"Шагаем по лесенке"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Аничина Ольга Олеговна

Музыкальное занятие в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnoe_zanyatie_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe.docx23.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное занятие в подготовительной к школе группе "Шагаем по лесенке в поиске песенки"

 Музыкальный руководитель Аничина О.О.

Вид: музыкальное развитие.

Цель:  совершенствовать музыкально-ритмические способности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

1.     Знакомить с особенностью музыкальной речи, ритмического построения фраз;  слышать начало и конец музыкальной фразы.

2.     Учить детей вовремя вступать в музыкальное сопровождение.

3.     Способствовать формированию умения придумывать слова и  воспроизводить ритмослоги.

4.     Упражнять детей в различении ритмических рисунков, соотносить звуки по высоте.

Развивающие:

1.     Развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческие способности детей.

2.     Развивать у детей ритмическое, темповое и звуковысотное восприятие.

Воспитательная:

1.     Воспитывать  самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг к другу.

 Методы и приёмы:

Словесные: вопросы, задания, словесное объяснение.

Наглядные: слайдовые фрагменты.

Практические: музыкальные игры, творческие задания.

 Материал:

Лесенка из семи ступеней;

детские музыкальные инструменты (ложки, рубель, дудочка, коробочка, кастаньеты, маракасы, металлофон, треугольник, бубен);

бабочки, цветы бумажные по количеству детей;

ритмический кубик;

нотки;

схемы на слайдах.

Ход занятия:

Дети входят в зал под ритмичную музыку, выполняют движения по словесному объяснению  педагога. Встают в круг.

М. Р. А теперь давайте  поздороваемся.

 М. р. (поёт) Здравствуйте, ребята!

Дети: (поют) Здравствуйте!

М. р. Я знаю, что вы очень любите петь, но так же знаю, что все: и дети, и взрослые, и даже звери тоже  очень  любят петь  и играть и  начинают своё утро с  веселой  игры.

 Пальчиковая речевая игра «Утром рано я встаю» (И.Бодраченко)

 М. р .Утром рано я встаю,

Свою песенку пою,

И со мною дружно в лад

Подпевают…

Дети:

100 ребят! (поднимают руки вверх, расставив пальцы)

Подпевают 100 ежей (складывают руки в «замок», большие пальцы соединены, остальные выпрямлены – «ёжик»)

Подпевают 100 ужей (соединяют ладони, делают волнообразные движения – «уж ползёт», текст произносят громким шёпотом)

И поют её зайчата (приставляют ладони к голове – «ушки зайчика», текст произносят высоким голосом)

И поют её лисята (сгибают руки в локтях перед собой – «лисьи лапки», текст произносят более низким голосом)

А в берлоге – медвежата (разводят руки в стороны, переваливаются с ноги на ногу, произносят текст низким голосом)

А в болоте – лягушата (сгибают руки в локтях, разводят руки в стороны, расставив пальцы – «лягушачьи лапки», текст  произносят высоким голосом)

Даже страшный крокодил

Эту песню разучил! (расставив пальцы рук, соединяют ладони, правая рука сверху – «пасть крокодила», произносят текст громким шёпотом)

Промурлыкала нам кошка (сгибают руки в локтях перед собой – «кошачьи лапки», произносят текст высоким голосом)

Песню, сидя на окошке (кладут голову на «лапки»)

Слышишь (поднимают указательный палец вверх)

Как под нашей крышей (поднимают руки над головой, соединив кончики пальцев рук, локти в сторону – «крыша домика»)

Эту песню поют мыши? (сгибают руки в локтях перед собой – «мышиные лапки», произносят текст высоким голосом)

Утром рано мы встаём,

Хором песенку поём.

М. р.

А о чём же в ней поётся?

Дети:

Как нам весело живётся! (хлопают в ладоши)

 М. р.

Ну а где же наша песенка?

А как вы думаете, где прячется песенка?

 Ответы детей.

М.р. А посмотрите, какая у меня есть волшебная лесенка.

 Педагог и дети подходят к лесенке, состоящей из 7 ступеней.

М. р. Давайте посчитаем, сколько в ней ступенек.

(Дети считают).

 М. Р.

А мне кажется, я знаю, где находится песенка…Посмотрите, ведь это  лесенка не простая, а музыкальная. И наша песня прячется  на самой высокой ступени. Но чтобы до неё добраться, нужно пройти все ступени и на каждой будет для вас задание. Если справитесь с ними – найдёте свою песенку.

 Дети садятся на стульчики. Педагог берет нотку, на которой написано задание.

