играли на колоколь...

Детско-родительский проект "Колокола и колокольчики"

познавательно-игровой, исследовательский....

Исследовательский проект "Колокола и колокольчики в нашей жизни"

В этом проекте проведено исследование о колоколах и колокольчиках, о том где и для чего они применяются....

детско-родительский проект "Колокола и колокольчики"

Детско-родительский проект нацелен разобраться в терапевтических возможностях колоколов и колокольчиков для детей и взрослых, изучить историю из возникновения и развития....

план проектной деятельности в подготовительной к школе группе на тему "Колокола и колокольчики"

История колоколов и колокольных звонов тесно связана с историей нашей страны. данный проект позволяет познакомить детей с историей возникновения колоколов, их использовании в быту и церковных службах,...