 1 –е задание:

Песню надо петь со словами,

А какими – подумайте сами.

 М. р. А вы знаете такие то весёлые  слова, которые могут встретиться в нашей  песенке?

 Дети предлагают варианты

 М. р. Молодцы, все ваши слова подойдут для веселой песенки.

А теперь, я предлагаю все ваши замечательные слова пропеть и сопровождать их движениями.

Речевая игра «Солнышко»

Солнышко, солнышко,                  Ритмичные хлопки

Выгляни в окошко.

Твои детки плачут,                        Притопы

По камушкам скачут.                    Легкие прыжки с хлопками

И на небе, и в воде.

 Дети  произносят и прохлопывают ритмослоги.

Педагог: Как вы думаете, мы справились с заданием? Если нотка зазвучит, значит задание мы выполнили верно.

 В это время, на слайде появляется нотный стан, звучит фрагмент песни.

М. р.  Справились, молодцы! Теперь мы поместим нашу первую нотку на нотный стан.

Педагог берет другую нотку, читает задание:

Нужен аккомпанемент,

Чтобы песня зазвучала,

Инструменты нужно взять

Чтобы музыку сыграть.

М. р.  Интересное задание! Но я сначала хочу  поиграть  с вами в игру «Угадай музыкальный инструмент.

МДИ «Угадай музыкальный инструмент»  Салахутдинова Г. Р. (1)

Ребята, а для чего на слайдах появлялись инструменты?

Ответы детей.

На столе вы видите инструменты, подойдите к ним и возьмите те инструменты, которые изображены на ваших бейджиках.

Я  покажу вам весёлые картинки, а вы  будете озвучивать их  музыкальными инструментами.

Будьте внимательными, нужно начать исполнять свою партию как только на слайде появится ваш инструмент. Чтобы музыка  получилась красивой, нужно внимательно слушать и ритмично играть на инструментах.

МДИ для дошкольников «Весёлые зверята».

 М. р.  Молодцы!

В это время, на слайде появляется нотный стан, звучит фрагмент песни.

М. р.  А вот и вторая фраза нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились. Теперь мы поместим нашу вторую нотку на нотный стан.

Подходит к 3-й ступени, берёт нотку.

Чтобы узнать следующее задание, сядем с вами в круг.

М. р.  читает задание:

Долгий звук и звук короткий

Есть у песни непременно.

Их на кубике найдите,

По рисунку спойте верно.

Посмотрите, на кубике нарисованы какие-то полоски – длинные и короткие. Как вы думаете, чтобы это значило?

 Ответы детей.

М. р.  Длинные полоски обозначают долгий звук, а короткие полоски – короткий звук. Долгий звук обозначаем слогом  «ТА», а короткий «ТИ-ТИ»

 Музыкально-дидактическая игра «Ритмический кубик»

 Ты беги весёлый кубик

Быстро-быстро по рукам.

У кого остался кубик –

Тот прохлопает «ти-та»

 В это время, на слайде появляется нотный стан, звучит фрагмент песни.

М. р.  А вот и третья фраза нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились. (Помещает нотку на ступень)

Ну что, ребята, хотите узнать, какое задание нам приготовила следующая ступень?

Давайте спокойно пройдём на стульчики и послушаем задание.

 Подходит к 4-й ступени, берет нотку, читает задание:

Есть слова, есть инструменты,

Ну а где мелодия?

Вы на схемы посмотрите

И мелодию найдите.

 М. р.  Посмотрите, какая интересная схема.

Обратите, внимание, что все звери находятся на разной высоте. Как вы думаете, что бы это могло означать? (Ответы детей)

Есть звуки высокие и низкие.  Если кошечки находятся наверху, как бы они пропели эти звуки? (Мяу) А как споёт корова? (Му) А как споют собачки? (Гав, гав). Кто хочет спеть по этой схеме?

 Музыкально-дидактическая игра «Пропой звуки»

Фигуры котят, собачек и коров расположены  в звуковысотном порядке. Дети сначала по одному, затем вместе поют схемы.

 В это время, на слайде появляется нотный стан, звучит фрагмент песни.

М. р.  И эта нотка  зазвучала, что это значит?  (Ответы детей)

Теперь мы поместим нашу четвертую нотку на нотный стан.

Подходит к 5-й ступени, берет нотку, читает задание:

Начало есть у песни, начало есть у фразы,

Услышать вы сумеете начало и конец?

М. р. В зале расцвели цветы, а на них сидят бабочки. Пройдите к цветам и присядьте возле них,  а бабочку наденьте на пальчик.

Дети занимают места.

Вы все знаете, что у каждой песни есть музыкальные фразы. У каждой музыкальной фразы есть начало и конец. Послушайте! (звучит вальс) Очень похоже на полёт бабочки. На  начало музыкальной фразы бабочка  взлетает, а на конец музыкальной фразы садится на цветок.

Чтобы услышать начало и конец музыкальной фразы, что нужно делать? (Ответы детей)

Да, нужно очень внимательно слушать мелодию, чтобы вовремя взлетала и садилась ваша бабочка.

 Игровое упражнение «Музыкальный полёт»

(Т.Рогаткина)

У каждого ребёнка на тыльной стороне ладони – бабочка, которая с помощью резиночки крепится на одном или нескольких пальцах. На ковре  лежат  бумажные цветы, на которые будут опускаться бабочки. Дети поднимают руку в начале музыкальной фразы и опускают на цветок в конце музыкальной фразы.

 Вальс-шутка (музыка Д.Шостаковича)

 В это время, на слайде появляется нотный стан, звучит фрагмент песни.

М. р.  А вот и пятая фраза нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились. Сейчас я и эту пятую нотку помещу на нотный стан.

Подходит к 6-й ступени, берет нотку, читает задание:

Зазвучала песня в ритме, а теперь – с движением,

Вы на месте не сидите, в ложки весело стучите!

 М. р. Ребята, здесь на столах разложены ложки, каждый возьмите по 2 ложки и встать рядом со мной в круг. Вы, конечно, знаете, что есть разные способы игры на ложках. Покажите, какие?

Дети показывают приёмы игры на ложках.

А теперь исполните под весёлую музыку танец с ложками, используя все те движения, которые вы знаете, но только не забывайте  прислушиваться к темпу и ритму музыки. Выполняйте каждый своё движение.

Ритмический танец с ложками «Кадриль».

Дети исполняют игру на ложках с движениями.

Понравился вам танец?   (Ответы детей)

По окончании танца дети кладут ложки на поднос. На слайде появляется нотный стан, звучит фрагмент песни.

М. р.  А вот и шестая фраза нашей песенки. Значит, мы и с этим заданием справились. Мы дошли до 7-й ступени.

Подходит к 7-й ступени, берет нотку читает задание:

Вы дошли до вашей песни,

Молодцы, вы справились!

Угадайте, что за песня

На ступени спряталась?

Педагог играет мелодию, дети узнают её, называют. Звучит вступление, дети выходят в круг, исполняют знакомую песню с движениями.

 М.р.  подводит итог:

Вы справились со всеми заданиями, молодцы, вы смогли дойти до песенки. И песенка дарит вам нотки. Но посмотрите нотки разноцветные. Если у вас хорошее настроение от сегодняшней нашей встречи - возьмите жёлтую нотку, а если вам было скучно, не интересно,  возьмите синюю нотку. Я вижу, что вы выбрали жёлтые нотки, а что самым интересным для тебя показалось? Скажите, а что-то новое вы сегодня узнали? А вам было трудно? А какое задание было самое трудное для вас? ( Ответ детей).

М. р. Вы трудились не напрасно , все  согласны? Да, согласны! ( Дети идут по залу под весёлую ритмичную музыку, уходят из зала в группу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие "Шагаем по лесенке в поиске песенки"

Занятие способствует формированию ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста, знакомит с особенностью музыкальной речи (фразировкой), ритмического построения фраз, учит слышать начал...

Музыкальное занятие "Шагаем по лесенке в поиске песенки"в подготовительной к школе группе

Формировать ритмические способности детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по музыкальному воспитанию для подготовительной группы "Шагаем по лесенке в поиске песенки"

Конспект занятия по музыкальному воспитанию для подготовительной группы "Шагаем по лесенке в поиске песенки"...

Конспект занятие "Шагаем мы по лесенке, разыскиваем песенку" старшая группа

Цель занятия:Формировать ритмические способности детей старшего дошкольного возраста....

Открытое музыкальное занятие в подготовительной к школе группе "Шагаем по лесенке в поисках песенки"

Цель занятия: Формировать музыкально - ритмические способности детей старшего дошкольного возраста. Восприятие и различение музыкальных последовательностей. Программное содержание:...

Музыкальное развлечение в подготовительной группе "Шагаем по лесенке в поиске песенки"

Музыкальное развлечение в подготовительной группе"Шагаем по лесенке в поиске песенки"...

«Шагаем по лесенке в поисках песенки» (развлечение для подг.гр.)

laquo;Шагаем по лесенке в поисках песенки»(развлечение для подг.гр.)...